Профилактическое обслуживание колес и шин.
Перед каждой поездкой нужно осматривать протектор покрышек и удалять из него все
застрявшие предметы, а также необходимо проверять давление воздуха в шине два раза в
неделю по манометру.
Давление воздуха в шине должно быть: у переднего колеса 1,25-1,30 кгс/см1, у заднего
колеса при езде без пассажира 1,50-1,60 кгс/см2, а с пассажиром - 2,00 кгс/см2.
Во время езды по мокрому асфальту для улучшения сцепления шин с дорожным
покрытием можно снизить давление воздуха в шинах на 0,1-0,2 кгс/см2 по сравнению с
рекомендуемым для сухой дороги. Следует учитывать, что для сохранения покрышек выгоднее
немного повышенное давление воздуха в шинах, а для лучшего сцепления шин с дорогой
пониженное.
Надо помнить, что езда на слабо накачанных шинах быстро выводит из строя корд
покрышки. Покрышку с отслоившимися нитями корда и тем более с лопнувшим кордом следует
считать непригодной к эксплуатации, так как отслоившийся корд будет очень быстро протирать
камеры, а езда на покрышке с лопнувшим кордом может привести к разрыву ("на выстрел")
шины во время движения. Авария при этом неизбежна. Исходя из дорожных условий следует
поддерживать оптимальное давление, способствующее безопасному движению мотоцикла. При
движении на сухом асфальте выгоднее поддерживать несколько повышенное давление воздуха
в шинах. Измерение давления следует производить в холодных шинах. Замена смазки в
подшипниках колес. До пробега 8000-10000 км менять в подшипниках заводскую смазку не
следует.
В процессе эксплуатации мотоцикла менять смазку в подшипниках колес и задней
звездочки завод рекомендует через 8000 км пробега, если пробег мотоцикла в сезон
приближается к этой цифре и составляет 6000 или 10000 км., то замену смазки следует
производить после такого пробега. В случае, если годовой пробег мотоцикла намного меньше,
можно менять смазку через год, но не реже, как через два сезона эксплуатации. При замене
смазки в подшипниках их необходимо промыть.
Чтобы не нарушить плотности посадки подшипников в гнездах ступицы, промывку
подшипников нужно производить, не вынимая их из ступицы. Промывать подшипники в
ступицах колес удобнее без покрышки на ободе - в противном случае трудно уберечь покрышку
от попадания на нее и в нее (через отверстия для ниппелей спиц) промывочной жидкости.
После снятия покрышки и ободной ленты с обода колеса необходимо проделать
следующее.
1. Удалить сальники вместе с защитными шайбами.
2. Положить колесо на широкую емкость (тазик и т.п.).
3. Поливая керосином на подшипник, промыть его кистью с длинным жестким волосом,
затем колесо перевернуть и проделать то же с другим подшипником.
4. После промывки подшипники и всю ступицу необходимо ополоснуть чистым
бензином и хорошо просушить.
5. Проверить легкость вращения подшипников. При заедании подшипника надо
найти и устранить причину. Плохое вращения подшипника возможно из-за
застревания в подшипнике волоса от кисти или от того, что беговые дорожки
(или шарики) имеют раковины. Застрявший волос нужно удалить, а при обнаружении
раковин на беговых дорожках или на шариках подшипник необходимо заменить. Если
керосин при промывке подшипников попал в обод, то его надо удалить оттуда через
имеющиеся в ободе отверстия, иначе оставшийся керосин во время движения будет
выливаться из обода и разрушать покрышку.
6. Хорошо просушив подшипники и проверив легкость вращения, набить подшипник
консистентной смазкой ЯНЗ-2, ЦИАТИМ-221 до полного заполнения пространства
между обоймами. Смазать защитные шайбы и сальники этой же смазкой и установить
их на место.
Демонтаж и монтаж шин. Для извлечения камеры из покрышки или замены
покрышки необходимо проделать следующее.
1.
2.
3.
Отвернуть колпачок вентиля. Очистить его от налипшей сверху грязи и удалить
грязь из шлица. Колпачком вывернуть золотник из вентиля камеры, даже если
воздух был выпушен в результате прокола.
Отвернуть гайку, крепящую вентиль камеры к ободу колеса.
Положить колесо (защитным кожухом ступицы вверх) на чисто ровную
поверхность, а если приходится производить демонтаж в дороге, под ступицу
колеса следует подстелить тряпку, чтобы песок не попал в подшипники.
4.
5.
6.
Наступив ногами на край покрышки, диаметрально противоположной вентилю,
продавить покрышку в углубление обода (рис. 69). Утапливание борта покрышки
в обод - очень важная операция и нею не следует пренебрегать. Не давая
покрышке выйти из углубления, монтажными лопатками осторожно перетянуть
борт покрышки через край обода. Затем, переставляя монтажные лопатки,
перетянуть орт крышки через обод по всей его окружности.
