Каждого приема. Поглаживание всего тела — в начале и в конце сеанса.
• Поясничпо-крестцовая область: поглаживание, интенсивное растирание,
Разминание по типу надавливания или сдвигания, поглаживание
В направлении от позвоночника в стороны и немного вниз.
•Ягодичная область: поглаживание в круговом или Х-образ-
Ном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью
Согнутых пальцев), разминание двумя или одной рукой, тонизирующие
Ударные приемы (поколачивание, похлопывание, рубление),
Поглаживание.
• Задняя поверхность бедра: поглаживание в направлении от подколенной
Ямки вверх и кнаружи, интенсивное растирание, разминание
Одной или двумя руками, легкие ударные приемы (похлопывание, рубление
Одним-двумя пальцами), поглаживание.
• Задняя поверхность голени: общее поглаживание от пятки вверх
До подколенной ямки, растирание дифференцированное — наружная
Часть голени (наружная головка икроножной мышцы) растирается мягко,
Внутренняя поверхность (внутренняя головка) — более интенсивно. Разминание
Одной или двумя руками по всей мышечной группе. По внутренней
Поверхности — легкие ударные приемы. По наружной — вибрация,
Растягивание. В конце — обязательное поглаживание.
• Область коленного сустава — коррекция: поглаживание боковых
Поверхностей сустава, их растирание, надавливание на внутреннюю поверхность
(внутренний мыщелок бедра). При надавливании на внутренний
Мыщелок бедра одной рукой, другой — удерживайте голень в нижней
трети и старайтесь привести ее к средней линии (рис. 246).
• Ахиллово сухожилие: поглаживание и растирание (щипцеобразное).
И. п. — ребенок лежит на спине, под коленями — валик.
у Передняя поверхность бедра: поглаживание, мягкое, но тщательное
Растирание, мягкое разминание, поглаживание в направлении от коленной
Чашечки вверх и кнаружи.
V Передне-боковая поверхность голени: поглаживание от стопы
Вверх до колена, легкое растирание, поглаживание.
V Коленный сустав — коррекция: круговое поглаживание области
Сустава, растирание боковых поверхностей (мыщелков бедренной
Кости), надавливание на внутренний мыщелок с приведением
голени (рис. 247).
V Стопа: поглаживание по тыльной поверхности от пальцев к
Голеностопному суставу, растирание граблеобразное или поперечное,
Поглаживание и растирание вокруг лодыжек, интенсивно —
Вокруг внутренней лодыжки, растирание внутреннего края стопы,
Поглаживание.
После массажа обязательно проделайте несколько упражнений
(см. главу «Плоско-вальгусные стопы»).
• Сгибание и разгибание стоп в голеностопных суставах.
Рис. 246. Корригирующий прием. I момент
Рис. 247. Корригирующий прием. II момент
Проводится поочередно для одной ноги, затем для другой. Можно
Помогать малышу, сгибая его стопу одной рукой, другой — фиксировать
Голень.
• Вращение стоп. Сначала одна стопа вращается в обе стороны, затем
— другая. Если надо, помогайте малышу, только вращение должно
Быть мягким, безболезненным.
• Захват игрушки стопами. Предложите ребенку захватить и удерживать
Стопами некоторое время удобную игрушку (кеглю, маленький
Мячик и т. п.).
Упражнения лечебной гимнастики лучше делать несколько раз в
День, один раз после массажа, другой — во время ежедневных занятий,
Включая их в обычный комплекс.
Некоторые упражнения должны стать привычными, например, поза
Сидя ио-турецки. Поэтому следует сажать ребенка таким образом как
Можно чаще.
• Вставание из позы сидя по-турецки. Малыш сидит по-турецки.
Предложите ему встать, опираясь на наружные края стоп. Помогайте
Ребенку, поддерживая за руки. При повторении упражнения следует менять
Положение ног так, чтобы в и. п. сидя сверху была поочередно то
Левая, то правая нога.
• Приседание с разведением колен. Поддерживая ребенка под мышки
Или за руки, научите его приседать с широким разведением колен.