Глава 8. матрашитья адхьяя
(опредедление надлежащего количества пищи)
Теперь мы изложим главу Матрашитья адхьяя (определение надлежащего количества пищи) - так сказал Атрея и остальные мудрецы.
1-2. Человеку следует всегда употреблять надлежащее количество пищи, свойства которой должным образом активизируют агни (огонь пищеварения). Независимо от того, является ли пища лагху (легко усвояемой) или гуру (тяжело усвояемой), для нормального пищеварения ее в любом случае нужно принимать только в определенном количестве.
3. Потребление недостаточного количества пищи не обеспечивает силу, рост и энергию человека и становится причиной всех болезней, связанных с дошей вата. С другой стороны, ее чрезмерное количество вызывает быстрый дисбаланс всех трех дош.
4-5. В человеке, который не сдерживает себя (не может контролировать свою потребность в еде), вата и другие доши, внезапно все вместе возбуждаются и будучи связанными с непереваренной и испорченной пищей, вызывают такие болезни как аласака (нарушение продвижения пищи в желудочно-кишечном тракте) и вишучика (выведение непереваренной пищи через верх и низ (появлением рвоты и поноса), одновременно.
6. Когда пища не выходит ни верхним путем, ни нижним и не подвергается пищеварению, а остается вяло лежать в желудке, – такое заболевание называется аласака.
7. Когда происходит значительное болезненное возрастание вайю (ваты) и других дош, человек ощущает боль, словно пронзаемый иглами. Эта болезнь называется вишучика.
8-9. Нарушения вата-доши вызывают боль и вздутие в животе, головокружение, озноб и скованность. Нарушения питты вызывают лихорадку, понос, чувство жжения внутри тела, жажду и обмороки. Нарушения капхи вызывают тошноту, чувство тяжести в теле, утрату речи и чрезмерное отхаркивание мокроты.
10-11. Возникновению аласака (диареи) особенно подвержены те, в ком мало силы и у кого слабое пищеварение и кто привык подавлять естественные потребности тела. Вата в союзе со шлешман (капхой) болезненно усиливается и нарушает продвижение внутри непереваренной пищи, вынуждая ее лежать подобно чужеродному телу, вызывая сильную боль в животе, но без рвоты и поноса. Это и называется аласака.
12. Значительно увеличенные доши, попадая в испорченные и засоренные (накоплениями непереваренной пищи) каналы, теряют способность проходить по ним и начинают двигаться по другим (неестественным) каналам, делая все тело твердым, словно бревно. Эта болезнь, называемая дандакаласака, практически не подлежит излечению, поскольку она стремительно вызывает смерть.
13-14. Люди, злоупотребляющие несочетаемыми продуктами, переедающие и использующие неприготовленную пищу, становятся жертвой страшной болезни амадоша, которая подобна яду и поэтому называется амавиша (отравление пищей). Она также не подлежит излечению из-за своего сходства с ядом и (смертельно опасной) быстротой действия, и требует лечения средствами, обладающими противоположными качествами.
15-16. Аму (непереваренную пищу), залежавшуюся внутри, следует быстро удалять: для этого необходимо выпить теплой воды, смешанной с порошком угра (аиром), пату (черной солью) и пхалой (цветами маданапхалы). Должны быть назначены рвотные и потогонные средства, ректальные свечи, изготовленные из плодов, способствующих нисходящему движению испражнений и газов; на неподвижные части тела следует наложить припарки, а затем обернуть тканью.
17. В поздней стадии вишучика чрезвычайно полезным является прижигание точки на стопе, чуть ниже пятки. Пациент должен в этот день поститься, и о нем следует заботиться как о прошедшем терапию очищения кишечника.
18. Больной, страдающий от расстройства пищеварения, хотя и испытывает сильную боль в животе, не должен применять обезболивающие средства. Агни (пищеварительный огонь), соединенный с амой (продуктами неполного метаболизма), не сможет переварить и усвоить лекарственные средства и пищу. Эта неспособность к перевариванию упомянутых компонентов быстро приводит к смерти пациента.
19. После того как пища переварена, сохраняющиеся напряженность и тяжесть в животе означают, что необходимо принятие лекарств, способствующих нормализации дош и стимулирующих агни (пищеварительную деятельность).
20. Болезни, вызванные амой (непереваренной пищей), лечатся апатарпаной (лечебным голоданием). Три вида голодания, соответствующие каждой из трех дош, должны назначаться после тщательного исследования (всех аспектов).
