Каждого приема. Поглаживание всего тела — в начале и в конце сеанса.

• Поясничпо-крестцовая область: поглаживание, интенсивное растирание,

Разминание по типу надавливания или сдвигания, поглаживание

В направлении от позвоночника в стороны и немного вниз.

•Ягодичная область: поглаживание в круговом или Х-образ-

Ном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью

Согнутых пальцев), разминание двумя или одной рукой, тонизирующие

Ударные приемы (поколачивание, похлопывание, рубление),

Поглаживание.

• Задняя поверхность бедра: поглаживание в направлении от подколенной

Ямки вверх и кнаружи, интенсивное растирание, разминание

Одной или двумя руками, легкие ударные приемы (похлопывание, рубление

Одним-двумя пальцами), поглаживание.

• Задняя поверхность голени: общее поглаживание от пятки вверх

До подколенной ямки, растирание дифференцированное — наружная

Часть голени (наружная головка икроножной мышцы) растирается мягко,

Внутренняя поверхность (внутренняя головка) — более интенсивно. Разминание

Одной или двумя руками по всей мышечной группе. По внутренней

Поверхности — легкие ударные приемы. По наружной — вибрация,

Растягивание. В конце — обязательное поглаживание.

• Область коленного сустава — коррекция: поглаживание боковых

Поверхностей сустава, их растирание, надавливание на внутреннюю поверхность

(внутренний мыщелок бедра). При надавливании на внутренний

Мыщелок бедра одной рукой, другой — удерживайте голень в нижней

трети и старайтесь привести ее к средней линии (рис. 246).

• Ахиллово сухожилие: поглаживание и растирание (щипцеобразное).

И. п. — ребенок лежит на спине, под коленями — валик.

у Передняя поверхность бедра: поглаживание, мягкое, но тщательное

Растирание, мягкое разминание, поглаживание в направлении от коленной

Чашечки вверх и кнаружи.

V Передне-боковая поверхность голени: поглаживание от стопы

Вверх до колена, легкое растирание, поглаживание.

V Коленный сустав — коррекция: круговое поглаживание области

Сустава, растирание боковых поверхностей (мыщелков бедренной

Кости), надавливание на внутренний мыщелок с приведением

голени (рис. 247).

V Стопа: поглаживание по тыльной поверхности от пальцев к

Голеностопному суставу, растирание граблеобразное или поперечное,

Поглаживание и растирание вокруг лодыжек, интенсивно —

Вокруг внутренней лодыжки, растирание внутреннего края стопы,

Поглаживание.

После массажа обязательно проделайте несколько упражнений

(см. главу «Плоско-вальгусные стопы»).

• Сгибание и разгибание стоп в голеностопных суставах.

Рис. 246. Корригирующий прием. I момент

Рис. 247. Корригирующий прием. II момент

Проводится поочередно для одной ноги, затем для другой. Можно

Помогать малышу, сгибая его стопу одной рукой, другой — фиксировать

Голень.

• Вращение стоп. Сначала одна стопа вращается в обе стороны, затем

— другая. Если надо, помогайте малышу, только вращение должно

Быть мягким, безболезненным.

• Захват игрушки стопами. Предложите ребенку захватить и удерживать

Стопами некоторое время удобную игрушку (кеглю, маленький

Мячик и т. п.).

Упражнения лечебной гимнастики лучше делать несколько раз в

День, один раз после массажа, другой — во время ежедневных занятий,

Включая их в обычный комплекс.

Некоторые упражнения должны стать привычными, например, поза

Сидя ио-турецки. Поэтому следует сажать ребенка таким образом как

Можно чаще.

• Вставание из позы сидя по-турецки. Малыш сидит по-турецки.

Предложите ему встать, опираясь на наружные края стоп. Помогайте

Ребенку, поддерживая за руки. При повторении упражнения следует менять

Положение ног так, чтобы в и. п. сидя сверху была поочередно то

Левая, то правая нога.

• Приседание с разведением колен. Поддерживая ребенка под мышки

Или за руки, научите его приседать с широким разведением колен.

Наши рекомендации