Распределение часов дисциплины
Общие сведения
· Наименование вузаКазахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова.
· КафедраОбщественного здравоохранения
· Дисциплина, код дисциплиныОбщественное здравоохранение
· Специальность - 051301«Общая медицина».
· Объем учебных часов/кредитов –108 часов (2 кредита).
· Курс и семестр изучения – 3 курс, 5-6 семестр.
Программа
Введение
Общественное здравоохранение является интегральной теоретико-прикладной наукой, которая изучает закономерности влияния социальных и экономических факторов на здоровье населения и обосновывает систему государственных, общественных и медицинских мероприятий по охране здоровья граждан.
Общественное здоровье необходимо рассматривать с широких социальных позиций, а проблемы сохранения и укрепления здоровья выходят за рамки компетенции и ответственности сугубо органов и организаций здравоохранения и требуют солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина.
Все врачи в равной мере, помимо высокого уровня клинической подготовки, должны ясно видеть государственные цели и задачи общественного здравоохранения, поскольку являются носителями всего внешнего и внутреннего эффекта отрасли.
Следовательно, необходимо целостное и системное понимание стратегии и тактики развития системы здравоохранения в контексте устойчивого развития казахстанского общества с позиций максимизации инвестиций в человеческий капитал, а также эффективного использования имеющихся ресурсов с целью достижения высокого уровня здоровья нации.
2.2 Цель дисциплины:
Формирование будущего специалиста здравоохранения, способного принимать управленческие решения, направленные на совершенствование общественного здоровья и модернизацию системы общественного здравоохранения.
2.3 Задачи обучения:
· научить методологии и методикам оценки и управления общественным здоровьем;
· обучить системному подходу к анализу общественного здоровья;
· сформировать готовность к решению проблем общественного здравоохранения.
2.4 Конечные результаты обучения:
Формирование у студентов знаний:
- о показателях и тенденциях здоровья населения в связи с динамичными социально-экономическими условиями;
· о теоретических и методических основах статистики здоровья, основах демографической статистики, статистики заболеваемости, инвалидности и физического развития;
· о современном состоянии здоровья населения Казахстана, включая уровни и структуру смертности и заболеваемости населения;
· об основах законодательства Республики Казахстан в области охраны здоровья населения и функционирования системы здравоохранения;
· об основах организации первичной медико-санитарной, квалифицированной, специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи;
· об основах организации санитарно-гигиенической и противоэпидемической помощи населению;
· об основах гигиенического воспитания населения и формирования здорового образа жизни, принципах, методах и средствах санитарно-просветительной работы;
· об основах социального страхования граждан, видах социальных гарантий, принципах врачебной экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности;
· об основах экономики и экономических отношений в здравоохранении;
· об основы менеджмента в здравоохранении, роли менеджера в обеспечении функционирования медицинской организации;
· об основах предпринимательской деятельности в области здравоохранения, бизнесе и маркетинге в этой системе;
· о принципах управления качеством медицинской помощи: контроля анализа и оценки качества в здравоохранении;
· о системе учета и отчетности в органах и организациях здравоохранения.
Формирование у студентов практических навыков:
· рассчитывать и оценивать показатели состояния здоровья населения в связи с социально-экономическими условиями;
· выявлять основные причинно-следственные связи, оценить направление и степень воздействия факторов на здоровье населения;
· применять медико-статистические методы изучения здоровья населения;
· разрабатывать предложения для устранения влияния неблагоприятных факторов и укрепления здоровья населения;
· осуществлять организационно-методическую работу в медицинской организации, составлять отчеты и обзоры деятельности организаций и их работников;
· рассчитать экономическую эффективность и ущерб от заболеваемости, смертности населения, себестоимость и общую стоимость медицинских услуг;
· анализировать и оценивать деятельность лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической организаций здравоохранения;
· контролировать качество медицинской помощи;
· вести санитарно-просветительную работу среди населения, содействовать формированию здорового образа жизни;
· владеть компьютерными технологиями в анализе и оценке состояния здоровья и деятельности органов и организаций здравоохранения;
· использовать научную, учебную, нормативную и справочную литературу для решения профессиональных задач.
Формирование у студентов коммуникативных навыков:
· Формировать позитивные взаимоотношения с сокурсниками.
· Уважать точку зрения других студентов.
· Проявлять искренность в общении.
· Уметь работать в малой группе.
Формирование у студентов правовых навыков:
· Сформировать навыки применения основных положений законодательных актов, определяющих правовую основу охраны здоровья граждан РК.
Формирование у студентов навыков самосовершенствования:
· Использовать в работе аналитические методы исследования.
· Широко применять компьютерные технологии.
· Активно использовать интернет-ресурсы в самостоятельном обучении.