21. Если ама незначительна, достаточным будет применение лангханы (поста), если ама присутствует в большем количестве, необходимы сочетание лангханы (поста) и пачаны (средств, улучшающих пищеварение), если же количество амы слишком велико, то необходима шодхана (очистительная терапия). Таким путем малы (непереваренные остатки) будут удалены с корнем.
22. Большинство болезней следует лечить, применяя средства, противоположные по своей природе причине возникновения болезни (хету випарьяя). Но если болезни повторно возвращаются (или сохраняются в течение долгого времени), следует отказаться от хету випарьяя (общих аллопатических методов лечения) и прибегнуть к соответствующей вьядхи випарьяя чикитсе (к специальной терапии).
23. Либо следует применить тадартхакари чикитса (гомеопатию). Когда же доши придут в равновесие и активность пищеварения нормализуется, следует назначить масляную ванну и прием масла внутрь или сделать лекарственную клизму.
24. От (усиления) капхи возникает амаджирна (один из видов расстройства пищеварения), признаками которого являются отеки вокруг глаз и на лице, отрыжка, подобная той, что появляется сразу после обильной еды, сильное слюноотделение, тошнота и чувство тяжести во всем теле.
25. Виштхабдхаджирна (второй тип расстройства пищеварения) возникает от усиления анилы (ваты) и отличается болью в желудке, запорами, метеоризмом и слабостью.
26. Видагхаджирна (третий тип расстройства пищеварения) возникает от (усиления) питты и проявляется в виде жажды, склонности к обморокам, головокружениям, отрыжки с кислым вкусом и изжоги.
27. При возникновении амаджирна следует назначать лангхана (пост); при виштабдха следует в большом количестве назначить шведана (потогонные средства); при видагдха следует назначить вамана (лечебную рвоту). Также может выполняться любая другая терапия, соответствующая стадии развития болезни.
28. Виламбика (следущий тип расстройства пищеварения) возникает вследствие сильного накопления амы внутри каналов; оно возникает из-за одновременного дисбаланса капхи и ваты; и имеет все симптомы амы. Лечение аналогично лечению амы.
29. Упадок сил, дискомфорт в области сердца, даже при отрыжке без запаха и вкуса – это особенности расашесаджирна (еще одного вида расстройства пищеварения). Страдающий этим расстройством должен спать в течение дня, не принимая никакой пищи.
Те, кто страдает от какого-либо расстройства пищеварения, должны спать днем, не принимая никакой пищи. Позже, почувствовав голод, нужно съесть небольшое количество легкоусвояемой пищи.
30. Отсутствие выделения или чрезмерное выделение (испражнений и мочи), ослабление дош, особенно пассивность ваты, вздутие живота, чувство тяжести и головокружение являются основными симптомами аджирна (расстройства пищеварения).
31-32. Образование амы вызывается не только пищей, употребленной в большом количестве. Это также происходит при употреблении пищи, которая не нравится, пищи, вызывающей метеоризм, слишком переваренной или пережаренной пище или же сырой, трудно усвояемой, слишком сухой, очень холодной, загрязненной, вызывающей изжогу, высушенной или водянистой. Это же относится и к пище, которая принимается человеком, изнуренным печалью, частым гневом или длительным голодом.
33-34. Употребление подходящей и неподходящей пищи, смешанной вместе, называется самашана; употребление большого количества хорошей пищи до того, как переварится предыдущая пища, называется адхьяшана; употребление большего или меньшего количества пищи в неподходящее время является вишамашана. Всё это может стать или причиной смерти, или вызвать опасные заболевания.
35-38. Следует употреблять пищу в надлежащее время; она должна быть привычной, чистой, подходящей для здоровья, маслянистой, горячей и легко усваиваемой. Употребляя пищу с должным вниманием, следует использовать все шесть вкусов с преобладанием сладкого, не есть слишком быстро или слишком медленно. Следует принимать пищу после омовения, почувствовав сильный голод, сидя в одиночестве, после очищения ног, рук и лица. Принятию пищи должно предшествовать воздаяние благодарности питри (предкам), полубогам, гостям, детям, учителям и всем, кто проживает в доме. Перед принятием пищи необходимо мысленно обратиться к себе для осознания себя (проанализировать свое состояние, свои предпочтения и антипатии), воздерживаться от грубых или бранных слов и от болтовни. Следует употреблять больше жидкой пищи, такой, которая нравится, в обществе хороших людей.
39. Следует отвергать пищу, в которой присутствуют волосы, паутинки или нечто подобное, повторно нагретую, пищу с преобладанием овощей и плохо перевариваемых зерен, слишком горячую или слишком соленую.
