Задания для самостоятельной работы студентов. Кафедра: Урологии с курсом нефрологии
СИЛЛАБУС
по дисциплине
«Детские болезни» (DB-4304)
Блок №6
НЕФРОЛОГИЯ
Кафедра: Урологии с курсом нефрологии
Специальность: 051301 – Общая медицина
Курс: четвертый
Семестр: 7, 8
Всего: 31 час
Практические (семинарские) занятия: 19 часов
Лекции: 2 часа
Внеаудиторная самостоятельная
работа студентов (СРС): 10 часов
Форма контроля: зачет
Алматы, 2010 г.
Силлабус обсужден на заседании кафедры Урологии с курсом нефрологии «28» апреля 2010 г., протокол №17
Зав. курсом, д.м.н., профессор
Канатбаева А.Б.
___________________________
Общие сведения.
1.1 Наименование ВУЗа:Казахский Национальный Медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
1.2 Кафедра:Урологии с курсом нефрологии
1.3 Дисциплина: Детские болезни. (DB-4304) Блок №6 «Нефрология»
1.4 Специальность: 051301 «Общая медицина»
1.5 Объем учебных часов:31 часов
1.6 Курс и семестры изучения:4 курс, 7, 8 семестры
1.7 Сведения о преподавателях:
1 Канатбаева Асия Бакишевна, степень – профессор, должность – профессор. Научные интересы: нефрология, детская нефрология. Председатель Ассоциации нефрологов Казахстана, член Международных ассоциаций нефрологов (Европа, Россия).
2 Кабулбаев Кайрат Абдуллаевич, степень – кандидат медицинских наук, должность – ассистент. Научные интересы: нефрология, внутренние болезни, трансплантология. Секретарь Ассоциаций нефрологов Казахстана, член Международных ассоциаций нефрологов (США, Европа, Россия).
3 Чингаева Гульнар Нуртасовна, степень – доктор медицинских наук, должность – доцент. Научные интересы: нефрология, гемодиализ, детские болезни. Член Ассоциации нефрологов Казахстана, член Международных ассоциаций детских нефрологов (США, Европа, Россия).
4 Наушабаева Асия Еркиновна, степень – доктор медицинских наук, должность – ассистент. Научные интересы: нефрология, нефроморфология, детские болезни. Член Ассоциации нефрологов Казахстана, член Международных ассоциаций детских нефрологов (США, Европа, Россия).
5 Досым Сауле Мухамеджаровна – степень кандидат медицинских наук, должность – доцент. Научные интересы: детская нефрология, детские болезни.
6 Карибаев Еркебулан Абильбаевич, ассистент. Научные интересы: нефрология, диализ, терапия, реанимация и интенсивная терапия, детские болезни. Член Ассоциации нефрологов Казахстана, Российского диализного общества.
1.8 Контактная информация:
Адрес: РДКБ «Аксай», отделение нефрологии, тел. 297-09-34, отделение экстракорпоральной детоксикации, тел. 297-09-37, е-mail: [email protected]
1.9 Политика дисциплины:
Общие требования к студентам:
- Обязательное, регулярное посещение практических занятий
- Быть на занятии в 7:55 (5 минут на переодевание)
- К началу занятий каждый студент должен при себе иметь: санитарную книжку, медицинский халат, колпак, индивидуальную марлевую маску, сменную обувь.
- Студент не должен опаздывать на практические занятия.
- Студент должен принимать активное участие в учебном и клиническом процессе; знать теоретический материал, решать ситуационные задачи, тестовые задания, освоить и уметь применить объективные методы обследования больных: пальпацию почки, измерение артериального давления, определение отеков
- Обязательное выполнение СРС по 1 теме.
- Срок сдачи материалов СРС (ситуационные задачи, алгоритмы диагностики, презентации, рефераты) и защита темы СРС осуществляется в установленное время согласно тематическому плану.
- Корректное отношение резидентов к пациентам и сотрудникам клинических баз.
- Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием зав. кафедрой или завуча кафедры.
- Выключать мобильный телефон на весь период занятия
- При пропуске одного занятия без уважительной причины выставляется «0» баллов, при наличии уважительной причины с подтверждающим документом (справка) – отработка в виде реферата.
