РМ. Пространство деятельности.

И все же в КРУ обнаруживается место инженерии – это выстраивание стыков субъекта с другими субъектами, деятельность которых примыкает к его собственной. Фактически речь о так называемой рамочной методике (РМ), которая описывает стыки субъектов деятельности предприятия – стык с вышестоящим лицом, стыки с подчиненными лицами (это вертикальные стыки), а также стыки с субъектами своего уровня (горизонтальные стыки). Таким образом РМ задает буквально рамку деятельности конкретного субъекта.

Введение нормативного пространства деятельности При построении пространства деятельности (которое сводится к выбору его координат) необходимо выдержать два свойства: полноты и чистоты (рафинированности) пространства. Полнота пространства деятельности означает то, что каждое актуальное – важное для руководителя – свойство деятельности обязательно «входит» в одну

из координат (систем) описания деятельности. Чистота пространства деятельности означает то, что каждое понятие (свойство) «входит» только в одну систему описания деятельности. Этим достигается независимость систем (координат) описаний деятельности.

Взгляд в любой момент на деятельность через призму пространства позволяет руководителю достичь:

• унифицированности описания элементов деятельности – за счет представления их в единой системе координат;

• полноты элементов и характеристик деятельности, то есть замкнутости и самодостаточности деятельности, которые обеспечиваются единственностью ее пространства;

• интегрированности важнейших понятий деятельности субъекта – также за счет отнесения их к единственному представлению (реализации) его деятельности в этом пространстве.

Основными элементами деятельности, строящейся в пространстве, являются цели и действия. Действие – это часть деятельности, ориентированная на достижение некоторой конкретной цели. Чаще всего действие удобно представлять в дискретном виде, осуществляющимся по событиям. Формально цель, а также другие состояния действия (события) представляют собой точку пространства – совокупность значений базовых характеристик (координат пространства) деятельности, которые должны быть достигнуты (цель) или уже достигнуты (событие) субъектом. Цель действия совпадает с его финальным событием. Если цели и события задаются точками в пространстве деятельности, то действию можно соотнести вектор, направленный из некоторой исходной точки пространства в точку цели

(последнего происшедшего события).

Замечание. Смысл деятельности не может быть аналогично целям описан точкой в пространстве деятельности – это противоречило бы его свойствам бесконечности и неформализуемости (в целом). Что не должно вызывать сомнения в возможности использования пространства деятельности для оценки осуществляемости смысла деятельности – она выполняется через оценку «пройденного пути», достигнутых

результатов, направление движения.

Приведем пример пространства деятельности руководителя предприятия – перечень систем (координат, характеристик) описания его деятельности:

1. Кадровая характеристика.

2. Экономическая характеристика.

3. Характеристика продукции.

4. Коммерческая характеристика.

5. Технологическая характеристика.

6. Организационно-управленческая характеристика.

Подобное перечисление характеристик не может дать исчерпывающее описание сущности предприятия, например, такие характеристики, как корпоративная культура предприятия, политический и экономический контекст в окружении предприятия, непредсказуемые

колебания рынка и подобные обычно не удается предвидеть и задать формально, но они важны, поэтому в форме некоего латентного знания вместе с формально описанными характеристиками они включаются руководителем в целостную картину деятельности

предприятия.

Пространство деятельности позволяет субъекту оценивать свою деятельность в каждом ее моменте и принимать адекватное решение по дальнейшему движению. Таким образом, пространство деятельности становится своеобразным пространственным и временным

представлением деятельности субъекта. Для руководителя пространство деятельности – то самое «шахматное поле», отсутствие которого мы отметили раньше как существенный недостаток традиционно построенного управления. Через выделение в деятельности руководителя понятий цели и действия в ней осуществляется еще два вида декомпозиции – аддитивная декомпозиция и стратификация.

Аддитивная декомпозиция осуществляется заданием нескольких целей (точек в пространстве деятельности), что разбивает текущее осуществление деятельности на выполнение нескольких действий по достижению этих целей. Совокупность текущих действий (целей) дает некую общую текущую картину деятельности (отсюда термин аддитивная – складываемая). Отсутствие у субъекта целей – признак кризиса или, по крайней мере, большого затруднения, означающих невозможность им эффективно осуществлять свою деятельность.

Наши рекомендации