Распределение часов дисциплины

Общие сведения

· Наименование вузаКазахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова.

· КафедраОбщественного здравоохранения

· Дисциплина, код дисциплиныОбщественное здравоохранение

· Специальность - 051301«Общая медицина».

· Объем учебных часов/кредитов –108 часов (2 кредита).

· Курс и семестр изучения – 3 курс, 5-6 семестр.

Программа

Введение

Общественное здравоохранение является интегральной теоретико-прикладной наукой, которая изучает закономерности влияния социальных и экономических факторов на здоровье населения и обосновывает систему государственных, общественных и медицинских мероприятий по охране здоровья граждан.

Общественное здоровье необходимо рассматривать с широких социальных позиций, а проблемы сохранения и укрепления здоровья выходят за рамки компетенции и ответственности сугубо органов и организаций здравоохранения и требуют солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина.

Все врачи в равной мере, помимо высокого уровня клинической подготовки, должны ясно видеть государственные цели и задачи общественного здравоохранения, поскольку являются носителями всего внешнего и внутреннего эффекта отрасли.

Следовательно, необходимо целостное и системное понимание стратегии и тактики развития системы здравоохранения в контексте устойчивого развития казахстанского общества с позиций максимизации инвестиций в человеческий капитал, а также эффективного использования имеющихся ресурсов с целью достижения высокого уровня здоровья нации.

2.2 Цель дисциплины:

Формирование будущего специалиста здравоохранения, способного принимать управленческие решения, направленные на совершенствование общественного здоровья и модернизацию системы общественного здравоохранения.

2.3 Задачи обучения:

· научить методологии и методикам оценки и управления общественным здоровьем;

· обучить системному подходу к анализу общественного здоровья;

· сформировать готовность к решению проблем общественного здравоохранения.

2.4 Конечные результаты обучения:

Формирование у студентов знаний:

  • о показателях и тенденциях здоровья населения в связи с динамичными социально-экономическими условиями;

· о теоретических и методических основах статистики здоровья, основах демографической статистики, статистики заболеваемости, инвалидности и физического развития;

· о современном состоянии здоровья населения Казахстана, включая уровни и структуру смертности и заболеваемости населения;

· об основах законодательства Республики Казахстан в области охраны здоровья населения и функционирования системы здравоохранения;

· об основах организации первичной медико-санитарной, квалифицированной, специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи;

· об основах организации санитарно-гигиенической и противоэпидемической помощи населению;

· об основах гигиенического воспитания населения и формирования здорового образа жизни, принципах, методах и средствах санитарно-просветительной работы;

· об основах социального страхования граждан, видах социальных гарантий, принципах врачебной экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности;

· об основах экономики и экономических отношений в здравоохранении;

· об основы менеджмента в здравоохранении, роли менеджера в обеспечении функционирования медицинской организации;

· об основах предпринимательской деятельности в области здравоохранения, бизнесе и маркетинге в этой системе;

· о принципах управления качеством медицинской помощи: контроля анализа и оценки качества в здравоохранении;

· о системе учета и отчетности в органах и организациях здравоохранения.

Формирование у студентов практических навыков:

· рассчитывать и оценивать показатели состояния здоровья населения в связи с социально-экономическими условиями;

· выявлять основные причинно-следственные связи, оценить направление и степень воздействия факторов на здоровье населения;

· применять медико-статистические методы изучения здоровья населения;

· разрабатывать предложения для устранения влияния неблагоприятных факторов и укрепления здоровья населения;

· осуществлять организационно-методическую работу в медицинской организации, составлять отчеты и обзоры деятельности организаций и их работников;

· рассчитать экономическую эффективность и ущерб от заболеваемости, смертности населения, себестоимость и общую стоимость медицинских услуг;

· анализировать и оценивать деятельность лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической организаций здравоохранения;

· контролировать качество медицинской помощи;

· вести санитарно-просветительную работу среди населения, содействовать формированию здорового образа жизни;

· владеть компьютерными технологиями в анализе и оценке состояния здоровья и деятельности органов и организаций здравоохранения;

· использовать научную, учебную, нормативную и справочную литературу для решения профессиональных задач.

Формирование у студентов коммуникативных навыков:

· Формировать позитивные взаимоотношения с сокурсниками.

· Уважать точку зрения других студентов.

· Проявлять искренность в общении.

· Уметь работать в малой группе.

Формирование у студентов правовых навыков:

· Сформировать навыки применения основных положений законодательных актов, определяющих правовую основу охраны здоровья граждан РК.