Просунуть одну руку внутрь покрышки и, помогая другой рукой,
протолкнуть вентиль камеры внутрь покрышки и извлечь камеру.
Если причиной демонтажа шины был прокол камеры, осторожно, чтобы не
поранить руку, тщательно обследовать внутреннюю поверхность покрышки и
удалить предмет, проколовший камеру. Если причиной демонтажа шины
является
замена изношенной или поврежденной покрышки, то с помощью монтажных
лопаток перетянуть часть второго борта покрышки через обод, а затем руками
снять покрышку с обода.
Рис. 69. Правильное положение покрышки на ободе колеса при ее демонтаже
(пунктиром показано кратчайшее расстояние между бортами крышки)
Монтаж шин необходимо производить в следующем порядке:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Припудрить внутреннюю поверхность покрышки тальком и, если покрышка
была снята, надеть ее одним бортом на обод.
Вложить камеру, тоже припудренную тальком, внутрь покрышки так, чтобы
вентиль камеры встал против предназначенных для него отверстий в ободной
ленте и ободе.
Протолкнуть вентиль в отверстие и навинтить гайку вентиля на два-три
оборота.
Завернуть золотник в вентиль камеры и подкачать камеру с тем, чтобы
складки, образовавшиеся при ее заправке в покрышку, расправились. При
необходимости камеру можно расправить рукой и затем частично выпустить
воздух, оставив камеру под небольшим давлением, чтобы не защемить ее между
ободом и монтажной лопаткой при монтаже покрышки.
Смонтировать на обод второй борт покрышки. Монтаж нужно начинать с
места, диаметрально противоположного вентилю камеры. Чтобы не повредить
камеру монтажными лопатками при окончательной посадке второго болта
покрышки на обод, следует соблюдать особую осторожность. Монтаж покрышки
на обод можно производить и без помощи монтажных лопаток, но для этого
нужен опыт. При монтаже покрышки лопатками необходимо следить, чтобы
случайно не зажать камеру между ободом и лопаткой и не повредить ее, так как
тогда всю работу придется начать сначала и вдобавок к этому потребуется ремонт
или замена камеры.
Окончательно смонтировав покрышку на обод, накачать камеру до давления,
несколько превышающего нормальное, затянуть гайку до вентиля, затем
выпустить весь воздух из камеры и вновь накачать до нормального давления.
Это нужно сделать для того, чтобы камера хорошо (без складок) расположилась
внутри покрышки, а покрышка заняла свое место на ободе колеса.
Неисправности шин. Наиболее частой неисправностью шин является утечка воздуха из
камеры. Случается это всегда неожиданно, и потому особенно неприятно.
Причины утечки воздуха могут быть следующие:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Повреждение камеры в результате наезда на острые предметы, которые могут
воткнуться в шину или разрезать ее.
Протирание камеры отслоившимися нитями корда или посторонними
предметами, попавшими при небрежном монтаже между покрышкой и камерой.
Если водитель не следит за давлением в шинах и эксплуатирует их при
пониженном давлении, то происходит отслоение внутренних нитей корда от
покрышки. Во время движения мотоцикла происходит небольшое перемещение
камеры относительно стенок покрышки. Это передвижение вызывает протирание
камеры отслоившимися нитями корда вплоть до образования отверстий в ней.
Под небрежным монтажом нужно понимать не нарушение техники монтажа,
когда камеру прорывают монтажной лопаткой. Здесь имеется в виду нарушение
"гигиенических" требований при монтаже особенно часто мотоциклисты
совершают это при замене камер в дороге. Если монтаж шины ведется на грязном
месте, то в покрышку всегда попадают песчинки и другие предметы, которые
потом протирают камеру. Кроме того, при монтаже шин на грязном месте! песок
и пыль всегда попадают в подшипники ступицы, что также не способствует
улучшению условий работы подшипника. Из-за кажущейся экономии времени
при демонтаже и монтаже грязных покрышек на первом попавшемся месте очень
скоро придется повторить эту операцию.
Протирание плохо смонтированной камеры (камера смонтирована в покрышке
со складками) в месте образования складки.
Вырывание вентиля из камеры. Это происходит при злоупотреблении резким
торможением и ускорением мотоцикла, особенно если давление воздуха в шине
ниже нормального. Резкое торможение и злоупотребление мощностью двигателя
(кроме чрезмерного износа протектора покрышки) вызывает проворачивание
покрышки на ободе (особенно, если шина слабо накачана). При, проворачивании
покрышка увлекает за собой камеру, которая зафиксирована вентилем в ободе, и
в результате может произойти вырывание вентиля из камеры. Если же этого и не
произойдет, то на камере почти всегда образуются складки, в месте образования
которых она очень быстро протирается.
Слабая затяжка гайки крепления вентиля в камере. Это вызывает утечку
воздуха из-под вентиля. Утечку воздуха из-под гайки вентиля можно обнаружить
только после погружения этой части камеры в воду (можно, не снимая
покрышки, опустить колесо в воду). Но обычно, если при монтаже камеры в
покрышку гайка была проверена и затянута, самопроизвольного отвинчивания ее
в процессе эксплуатации не происходит.
