II. Цель деятельности студентов на занятии.

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Северо-Осетинская Государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра факультетской терапии

С эндокринологией и ВПТ

Методические рекомендации

Для выполнения САМОСТОЯТЕЛЬНой ВНЕАУДИТОРНой РАБОТы СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКим ЗАНЯТИям по эндокринологии

Владикавказ - 2009



Содержание:

Тема: Сахарный диабет: этиология,

патогенез и классификация......................................................... 4

Тема: САХАРНЫЙ ДИАБЕТ. КЛИНИКА.................................................. 10

Тема: САХАРНЫЙ ДИАБЕТ. ЛЕЧЕНИЕ СД........................................... 15

Тема: КОМАТОЗНЫЕ СОСТОЯНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ... 21

Тема: ГИПОТИРЕОЗ.................................................................................. 29

Тема: ДИФФУЗНЫЙ ТОКСИЧЕСКИЙ ЗОБ (ДТЗ),

БОЛЕЗНЬ ГРЕЙВСА-БАЗЕДОВА............................................................ 39

Тема: ХРОНИЧЕСКАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ КОРЫ

НАДПОЧЕЧНИКОВ – болезнь АДДИСОНА....................................... 47

Тема: ЗАБОЛЕВАНИЕ ГИПОФИЗА......................................................... 53

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО И МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО И 6 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ ПО ЦИКЛУ ЭНДОКРИНОЛОГИИ.

Тема: «Сахарный диабет: этиология, патогенез

и классификация».

Научно-методическое обоснование темы.

В настоящее время во всех странах мира, особенно в промышленно развитых, наблюдается «пандемия» сахарного диабета, который является одним из наиболее распространенных заболеваний. По данным ВОЗ, в 2000 г. в мире насчитывалось около 160 мил больных сахарным диабетом, к 2010 г. в мире будет более 230 мил таких больных. В Российской Федерации на апрель 2000 г. по данным регистрации насчитывается 2 076 000 больных сахарным диабетом. Ежегодно количество вновь диагностированных случаев составляет 6-10% по отношению к общему числу больных, что ведет к его двоению каждые 10-15 лет. Таким образом, сахарный диабет стал не только медицинской, но и социальной проблемой.

I. Вопросы для проверки исходного уровня знаний.

1. Что изучает наука «Эндокринология».

2. Связь клинической эндокринологиис другими клиническими дисциплинами.

3. Организация эндокринологической службы в России.

4. Определение СД.

5. Роль вирусной инфекции и аутоиммунных процессов в развитии СД 1-го типа.

6. Наследственный характер заболевания.

7. Ассоциация определенных локусов лейкоцитарных антигенов гистосовместимости (B,D,DR,C) с СД типа 1 и отсутствие ее больных СД типа 2.

8. Патогенетические особенности подтипов 1а и 1в СД типа 1.

9. Этиология СД типа 2.

10.Роль генетической предрасположенности и провоцирующих факторов риска СД типа 2.

11. Ожирение – фактор риска и в то же время – раннее проявление диабета.

12. Классификация СД.

13. Патогенетическая классификация.

14. Стадии развития СД: классы риска, диабет беременных, нарушенная толерантность к глюкозе, эссенциальный СД.

II. Цель деятельности студентов на занятии.

Изучить вопросы этиологии, патогенеза сахарного диабета типа 1 и типа 2, генетические и экзогенные факторы развития сахарного диабета, современную классификацию, стадии развития диабета.

Студент должен знать:

а) Причины роста и распространенности СД.

б) Факторы риска развития СД.

в) Причины и механизмы развития абсолютной инсулиновой недостаточности при СД типа 1.

г) Причины и механизмы развития относительной инсулиновой недостаточности при СД типа 2.

д) Патогенетическую классификацию СД ВОЗ (1999).

г) Стадии развития СД.

Студент должен уметь:

а) Пользоваться важнейшими методами обследования эндокринологического больного.

б) На основании жалоб, анамнеза и объективных данных выставить предварительный диагноз СД.

в) По данным предварительного диагноза определить тип диабета.

г) Соответственно предварительного диагноза составить план обследования.

Рекомендуемая литература.

1. Балаболкин М.И. Дифференциальная диагностика и лечение эндокринных заболеваний: Руководство. М., 2003.

2. Балаболкин М.И. с соавт. Фундаментальная и клиническая тироидология. М., 2007.

3. Дедов И.И. Клинические рекомендации. Эндокринология. М., 2008.

4. Мельниченко Г.А. Эндокринные заболевания. М., 2009.

5. Сумин С.А. с соавт. Неотложная эндокринология. М., 2006.

Наши рекомендации