Формирование у студентов навыков самосовершенствования:

· Использовать в работе аналитические методы исследования.

· Широко применять компьютерные технологии.

· Активно использовать интернет-ресурсы в самостоятельном обучении.

· Использовать on-line учебники, учебно-методические пособия и др. для самообразования.

· Привить навыки самостоятельной работы с нормативной и справочной литературой, статистическими сборниками, современными методами исследования

2.5 Пререквизиты: политология, информатика, экология, социология, основы права, основы экономической теории, биостатистика.

2.6 Постреквизиты:основы доказательной медицины, внутренние болезни, хирургия, акушерство и гинекология, детские болезни, общая врачебная практика, психиатрия, наркология, неврология.

2.7 Тематический план: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия, лекций (практических, семинарских, самостоятельной работы).

Распределение часов дисциплины

Всего часов Лекции Практические занятия СРСП СРС Семестр Форма Контроля
5-6 экзамен

Тематический план лекций

Темы Форма проведения Продолжи тельность лекции
1. Общественное здравоохранение как наука и предмет преподавания. Социальные факторы здоровья. Презентация
2. Комплексная оценка здоровья населения. Медико-социальные аспекты демографии. Заболеваемость населения. Презентация
3. Организационно-правовые основы общественного здравоохранения. Новое общественное в Казахстане. Презентация
  Всего  

Тематический план практических занятий

Темы Форма проведения Продолжи тельность занятий
  Введение в общественное здравоохранение. Методология изучение общественного здоровья. Медико-социальные аспекты демографии. Репродуктивное здоровье. Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, индивидуальные задания, беседа, дискуссия.  
Комплексная оценка здоровья населения. Заболеваемость населения. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, индивидуальные задания, беседа, дискуссия.
Организационно-правовые основы общественного здравоохранения. Организационные принципы и формы медицинской помощи населению. Медико-статистическая документация. Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, кейс-стади, индивидуальные задания, беседа, дискуссия, просмотр видеоматериалов.
Организация медицинской помощи городскому населению. Организация медицинской помощи сельскому населению. Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, индивидуальные задания, беседа, дискуссия.
Организация акушерско-гинекологической помощи. Организация лечебно-профилактической помощи детям. Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, индивидуальные задания, беседа, дискуссия.
  Рубежный контроль  
Анализ деятельности организаций здравоохранения. Организация экспертизы трудоспособности в организациях здравоохранения. Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, кейс-стади, индивидуальные задания, беседа, дискуссия, деловая игра.
Экономика здравоохранения. Экономический анализ деятельности организаций здравоохранения. Финансирование здравоохранения. Планирование здравоохранения. Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, кейс-стади, индивидуальные задания, беседа, дискуссия.
Менеджмент в здравоохранении. Маркетинг в здравоохранении. Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, кейс-стади, индивидуальные задания, беседа, дискуссия, просмотр видеоматериалов, деловая игра, моделирование ситуаций.
Контроль качества в здравоохранении. Лицензирование и аккредитация медицинской деятельности. Стандартизация в здравоохранении. Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, кейс-стади, индивидуальные задания, беседа, дискуссия, деловая игра, моделирование ситуаций.
Предпринимательство в здравоохранении. Бизнес-планирование в здравоохранении. Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, кейс-стади, индивидуальные задания, беседа, дискуссия, деловая игра, моделирование ситуаций.
  Рубежный контроль  
  Всего  

Тематический план самостоятельной работы под руководством преподавателя

Темы Форма проведения Продолжительность занятий
1. Показатели общественного здоровья в Республике Казахстан. Основные тенденции миграции населения, влияние на здоровье населения. Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение
Заболеваемость населения: медико-социальное значение, учет и оценка показателей. Физическое развитие как показатель здоровья населения. Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Организационно-правовые основы общественного здравоохранения. Организационные принципы и формы медицинской помощи населению. Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение
Организация медико-санитарной помощи работникам промышленных предприятий. Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение
Организация амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи женщинам и детям. Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение
Анализ деятельности ЛПО. Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение
Экономика здравоохранения. Методика расчета бюджетного финансирования на 1 жителя в год. Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение
История становления науки менеджмента. Менеджмент в системе здравоохранения. Навыки и методы управления в организациях здравоохранения. Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение
Маркетинг в системе здравоохранения. Организация маркетингового исследования. Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение
Предпринимательство в здравоохранении. Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение
Бизнес-планирование в здравоохранении, цель, задачи. Методика составления бизнес-плана. Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение
  Всего  

Тематический план самостоятельной работы студентов

Наши рекомендации