Консультация для родителей по сенсомоторному развитию «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи».

Еще век назад Мария Мантессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связаны с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Ученые-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центр головного мозга, отвечающий за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающего за двигательную активность. Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку или карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.

Наши предки, забавляя детишек играми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием. Поглаживание, похлопывание и разминание пальчиков, которое происходит во время этих забав, активизирует нервные окончания на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра. Можно не научить детей читать до года – этот навык прекрасно формируется и в более старшем возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте.

В течение времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает, и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.

Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинаю говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движения пальцев рук. Для этого могут быть использованы упражнения:

Консультация для родителей по сенсомоторному развитию «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи». - student2.ru Музыканты.

Я на скрипочке играю

Тили-тили, тили-тили. Левая рука – к плечу.

Правой имитируем игру на скрипке.

Скачут зайки на лужайке

Тили-тили, тили-тили. Энергичные движения подушечками пальцев

по столу.

А теперь на барабане

Бум-бум-бум Энергичные удары ладонями

по столу.

В страхе зайки разбежались

По углам Движения пальцами по столу, имитируя

убегающих зайцев.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кистей рук, гибкость. У них исчезает скованность движений.

Кроме пальчиковых упражнений, существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движения руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй сам», «Обведи узор», «Продолжи рисунок».

Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, волнистые, замкнутые формы.

Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала расширяет представление детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсорики, согласованности в работе глаза и руки, координации движений, их точности.

Консультация для родителей по сенсомоторному развитию «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи». - student2.ru

Наши рекомендации