Программа
Введение
Нефрология является специальной областью медицины, интенсивно развивающейся благодаря успехам физиологии, молекулярной биологии, морфологии, генетики и других наук. В последние годы специальность «Нефрология» сформировалась как единая наука, занимающаяся диагностикой и лечением болезней почек у детей и взрослых, начиная с ранних стадий вплоть до терминальной хронической почечной недостаточности (ХПН), а также ведением больных после трансплантации почек. В связи с ростом почечной патологии у детей растет частота врожденных и наследственных заболеваний и вторичного поражения почек на фоне множества сосудистых заболеваний, имеющих тенденцию к быстрому росту частоты во всем мире (гипертония, васкулиты), актуальность специального и углубленного изучения детской нефрологии на современном этапе развития медицины не вызывает сомнения.
Сферой профессиональной деятельности специалиста, закончившего обучение по нефрологии, являются лечебно-профилактические учреждения системы здравоохранения – нефрологические отделения, отделения гемодиализа и амбулаторно-поликлиническая служба.
2.2 Цель дисциплины:Формировать базовые знания об основных видах почечной патологии у детей.
Задачи обучения
1. Ознакомить с клинико-лабораторными и инструментальными критериями диагностики пиелонефрита у детей.
2. Дать современные представления о гломерулонефритах у детей, ознакомить с тактикой современной диагностики и лечения гломерулонефритов у детей.
3. Ознакомить со структурой наследственных и врожденных заболеваний почек у детей. Диагностика наследственного нефрита.
4. Причины, клиника, диагностика и принципы лечения ОПН у детей. Оборудование для лечения ОПН в детских отделениях реанимации.
5. Хроническая почечная недостаточность. Диагностика стадий ХБП. Клиника, современные методы лечения ХПН у детей.
2.4 Конечные результаты обучения:
Студент должен знать:
· Патогенез нефритического синдрома и отличия гематурии при гломерулярных болезнях, в том числе при аномалиях гломерулярной базальной мембраны
· Патогенез нефротического синдрома при врожденной и приобретенной гломерулярной патологии
· Патогенез быстропрогрессирующей почечной недостаточности
· Основные тубуло-интерстициальные синдромы у детей при врожденных и наследственных заболеваниях
· Критерии диагностики и принципы лечения острого пиелонефрита.
· Современный подход к синдромной и нозологической диагностике гломерулонефритов. Принципы лечения.
· Особенности клиники и диагностики врожденных и наследственных заболеваний у детей. Принципы лечения наследственного нефрита.
· Причины ОПН у детей. Принципы диагностики, лечения.
· Современные представления о причинах ХПН у детей, методы ранней диагностики ХБП и методы нефропротективной терапии.
Студент должен уметь:
· Логически связывать клинические синдромы с патоморфологическими процессами в почках.
· Диагностировать инфекции мочевыводящих путей.
· Определить ведущий клинический синдром при гломерулонефритах и назначить базовую терапию.
· Составить диагностический план при наследственном нефрите и врожденных заболеваниях и определить базовую терапию.
· Диагностировать почечную недостаточность, определить причину и принять неотложные меры.
· Определить надичие ХПН, диагностировать ХБП по стадиям и тактику ведения.
Студент должен владеть навыками:
· Интерпретации основных клинических синдромов при заболеваниях почек.
· Клинического обследования почечного пациента с выявлением симптомов болезни.
· Составления алгоритма исследований в зависимости от ведущего клинического синдрома.
2.5 Пререквизиты: пропедевтика детских болезней, микробиология,
патологическая физиология, патологическая анатомия.
Постреквизиты: общая врачебная практика, внутренние болезни (ОВП),
скорая неотложная медицинская помощь, хирургия (детская хирургия).
2.6 Краткое содержание дисциплины:дисциплина «Детские болезни» изучает причины, механизмы развития, клинико-лабораторные проявления, принципы диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся в детском возрасте соматических и инфекционных заболеваний с учетом анатомо-физиологических особенностей проявления патологии в различные возрастные периоды.