· Использовать on-line учебники, учебно-методические пособия и др. для самообразования.
· Привить навыки самостоятельной работы с нормативной и справочной литературой, статистическими сборниками, современными методами исследования
2.5 Пререквизиты: политология, информатика, экология, социология, основы права, основы экономической теории, биостатистика.
2.6 Постреквизиты:основы доказательной медицины, внутренние болезни, хирургия, акушерство и гинекология, детские болезни, общая врачебная практика, психиатрия, наркология, неврология.
2.7 Тематический план: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия, лекций (практических, семинарских, самостоятельной работы).
Распределение часов дисциплины
Всего часов | Лекции | Практические занятия | СРСП | СРС | Семестр | Форма Контроля |
5-6 | экзамен |
Тематический план лекций
№ | Темы | Форма проведения | Продолжи тельность лекции |
1. | Общественное здравоохранение как наука и предмет преподавания. Социальные факторы здоровья. | Презентация | |
2. | Комплексная оценка здоровья населения. Медико-социальные аспекты демографии. Заболеваемость населения. | Презентация | |
3. | Организационно-правовые основы общественного здравоохранения. Новое общественное в Казахстане. | Презентация | |
Всего |
Тематический план практических занятий
№ | Темы | Форма проведения | Продолжи тельность занятий |
Введение в общественное здравоохранение. Методология изучение общественного здоровья. Медико-социальные аспекты демографии. Репродуктивное здоровье. | Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, индивидуальные задания, беседа, дискуссия. | ||
Комплексная оценка здоровья населения. Заболеваемость населения. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. | Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, индивидуальные задания, беседа, дискуссия. | ||
Организационно-правовые основы общественного здравоохранения. Организационные принципы и формы медицинской помощи населению. Медико-статистическая документация. | Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, кейс-стади, индивидуальные задания, беседа, дискуссия, просмотр видеоматериалов. | ||
Организация медицинской помощи городскому населению. Организация медицинской помощи сельскому населению. | Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, индивидуальные задания, беседа, дискуссия. | ||
Организация акушерско-гинекологической помощи. Организация лечебно-профилактической помощи детям. | Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, индивидуальные задания, беседа, дискуссия. | ||
Рубежный контроль | |||
Анализ деятельности организаций здравоохранения. Организация экспертизы трудоспособности в организациях здравоохранения. | Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, кейс-стади, индивидуальные задания, беседа, дискуссия, деловая игра. | ||
Экономика здравоохранения. Экономический анализ деятельности организаций здравоохранения. Финансирование здравоохранения. Планирование здравоохранения. | Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, кейс-стади, индивидуальные задания, беседа, дискуссия. | ||
Менеджмент в здравоохранении. Маркетинг в здравоохранении. | Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, кейс-стади, индивидуальные задания, беседа, дискуссия, просмотр видеоматериалов, деловая игра, моделирование ситуаций. | ||
Контроль качества в здравоохранении. Лицензирование и аккредитация медицинской деятельности. Стандартизация в здравоохранении. | Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, кейс-стади, индивидуальные задания, беседа, дискуссия, деловая игра, моделирование ситуаций. | ||
Предпринимательство в здравоохранении. Бизнес-планирование в здравоохранении. | Устный опрос, письменный контроль, блиц-опрос, презентация, кейс-стади, индивидуальные задания, беседа, дискуссия, деловая игра, моделирование ситуаций. | ||
Рубежный контроль | |||
Всего |
Тематический план самостоятельной работы под руководством преподавателя
№ | Темы | Форма проведения | Продолжительность занятий |
1. | Показатели общественного здоровья в Республике Казахстан. Основные тенденции миграции населения, влияние на здоровье населения. | Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение | |
Заболеваемость населения: медико-социальное значение, учет и оценка показателей. Физическое развитие как показатель здоровья населения. | Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение | ||
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Организационно-правовые основы общественного здравоохранения. Организационные принципы и формы медицинской помощи населению. | Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение | ||
Организация медико-санитарной помощи работникам промышленных предприятий. | Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение | ||
Организация амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи женщинам и детям. | Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение | ||
Анализ деятельности ЛПО. | Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение | ||
Экономика здравоохранения. Методика расчета бюджетного финансирования на 1 жителя в год. | Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение | ||
История становления науки менеджмента. Менеджмент в системе здравоохранения. Навыки и методы управления в организациях здравоохранения. | Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение | ||
Маркетинг в системе здравоохранения. Организация маркетингового исследования. | Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение | ||
Предпринимательство в здравоохранении. | Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение | ||
Бизнес-планирование в здравоохранении, цель, задачи. Методика составления бизнес-плана. | Аудиторная работа с информационно-методическими материалами, обсуждение | ||
Всего |
Тематический план самостоятельной работы студентов