Задания для самостоятельной работы при подготовке к занятию.
Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые
должен усвоить студент при подготовке к занятию:
Термин | Определение |
Понятие «энергетический обмен» | Включает выяснение потребностей организма в энергии, пути ее поступления, высвобождения, накопления и использования, а также энергетическую ценность продуктов питания. Последние являются единственным источником энергии для человека. |
Метаболизм и обмен энергии | Совокупность процессов превращения веществ и энергии в организме человека, а также обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. |
Основной обмен | Это минимальное количество энергии, которое необхимо для поддержания жизни организма в состоянии полного покоя; устанавливается у ребенка, который не спит и находится в состоянии полного мышечного и эмоционального покоя при комфортной температуре – 18-20 ° С, утром, натощак. |
Пластический обмен | Энергия, которая расходуется на рост ребенка. |
Аденозинтрифос-форная кислота (АТФ) | Сохранение энергии осуществляется за счет превращения энергии расщепления пищевых продуктов в особую форму химических соединений - макроэргов. Носителями этой химической энергии в организме являются фосфорные соединения. Главное место в макроэргических процессах принадлежит АТФ. |
Ассимиляция | Усвоение веществ, поступающих в организм человека. |
Синтез | Образование из простых веществ, поступивших в организм, более сложных; этот процесс анаболический, требующий большого количества энергии. |
Диссимиляция | Расщепление веществ в организме; процесс катаболический, при котором образуется энергия. |
Специфически-динамическое действие пищи | Расход энергии на переваривание и всасывание пищи. |
Гликолиз | Это последовательность ферментативных реакций, приводящих к превращению глюкозы в пируват с одновременным образованием АТФ. |
Термогенез | Процес образования тепла в организме. |
Терморегуляция | Процессы теплопродукции и теплоотдачи регулируются через главный центр терморегуляции, находящийся в гипоталамусе. |
Гипотермия | Температура тела, измеренная в аксилярной области, менее 36°С трактуется как субнормальная (гипотермия). |
Гипертермия | Температура тела, измеренная в аксилярной области, больше 37°С трактуется как повышенная (гипертермия, лихорадка). |
Лихорадка | При ректальном измерении температуры лихорадка диагностируется при величине 38°С и выше. |
4.2. Теоретические вопросы к занятию:
1. Дать определение энергетическому обмену; пути поступления энергии.
2. Пути использования энергии в организме ребенка?
3. Основные этапы процессов обмена веществ с высвобождением энергии?
4. Понятие основного обмена, его возрастные изменения?
5. Пластический обмен, его возрастные изменения?
6. Особенности энергетического обмена у новорожденных?
7. Какие особенности энергетического обмена у грудных детей?
8. Особенности энергетического обмена у детей младшего и дошкольного возраста?
9. Какие особенности энергетического обмена в период полового созревания?
10. Особенности нейроэндокринной регуляции обменных процессов у детей?
11. Как осуществляется в организме ребенка накопление и сохранение энергии?
12. Назовите основные внешние и внутренние причины нарушений обмена веществ и энергии.
13. Семиотика основных нарушений энергетического обмена у детей?
14. Какие особенности термогенеза и терморегуляции в детском возрасте?
15. Назовите причины гипо- и гипертермий в детском возрасте.
Содержание темы.
Обмен веществ (метаболизм) и энергии –это совокупность процессов превращения веществ и энергии в организме человека, а также обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. Этот процесс отличает живую материю от неживой.
Понятие “энергетический обмен”включает выяснение потребностей организма в энергии, пути ее поступления, высвобождения, накопления и использования, а также энергетическую ценность продуктов питания..
В организме человека единственными источниками энергии являются продукты питания – жиры, углеводы и, в меньшей мере, белки. При превращении 1 г углеводов высвобождается 4,1 ккал (17 кДж), белков - 4,1 ккал (17 кДж), жиров – 9,3 ккал (39 кДж), что составляет вместе 72,5 кДж энергии.
Процесс высвобождения энергии включает 3 основных этапа:
Первый этап:в результате гидролитического расщепления полимеров (углеводов, жиров и белков) образуются мономеры: моносахариды, жирные кислоты и глицерин, аминокислоты и другие вещества. Энергетическая ценность его незначительная, т.к. при этом высвобождается лишь 0,1 % всей энергии.
Второй этап: включает превращение мономеров в низкомолекулярные вещества. На этом этапе образуются, кроме Н2О и СО2, только 3 конечных продукта: альфа-кетоглутаровая кислота, щавелево-уксусная и уксусная кислоты в виде ацетилкоэнзима А. Среди них превалирует количество ацетилкоэнзима А. При этом высвобождается 1/3 всей энергии пищи.
Третий этап– расщепление в цикле трикарбоновых кислот (цикл Кребса). В результате из трех конечных продуктов второй фазы образуются Н2О и СО2 с участием дегидрогеназ и декарбоксилаз. При этом высвобождается 60-70 % энергии питательных веществ.
Таким образом, образование энергии происходит преимущественно на втором и третьем этапах. Около 1/3 энергии высвобождается на 2-м, а 2/3 - на 3-м этапе расщепления веществ.
В организме образуется 2 вида энергии:
1. Тепловая энергия, которая используется только для поддержания температуры тела.
2. Свободная энергия, которая используется для осуществления работы в организме.
Главные процессы обмена веществ:
· ассимиляция - усвоение веществ, поступивших в организм человека;
· синтез - образование из простых веществ, поступивших в организм, более сложных; процесс синтеза анаболический, требующий большого количества энергии;
· диссимиляция – это расщепление веществ в организме; процесс катаболический, при котором образуется энергия.
Для нормального течения метаболизма необходимым является гармоничное сочетание процессов катаболизма и анаболизма.
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ У ДЕТЕЙ:
- во время роста ребенка анаболические процессы превышают катаболические. Чем быстрее растет ребенок, тем более выражено это преобладание;
- в зависимости от периода детского возраста изменяется соотношение между
увеличением массы тела и дифференцированием структур. Так, в грудном периоде наиболее выражено повышение массы тела. В преддошкольном – на первом месте находится процесс формирования структур. В школьном возрасте – более завершенное дифференцирование тканей;
- только в детском возрасте происходит необходимое созревание обменных процессов и окончательное формирование органов.
Энергия, которая образуется в организме человека в результате обмена веществ в течение жизни, в основном, используется на основной обмен, пластический обмен, переваривание и всасывание пищевых продуктов (специфически—динамическое действие пищи), деятельность мышечной системы.
Основной обмен – это минимальное количество энергии, которое необходимо для поддержания жизни организма в состоянии полного покоя; устанавливается у ребенка, который не спит и находится в состоянии полного мышечного и эмоционального покоя, при комфортной температуре – 18-20°С, утром, натощак. Обмен измеряется количеством килокалорий (ккал), которые выделяются при указанных условиях, на 1 кг массы тела или на 1 м2 поверхности тела за 1 час или за 1 сутки (по системе СИ - в кДж; 1 ккал = 4,184 кДж).