Наиболее распространенной является следующая последовательность
Контакт с больным (доступен или нет, охотно идет на беседу, после длительных уговоров, категорически отказывается и т.д.). Продуктивность контакта, адекватность поведения больного ситуации.
Сознание. На основании каких признаков дана оценка сознания. Степень ориентировки в окружающем.
Восприятие. Четкость, правильность. Отклонения и нарушения. Характер нарушений, каким образом они выявляются: о них сообщил сам больной, можно предполагать по его высказываниям и поведению (описать конкретно).
Если нарушений в этой сфере не выявляется, то следует отметить, что выявить расстройств не удается и своим поведением больной их не обнаруживает, но не указывать категорически на отсутствие нарушений восприятия!
Ассоциативные расстройства. Понимание: четко улавливает вопросы, отвечает по существу, затрудняется ответить, уходит от ответа, соскальзывает, теряет нить беседы и т.д. Мышление: ход мыслей, содержание мыслей, способность к принятию решений. Если удается выявить патологические идеи (навязчивые, сверхценные, бредовые) необходимо описать их содержание, как об этом сообщает больной, его отношение к своим идеям и высказываниям, способность к коррекции, дальнейшие планы по их реализации.
Основное настроение и аффективные реакции. Фон настроения в течение беседы, смена настроения и чем она вызвана, адекватность аффективных реакций по силе и характеру.
Мнестические функции. Предъявляет ли сам больной жалобы на нарушения памяти, подтверждается ли это наблюдением в процессе беседы. Характер и глубина имеющихся нарушений памяти (правильно датирует события своей жизни, даты исторических событий, способность к запоминанию и воспроизведению отдельных слов).
Интеллект. Соответствие уровню образования и занимаемому положению. Характер имеющихся нарушений интеллекта (связаны с нарушением памяти, невозможностью сосредоточения, ослаблением понимания). При достаточно выраженных нарушениях в интеллектуальной сфере необходимо использовать методики проверки предпосылок интеллекта (толкование пословиц и поговорок, задачи на классификацию, устный счет и др.). Критичность больного к имеющимся у него нарушениям, способность к коррекции.
Психомоторная выразительность. Движения: замедленные, резкие, порывистые, импульсивные и т.д. Адекватность мимики и пантомимики (живая, подвижная, выразительная, бедная, парамимичность, гримасничанье и др.).
Отношение больного к своей болезни, настоящемусостоянию, проводимомулечению. Планы на будущее.
Статус не должен представлять собой перечисление сведений, отрицающих нарушения каких-либо психических функций! Однако, если отсутствие какого-либо симптома имеет важное значение для дифференциального диагноза или прогноза в данном клиническом случае, это должно быть отражено (например, суицидальные мысли при наличии депрессии, бред, галлюцинации и др.)
Диагноз и его обоснование.
Необходимо указать сведения, на основании которых поставлен диагноз. При этом проводится анализ полученных анамнестических сведений, настоящего состояния, дается квалификация основных симптомов и синдромов в динамике
заболевания. В диагнозе должны быть отражены название заболевания, форма его течения /стадия /степень и основной синдром (-омы) на момент курации.
Дифференциальный диагноз.
Указать основные заболевания с которыми необходимо проводить дифференциальную диагностику психических расстройств, выявленных у курируемого больного. При этом делается акцент на основных симптомах и синдромах в их динамическом аспекте, что позволяет судить о характере расстройств и их нозологической принадлежности.
Лечение.
Изложить основные подходы к лечению, методы и группы лекарственных средств, применяемых в терапии данного вида расстройств, а также лечение конкретного курируемого больного с указанием препаратов и их доз.