Анализ литературных источников
Выявление взаимосвязи развития близорукости младших школьников
С искривлением позвоночника
В работе рассматривается взаимосвязь развития близорукости у младших школьников с искривлением позвоночника, одной из причин развития которого является не соблюдение санитарно-гигиенических норм к школьному оборудованию и принадлежностям.
В ходе исследования выявлено, что в результате смещения хрящевой ткани межпозвоночных дисков шейного отдела позвоночника, происходит сдавливание артерий и нервных волокон, что приводит к снижению мозгового кровообращения, увеличению раздражения нервных корешков и снижению проводимости нервных импульсов. Снижение мозгового кровообращения приводит к уменьшению поступления кислорода в структуры продолговатого мозга, а также, затылочные доли коры больших полушарием, где находится зона зрения - центральная часть зрительного анализатора. При снижении количества кислорода происходит снижение активности работы данного центра. К органу зрения поступает меньше питания, кислорода и нервных импульсов. Это приводит к развитию спазмов глазных мышц. Нарушается фокусирующая способность глаза, мышцы хрусталика произвольно расслабляются и все это приводит к развитию близорукости.
По результатам исследования автором разработан тренажер для укрепления глазной мускулатуры.
Зрение – интереснейшее явление природы. Оно дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Зрение служит информационным каналом в познании окружающего мира. В последние десятилетия возросли нагрузки на него. Это не может не иметь последствий. По данным ВОЗ ¼ населения земли страдают близорукостью (миопией) – 1,6 млрд, а 2020 г близоруких станет – 2,5 миллиарда.
Близорукость молодеет и растет у школьников. В России 40% учащихся до 17 лет страдают близорукостью. Ранняя диагностика и своевременная профилактика могут противостоять близорукости.
Гипотеза исследования: если с возрастом увеличивается процентное соотношение младших школьников с выявленной близорукостью, то одной из причин данного заболевания является взаимосвязь с искривлением позвоночника.
Цель работы: выявление закономерностей в развитии близорукости от последствий искривления позвоночника.
Объект исследования: зрение младших школьников
Предмет исследования: развитие близорукость у младших школьников.
Задачи:
1. Анализ литературных источник в по теме исследования
2. Изучить причины возникновения близорукости у младших школьников.
3. Провести эксперименты по выявлению различных факторов воздействия на зрения младших школьников
4. Выработать комплекс рекомендаций для учащихся, учителей и родителей по сохранению зрения младших школьников
5. Разработка тренажера для укрепления глазной мускулатуры.
Анализ литературных источников
Глаз – одна из сложнейших систем в организме человека – это не просто орган чувств, это часть мозга, вынесенная на «передний край» восприятия.Фоторецепторы, входящие в строение глаза выступают как многослойные механизмы, служащие входным устройством, трансформирующие световую энергию в сигналы для мозга. Мозг в свою очередь посылает нервные импульсы к глазу и обеспечивает его питание. Вся эта цепочка, связывающая мозг человека с внешним миром, налаживается с первых дней – раньше, чем ходить и даже слышать.
1. Анатомия и физиология органа зрения
Орган зрения состоит из четырех частей (см. рис. 1):
1.Периферическая или воспринимающая часть -глазное яблоко с его придатками (1);
2. Проводящие пути – зрительный нерв, состоящий из аксонов ганглионарных клеток (2), хиазма (3), зрительный тракт (4);
3. Подкорковые центры –зрительный бугор;
4. Высшие зрительные центры в затылочных долях коры больших полушарий – зрительная кора (5 и 6) .
Строение глазного яблока
Глазное яблоко имеет вид шаровидного тела и состоит из трех оболочек: наружной — фиброзной, средней — сосудистой и внутренней — сетчатой (см. рис. 2).
Наружная фиброзная оболочка в заднем отделе образует белочную, или склеру, а спереди она переходит в проницаемую для света роговицу.
Средняя — сосудистая — оболочка называется так из-за того, что богата сосудами. Расположена под склерой. Передняя часть этой оболочки образует радужку, или радужную оболочку. Так ее называют из-за окраски (цвета радуги). В радужной оболочке находится зрачок — круглое отверстие, которое способно изменять величину в зависимости от интенсивности освещения посредством врожденного рефлекса. Для этого в радужке имеются мышцы, суживающие и расширяющие зрачок. Хрусталик – это прозрачное эластическое образование, имеющее форму двояковыпуклой линзы. Хрусталик покрыт стекловидной бесструктурной прозрачной, очень плотной и сильно преломляющей свет капсулойсумкой.Сосудистая оболочка образует жидкость — влагу камер глаза.
Внутренняя — сетчатая оболочка, или сетчатка — прилегает сзади к средней (сосудистой) оболочке. Состоит из двух листков: наружного и внутреннего. Наружный листок содержит пигмент, внутренний — светочувствительные элементы. Сетчатая оболочка выстилает дно глаза. Если смотреть на нее со стороны зрачка, то на дне видно беловатое круглое пятно. Это место выхода зрительного нерва. Здесь нет светочувствительных элементов и поэтому не воспринимаются световые лучи, оно называется слепым пятном. Сбоку от него находится желтое пятно. Это место наибольшей остроты зрения. Во внутреннем слое сетчатой оболочки расположены светочувствительные элементы — зрительные клетки. Их концы имеют вид палочек и колбочек. Палочки воспринимают свет в условиях сумеречного освещения, а колбочки — цвета при достаточно ярком освещении.
В глазе выделяют 4 светопреломляющих элементов: роговица, камера влаги, хрусталик и стекловидное тело. Они образуют оптический аппарат глаза.