БУДЬ ЗДРАВ ВО СЛАВУ БОЖИЮ Медицина как фактор культуры
Современное общество находится в очень непростом положении. С одной стороны, возникла острая необходимость рассматривать вопросы здоровья с позиций предупреждения заболеваний, а с другой стороны, нет возможности уберечься от неблагоприятных экологических факторов, информационного напряжения, стрессов и многого другого. Предлагается множество различных концепций по сохранению здоровья, здоровому образу жизни, по культуре здоровья – как классическими медицинскими работниками, традиционной медициной, так и множеством специалистов различных направлений, начиная от народных целителей до откровенных шарлатанов. Но люди все-таки болеют, несмотря на научно-технический прогресс, и число заболеваний продолжает расти, появляются новые и новые заболевания, с которыми медицина в настоящее время справиться не в состоянии. Несколько лет назад в школьные программы был введен новый предмет: валеология, наука о здоровье, о его культуре, о здоровом образе жизни. Вроде бы очень хорошо, что государство заботится о подрастающем поколении, о будущих своих гражданах. Если бы наше государство было православным и правовым, наверное, так бы оно и было. Но поскольку школьная валеология рассматривает вопросы здоровья с позиций культуры здоровья, а также здоровья физического, психического и духовного, то возникает опасность исказить духовные аспекты воспитания, что в итоге и произошло в наших школах. Вместо духовных аспектов рассматриваются оккультные учения, предлагаются различные низкопробные псевдомедицинские пособия и программы, часто с использованием материалов по раннему половому воспитанию, внедряются тоталитарные культы и многое другое; в других же школах все сводится к культуре тела, к тренировкам и чисто механическому подходу. Что же делать современному человеку, как ему уберечься от болезней, научиться сосуществовать в социуме, развиваться? Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно вспомнить некоторые прописные истины. В медицинском образовании существуют учебные программы, по которым происходит подготовка специалистов. В том числе на вопрос о происхождении человека медицина отвечает теорией Дарвина, а не с позиций православной христианской антропологии. Значит, раз человек – существо эволюции природы, воли случая, то и его здоровье и его болезнь рассматривают сугубо как проблему физиологии человека. Если же мы начнем рассматривать этот вопрос с позиции взаимосвязи Создателя и человека, то все сразу становится на свое место. Если человек создан Господом, то, отступив от своего Создателя, он лишается Божией благодати и Божией помощи. |
Для того чтобы человек был здоров, с самых первых признаков недуга он должен думать не о докторе, а обратиться за помощью к Господу. Когда он будет молиться и просить у Господа помощи – может случиться, что уже одного этого в некоторых случаях будет достаточно, чтобы у человека прошел стресс, успокоилось, уравновесилось внутреннее состояние и болезнь отступила бы...
В случаях, когда лечение все же необходимо, лучше прибегнуть к нему по благословению священника. Исходя из многолетнего опыта, могу сказать: когда человек проходит лечение по благословению, то результаты его совершенно иные, чем в случае, когда мы лечим атеиста. Сотрудничество священника и врача дает удивительные результаты. Мы зримо ощущаем, как Бог помогает человеку, все проблемы его здоровья разрешаются значительно проще, быстрей, без осложнений.
Поэтому в нашей медицинской практике мы пользуемся помощью православных священнослужителей. Без духовной помощи сложных пациентов, какие бывают у нас на кафедре, вообще вылечить невозможно. Да и любые заболевания с Божией помощью лечатся эффективней и, я бы сказала, проще.
А сейчас хотелось бы поговорить о культуре наших взаимоотношений, что имеет самую прямую связь с культурой здоровья, здорового образа жизни.