Тематический план
Практические занятия
№ | Темы | Форма проведения и продолж-ть, часы | |
Лекции | Практ. зан | ||
Инфекции мочевыводящих путей. Острый пиелонефрит. Цистит. Клинико-лабораторные методы диагностики. Показания к инструментальным методам обследования. Принципы лечения. | |||
Гломерулонефриты. Нефритический, нефротический синдромы, изолированный мочевой синдром, быстропрогрессирующий нефрит. Патогенез. Принципы классификации, диагностики и лечения. Острый постинфекционный ГН, прогноз. Наследственный нефрит, диагностика, нефропротективная терапия. | |||
Острая почечная недостаточность, классификация, в том числе RIFLE, причины. Клиника, диагностика, принципы лечения. Клиника, диагностика. Принципы лечения. Показания к перитонеальному диализу, гемодиализу. Тубулопатии. | - | ||
Хроническая почечная недостаточность. Диагностика почечной недостаточности в ранние стадии. Понятие о ХБП, классификация. Причины ХПН у детей, клинические синдромы. Медикаментозное лечение (анемия, нарушения фосфорно-кальциевого гомеостаза, гипертензия), диализное лечение, трансплантация почки. Врожденные заболевания у детей, формы. Особенности клиники и диагностики, прогрессирования до ХПН. Лечение. | - | ||
Итого |
Задания для самостоятельной работы студентов
№ | Темы СРС | Форма | Продол-ть, ч |
Показания к цистографии при инфекции мочевыводящих путей. | Презентация | 1,6 | |
Патогенез отеков и артериальной гипертензии при гломерулонефрите. | Схема | 1,6 | |
Гломерулярная базальная мембрана в норме и патологии. Ультраструктура и генетика ГБМ. | Рисунок Схема | 1,6 | |
Классификация RIFLE при остром повреждении почек. | Схема Реферат | 1,6 | |
Роль гиперфильтрации в механизме прогрессирования ХБП. | Схема презентация | 1,6 | |
История, автор теории гиперфильтрации | Презентация | 1,6 | |
Итого: |
Литература
Основная:
1. Канатбаева А.Б. и соавт. Методы исследования при заболеваниях почек. Учебное пособие. Алматы, 2010.
2. Канатбаева А.Б., Нурбекова А.А., Наушабаева А.Е., Кабулбаев К.А. Клиническая морфология и физиология почек. Учебное пособие. Алматы, 2009 г. 27 стр.
3. Канатбаева А.Б. и соавт. Клинические синдромы и синдромы в нефрологии. Учебное пособие. Алматы, 2010.
4. Чингаева Гульнар Нуртасовна. Хроническая болезнь почек. Учебное пособие, 2010.
5. Цыгин А.Н., соавт. Детская нефрология. Практическое руководство. Москва, 2010.
6. Шабалов Н.П. – Учебник. Детские болезни, І, ІІ том Питер, 2008
7. Детские болезни: учебник + CD/ Под ред. А.А.Баранов, 2 изд., М., 2007, 1 т – 880 с., ІІ т – 1008 с
Дополнительная:
1. Гистология. Под ред. Ю. Афанасьева, 2002, 203с
2. Физиология человека. Под ред. В.Н. Покровского, 2003, 297
3. Протеинурия и нефротический синдром. В книге: Нефрология. Под ред. И.Е. Тареевой. Москва, 2000. С.145-187
4. Папаян А.В., Савенкова Н.Д. Руководство по нефрологии детского возраста. С-Петербург, 2008.- С. 18-61.
5. Nelson. Pediatrics’ Textbook 17 Intern. Edition, 2005
6. Лекции. 1-й Международный нефрологический семинар «Актуальные вопросы нефрологии», 24-26 апреля 2006, Алматы
7. Игнашин Н.С., Ультрасонография в диагностике и лечении урологических заболеваний, М., 1997.
8. Нурмухамбетов А.Н. Патофизиология в схемах и таблицах. Алматы, 2009, 232с
9. Клинические проявления. В книге: Руководство по нефрологии. Под ред. Дж. А. Витворт, Дж.Р. Лоренса. Перевод с англ., Москва, 2000. С.104-113
10. Клинические синдромы. В книге: Храйчик Д.Е. и др. «Секреты нефрологии», 2001, С. 50-92