Неисправности золотника. К ним относятся следующие:
1) золотник слабо завернут или повреждена уплотняющая резинка;
2) попадание песка между уплотняющей резинкой золотника и гнездом вентиля;
3) повреждение клапана золотника, например при попадании масла из насоса
на резинку клапана;
4) согнуты "крылышки" золотника.
Утечка воздуха из вентиля из-за неисправности золотника обнаруживается по
пузырькам, выходящим из намоченного вентиля, а неисправности золотника
определяются при его осмотре после вывертывания из вентиля. В этом случае
выход воздуха ликвидируется заворачиванием золотника или его заменой.
Повреждение камеры при неумелом монтаже. Защемление и разрыв камеры или
ее протыкание во время монтажа происходят при грубом монтаже или при
применении для монтажа неисправных лопаток (с зазубринами). Кроме утечки
воздуха из шины в практике эксплуатации встречаются случаи разрыва троса в
борту покрышки, что происходит при применении чрезмерных усилий во время
монтажа покрышки на обод. Обычно это может произойти, если для монтажа
применять длинные автомобильные лопатки. За счет увеличения плеча рычага
величивается сила, приложенная к борту покрышки, а следовательно, и
к тросу, и он лопается. На несмонтированной покрышке разрыв троса
определяется наличием похрустывания в борту при его изгибании руками, а
также уменьшением жесткости борта в месте разрыва троса. Езда на покрышке с
лопнувшим бортовым тросом недопустима, так как может вызвать серьезную
аварию. Разрыв троса вызывает соскакивание борта покрышки с обода
("разбортовка") во время движения.
Неисправности колес. При снятой покрышке легко обнаруживаются и устраняются
неисправности колес. Наиболее вероятными и часто встречающимися неисправностями колес
бывают:
1) искривления обода;
2) износ сальников;
3) износ подшипников;
4) увеличение диаметра посадочного гнезда подшипника в ступице;
5) затрудненное вращение колес.
Искривление обода бывает осевое - восьмерка, и радиальное - овал (эллипс). На ободе
могут быть и различного рода вмятины. Любые деформации обода возникают в результате
сильного удара колеса о неровности дороги или при наезде на препятствия.
Плавные восьмерки и овалы ободьев образуются иногда из-за неравномерного ослабления
натяжения спиц в результате проседания по месту ниппеля в ободе и головки спицы в ступице, а
также вследствие усталостных деформаций самих спиц.
Плавную восьмерку и овал ликвидируют перетяжкой спиц, а вмятины - рихтовкой обода.
После ликвидации восьмерки или овала концы спиц, выступающие над ниппелями,
необходимо спилить заподлицо с ниппелем. При устранении деформаций обода следует
учитывать, что биение обода в осевом направлении (восьмерка) не должно быть более 3 мм, а в
радиальном (овал) - более 2 мм. Износ сальников и подшипников в процессе эксплуатации
мотоцикла естественен и неизбежен. Он ускоряется в результате недостаточного ухода.
Износ сальников определяется по появлению смазки на закрывающем ступицу диске и внутри
тормозного барабана. Характерное место износа фетрового сальника показано на рис. 70.
Изношенные сальники надо заменить.
Рис. 70. Разрез чашки с фетровым сальником (стрелкой показано место износа
сальника)
Износ подшипников определяется по свободному перемещению колеса в осевом
направлении и по стуку в подшипнике. Для проверки состояния подшипников колеса мотоцикл
нужно установить на подставку и, взяв колесо двумя руками с диаметрально противоположных
сторон, покачать ею из стороны в сторону (рис. 71).
Рис. 71. Определение люфта в подшипниках колеса (стрелками показано
направление перемещения колеса при определении люфта)
Если свободное перемещение обода не превышает 1 мм, колесо можно считать еще
пригодным к эксплуатации. При перемещении обода свыше 1 мм в подшипниках появляется
стук; в этом случае их нужно заменить. Трение ступицы колеса у нового мотоцикла также
является сигналом об износе подшипников. Затрудненное вращение колес у нового мотоцикла
происходит из-за трения фетрового сальника о распорную втулку и исчезает после пробега
мотоциклом 1500-2000 км.
У мотоцикла с большим пробегом плохое вращение колес происходит при недостатке
смазки в подшипниках или если смазка старая (загрязненная и загустевшая).
Износ посадочного гнезда подшипника в ступице вызывает проворачивание наружной
обоймы подшипника в ступице. Это происходит особенно у колес старой модели после
многократной выпрессовки и запрессовки подшипников. Не устраненное своевременно
незначительное проворачивание подшипника в гнезде ступицы приводит к большому износу
гнезда.
Небольшое увеличение диаметра посадочного гнезда можно компенсировать
хромировкой наружной обоймы подшипника. Если этого сделать не удается, ступицу следует
заменить.