Выполнить ситуационные задачи и письменно сделать выводы. Задача 1.К ребенку 7 лет на дом был вызван детский врач
Задача 1.К ребенку 7 лет на дом был вызван детский врач. Ребенок предъявляет жалобы на головную боль, насморк, болезненность при глотании. Температура тела 40,20. Врачом был поставлен диагноз: «Острое респираторное вирусное заболевание».
Как можно объяснить высокую температуру у больного ребенка?
Что такое реактивность организма, и какие виды реактивности существуют?
Задача № 2. Больной И., 48 лет, поступил в хирургическую клинику по поводу карбункула бедра. В верхней трети правого бедра на внутренней поверхности имеется резко болезненный плотный инфильтрат багрово-красного цвета с очагами некроза в центре. Ткани в окружности инфильтрата отечны и напряжены. Лимфатические узлы в правой паховой области резко увеличены и болезненны. Температура тела 38,50.
Как объяснить увеличение лимфатических узлов?
Что такое «барьеры» и какова их роль в формировании реактивности организма?
Задача №3.После дозированной физической нагрузки у начинающих спортсменов отмечается учащение пульса до 140 в мин и повышение артериального давления до 180/100 мм рт. ст., а у спортсменов высокого класса - пульс достигает 100 в мин, а артериальное давление - 130/90 мм рт. ст.
Какие факторы определили такую реактивность у начинающих и высококлассных спортсменов?
Что такое реактивность организма?
Факторы, определяющие индивидуальную реактивность?
Задача №4.В школе учится ребёнок. Успеваемость у него очень плохая, стоит вопрос о переводе его в школу для умственно отсталых детей. Рост у ребёнка высокий, непропорционально длинные руки и ноги, отстаёт в половом развитии, агрессивен. При обследовании в клетках эпителия найдены тельца Барра. Что у больного? Проанализируйте механизм развития данного заболевания.
Задача №5.
На приём к врачу пришла женщина с ребёнком двух лет. Ребёнок не говорит, не играет с игрушками, ходит с трудом. Рост ребёнка меньше возрастной нормы. Лицо плоское, узкие глазные щели, большой язык, рот приоткрыт. Пальцы на руках короткие, толстые. У ребёнка имеется порок сердца, неправильное развитие кишечника. Какое заболевание у ребёнка, механизм развития?
Задача №6.У практически здоровых родителей родился мальчик больной гемофилией. Изучение всех членов семьи показало наличие больных мужчин в роду. У кого – у матери или у отца? Покажите, как наследуется это заболевание в решётке Пеннета. Механизм развития гемофилии?
Тема №6 «Иммунопатологические процессы»
1. Мотивационная характеристика темы:
Иммунологическая реактивность является актуальной проблемой современной медицины. Основная функция системы иммунобиологического надзора это поддержание антигенного гомеостаза организма, как к инфекционным, так и неинфекционным факторам окружающей среды. Иммунологические реакции оказывают с одной стороны защитные механизмы, развивающиеся при различных заболеваниях, с другой вызывают повреждение, с развитием угрожающих состояний для организма – аллергия (шок, отек Квинке). Изучение нарушений иммунологической реактивности является необходимым условием их иммунокоррекции.
2. Цели:
2.1. Знать основные механизмы нарушения в иммунной системе.
2.2. Уметь объяснять нарушения, возникающие при развитии иммунодефицитных состояниях, аллергии и аутоагрессивных заболеваниях.
2.3. Знать особенности формирования иммунологической реактивности в раннем детском возрасте.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов
3. Вопросы, изученные ранее
Для усвоения данной темы необходимы знания о современных представлениях об иммунологической реактивности организма, иммунном ответе, субпопуляциях и функциях Т- и В-лимфицитов, классах имуноглобулинов, иммунологической толерантности, механизмах ее реализации.
Материал изучается в соответствующих разделах гистологии, нормальной физиологии, иммунологии.
4. В результате изучения этого раздела студенты должны освоить следующие компетенции ПК-3, ПК-6:
Знать: | Уметь: |
1.Антигены, Антитела. Определение, виды. | 1. Подвергать анализу причины, механизмы развития нарушений в системе фагоцитов и комплимента. |
2.Причины и последствия нару-шений в системе фагоцитов. | 2. На основе представленных данных иммунограмм и гемограмм подвергать анализу причины, механизмы развития первичного и вторичного дефицита В – и Т- системы иммунитета. |
3.Причины, механизмы развития нарушений в системе комплемента | |
4.Общие закономерности нарушений иммунной системы. | |
5. Классификацию иммунодефи-цитных состояний. | 3. Подвергать анализу причины, механизмы развития ауто-иммунной патологии. |
6. Виды первичных (наслед-ственных) иммунодефицитных состояний. | Подвергать анализу механизмы развития различных видов аллергических реакций. |
7. Последствия дефицита В – системы иммунитета. | |
8. Последствия дефицита Т-системы иммунитета. | |
9.Аутоиммуные заболевания. Причины. Классификация. | |
10. Механизмы развития аутоиммунной патологии. | |
11.Аллергию. Определение, биологическая роль. Этиология. | |
12.Классификацию аллергических реакций. Стадии аллергии. | |
13.Механизмы развития аллергических реакций. | |
14. Аллергоподобные состояния. Причины отличие от истинных аллергических реакций | |
15.Иммунокоррекцию. Методы противоаллергического воздей-ствия. |
Логическая структура темы: «Патология иммунологической реактивности»
5. Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:
5.1.Повторите вопросы из пройденного материала.
5.2.Используя литературу, проанализируйте все учебные элементы графа логической структуры темы.
5.3.Выполните письменно работу по ориентировочной карте.
№ п/п | Задание | Указания к заданию |
1. | Дать определение «иммунологическая толерантность» и назвать ее механизмы развития. | Составить в виде схемы механизмы патологической иммунологической толерантности. |
2. | Назвать причины вторичных и первичных иммунодефицитных состояний. | Составить схему: «Причины и механизмы развития синдрома Луи Бар». |
Проанализировать механизм нарушений в иммунной системе у больных СПИДом. | ||
3. | Назвать причины развития аутоимунной патологии. | Раскрыть механизм нарушения в системе иммунитета при аутоиммунной гемолитической анемии. |
4. | Классификация аллергических реакций по Джеллу и Кумбсу. | Указать принципы классифи-кации. |
5. | Стадии и фазы аллергии. | Назвать 3 стадии и фазы аллергии. Составить схему «Механизм развития патофи-зиологической фазы при развитии аллергии немедленного типа» на примере отека Квинке. |
6. | Особенность аллергии замедленного типа. | Механизм развития аллерги-ческой реакции замедленного типа по стадиям. |
План практического занятия
6.1. Тестовый входной контроль – 5 минут
6.2. Опрос с разбором возникших вопросов при подготовке к занятию - 45 минут
6.3. Ориентировочная основа действия (ООД) – 90 минут
6.4. Выполнение заданий для контроля результатов усвоения учебного материала– 5 минут
6.5. Проверка и подписание протоколов – 35 минут