40-41. Килата (сгущенное молоко), дадхи (йогурт, творог), кучика (сыр), кшара (ощелачивающие добавки), шукта (перебродившая каша), ама мулака (сырой редис), маша (черный горох), нишпава (гиацинтовые бобы), шалука (корни лотоса), биса (стебли лотоса), пишта (крахмалистые продукты), проросшие зерна, высушенные овощи, явака (мелкий ячмень), пханита (недоваренная черная патока) – эту пищу не следует употреблять регулярно.
42-43. Шали (рис), годхума (пшеница), ява (ячмень), шаштика (рис, после сбора урожая которого прошло шестьдесят дней), джангала, сунисаннака, дживанти (один из видов корнеплодов), баламулака (молодой редис), патхья (харитаки), амалаки, мридвика (виноград), патоли (разновидность тыквы), мудга (мунг дал), шаркара (тростниковый сахар), гхрита (топленое масло), дивьодака (дождевая или чистая вода), кшира (молоко), кшоудра (мед), дадима (гранат) и саиндхава (черная соль) – вот пища, которую можно употреблять регулярно.
44. Для улучшения зрения следует каждый вечер принимать трифалу, вместе с медом и гхи (топленым маслом). Любые другие вещества, которые благоприятны для поддержания здоровья и излечивают болезни, также должны приниматься регулярно.
45. Пищу, которая не очень легко усваивается и является маслянистой, сладкой, медленно переваривающейся и твердой, такую как биса (стебли лотоса), икшу (сахарный тростник), моча (банан), чоча (кокос), амра (манго), уткарика (сладкие блюда), следует употреблять в начале приема пищи. Пищу, имеющую противоположные качества, следует употреблять в конце, а ту, что имеет преимущественно кислый или соленый вкус, в середине приема пищи.
46. Две части желудка (половину его вместимости) следует наполнять твердой пищей, одну часть – жидкостями, а оставшуюся часть следует оставлять свободной для воздуха.
47-50. В качестве анупаны (послеобеденного напитка) холодная вода идеальна для использования после пищи, содержащей ява (ячмень) или годхума (пшеницу), а также после приема дадхи (творога, йогурта), вина и меда. После крахмалистой пищи идеальны теплая вода, масту (сыворотка), такра (разведенная пахта) и амлака-нджика (забродившая каша). После блюд, приготовленных из овощей, мудга и других стручковых, хорошим является сура (пиво) для того, чтобы худых людей сделать полными, и медовая вода для того, чтобы полных людей сделать худыми. Вино идеально для тех, у кого слабое пищеварение. Молоко подобно нектару для тех, кто ослаблен болезнями, лекарствами (и лечением), длительным путешествием, продолжительными беседами, чрезмерной сексуальной активностью, голоданием, пребыванием на солнце или иной (утомительной) деятельностью, а также для тех, кто истощен, для пожилых людей и детей.
51. Идеальной анупаной (послеобеденным напитком) является та, которая по своим свойствам противоположна свойствам принятой пищи, но не является несовместимой с ней. Такой напиток всегда является ценным.
52. Анупана (послеобеденный напиток) придает бодрость и удовлетворение, способствует надлежащему продвижению пищи в кишечнике, придает стабильность тканям и органам; обеспечивает размягчение твердых кусков пищи, их растворение и переваривание.
53. Анупана неблагоприятна при заболеваниях органов, расположенных выше плеч, одышке, кашле, травмах груди (легких), ринитах, а также для тех, кто много поет, говорит или страдает охриплостью голоса.
54. Если человек страдает от отеков, полиурии (при сахарном диабете), язв, заболеваниями глаз и горла, ему следует избегать употребления жидкостей (после еды).
Непосредственно после еды (и здоровым, и больным) людям не следует много разговаривать, долго идти пешком, спать сразу после приема жидкостей, пребывать на солнце или вблизи огня, передвигаться на транспорте, плавать и ездить верхом.
55. Идеальное время для приема пищи – после освобождения от фекалий и мочи, когда разум очищен (освобожден от эмоций), когда доши движутся естественно (функционируют нормально), когда отрыжка чиста (без неприятного запаха или вкуса), при ощутимом голоде, когда газы легко выходят нижним путем, пищеварительная активность сильна, органы восприятия чисты, а тело легкое. Пищу следует принимать, соблюдая правила и способы ее употребления. Таково наилучшее время.
Так заканчивается глава, называемая Матрашитья, восьмая глава Сутрастханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты.