Курс, 9, 10 семестр (10 лекций по 1 академическому часу). Практические занятия – 80 часов

СИЛЛАБУС

ЗАБОЛЕВАНИЯ ГОЛОВЫ И ШЕИ

Объем учебных часов – 135

Лекции – 10 часов

Практические занятия – 80 часов

Самостоятельная работа студентов (СРС) – 45 часов

Курс – пятый

Семестр –девятый, десятый

Форма контроля: экзамен

Алматы – 2016 г

Силлабус составлен к.м.н. доц. Вансванов М.И.

Обсужден и утвержден на заседании кафедры хирургической стоматологии

Протокол № от « » _________ 2016 г.

Руководитель кафедры хирургической

стоматологии д.м.н. _________________ Мирзакулова У.Р.

1. Общие сведения:

1.1 Наименование вуза: Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова.

1.2 Кафедра - Хирургическая стоматология

1.3 Дисциплина – Заболевания головы и шеи

1.4 Специальность -5B130200 «стоматология».

1.5 Объем учебных часов –135 часов

1.6 Курс и семестр изучения - 4 курс, 7 -8 семестр.

1.7 Сведения о преподавателях:

Ф.И.О. Должность Ученая степень  
 
1. Мирзакулова У.Р. Рук. модуля Доктор медицинских наук  
2. Уразалин Ж.Б. профессор Доктор медицинских наук  
3. Тулеуов К.Т. профессор Доктор медицинских наук  
4. Русанов В.П. профессор Доктор медицинских наук  
5. Вансванов М.И. доцент Кандидат медицинских наук  
6. Сабданалиев А.М. доцент Кандидат медицинских наук  
7. Космаганбетова А.Т. доцент Кандидат медицинских наук  
8. Стабаева Г.С. доцент Кандидат медицинских наук  
9. Угланов Ж.Ш. Ассистент Кандидат медицинских наук  
10. Менжанова Д.Д. ассистент -  
11. Бименов К.С. ассистент -  
12. Талимов К.К. ассистент -  
13. Курышжанова К.Р. ассистент -  
14. Амантаев Б.А. ассистент Кандидат медицинских наук  
15. Сейткулов А.Б. ассистент Кандидат медицинских наук  
16. Адильбаев Г.Б. ассистент Доктор медицинских наук  
17. Мадраимов Н.Б. ассистент -  
18. Менчишева Ю.А. ассистент -  

1.8 Контактная информация:

Место нахождения кафедры: г. Алматы, ул. Толе би, 92; учебный корпус №3 КазНМУ

Телефон: 292-50-25 (вн. 198)

Электронный адрес кафедры:[email protected],

1.9 Политика дисциплинызаключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе.

1. Обязательное, регулярное посещение практических занятий

2. Обязательное выполнение всех тем СРС по одной из избранных форм.

3. Активное участие в учебном процессе (подготовка конспекта темы практического занятия, подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и заданий в тестовой форме, выполнение практической работы на фантомах, рисование в альбоме).

4. Защита темы СРС по одной из избранных форм в установленное время по тематическому плану (не позднее недели, соответствующей данному разделу).

5. Наличие у студента индивидуального рабочей тетради, лекционного материала.

6. Явка на занятие в соответствии с расписанием, без опоздания.

7. Наличие чистого, выглаженного белого халата, колпака, сменной обуви, маски, перчаток.

8. Уважительное отношение к ППС и студентам

9. Экзамен в форме тестирования и сдачи мануальных навыков.

11. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием педагога, завуча и руководителя модуля.

Введение

Заболевания головы и шеи - дисциплина, изучающая особенности клинического обследования хирургического стоматологического больного с воспалительными заболеваниями мягких тканей челюстно-лицевой области (абсцессами и флегмонами), их осложнениями, заболеваниями и повреждениями тройничного и лицевого нервов, воспалительными и дистрофическими заболеваниями височно-нижнечелюстного сустава, оказания амбулаторной и стационарной хирургической стоматологической помощи пациентам.

Дисциплина «Заболевания головы и шеи» призвана подготовить студентов стоматологического факультета к дальнейшему обучению на клинических кафедрах и овладению профессиональными навыками врача-стоматолога общей практики путем формирования врачебного поведения и мышления, а также умений, обеспечивающих решение профессиональных задач хирурга-стоматолога.

2.2 Цель дисциплины.

Формирование у студентов знаний, операциональных навыков, правовой компетенции, коммуникативных навыков и навыков самосовершенствования по анатомо-топографическим и анатомо-физиологическим особенностям челюстно-лицевой области, имеющих значение при освоении хирургических вмешательствах в челюстно-лицевой области. Изучение клиники и течения гнойно-воспалительных заболеваний мягких тканей челюстно-лицевой области (абсцессами и флегмонами), их осложнениями, заболеваниями и повреждениями тройничного и лицевого нервов, воспалительными и дистрофическими заболеваниями височно-нижнечелюстного сустава.

2.3 Задачи обучения:

· дать знания принципов организации оказания хирургической стоматологической помощи населению с абсцессами и флегмонами челюстно-лицевой области;

· сформировать представление о роли дисциплины «Заболевания головы и шеи» в подготовке врача-стоматолога;

· научить основным и дополнительным методам обследования хирургического стоматологического больного с абсцессами и флегмонами челюстно-лицевой области, заболеваниями нервов лица и височно-нижнечелюстного сустава;

· дать представление об основах врачебной деонтологии, семиологии, диагностики основных хирургических стоматологических заболеваний;

· освоение студентами методов лечения абсцессов и флегмон челюстно-лицевой области, заболеваний нервов лица и височно-нижнечелюстного сустава;

· обучить основным профессиональным мануальным навыкам хирурга-стоматолога в амбулаторно-поликлинических условиях (на фантоме).

Конечные результаты

Формировать знания по:

1. клинике, принципам диагностики и лечения неодонтогенных воспалительных процессов челюстно-лицевой области;

2. клинике, принципам диагностики и лечения специфических воспалительных заболеваний лица и шеи, проявлений СПИДа в челюстно-лицевой области.

3. клинике, принципам диагностики и лечения абсцессов и флегмон челюстно-лицевой области, их осложнений;

4. клинике, принципам диагностики и лечения поражений тройничного и лицевого нервов;

5. клинике, принципам диагностики и лечения воспалительных и дистрофических заболеваний височно-нижнечелюстного сустава;

6. методику хирургического лечения неодонтогенных и одонтогенных воспалительных заболеваний головы и шеи.

Формировать операциональные навыки по:

1. диагностики воспалительных заболеваний головы и шеи, воспалительных и дистрофических поражений височно-нижнечелюстного сустава, заболеваний нервов лица;

2. составлять план комплексного лечения воспалительных заболеваний головы и шеи, воспалительных и дистрофических поражений височно-нижнечелюстного сустава, заболеваний нервов лица;

3. определять показания, проводить выбор оптимального метода обезболивания и оперативных вмешательств при воспалительных заболеваниях головы и шеи;

4. проведения хирургического вмешательства при фурункулах лица.

Формировать коммуникативные навыки:

1. Самопрезентации.

2. Выбора оптимальной дистанции в беседе с учетом психологических особенностей пациента.

3. Выслушивания, выяснения проблемы пациента.

4. Постановки открытых вопросов для выявления проблемы пациента (сбор жалоб, анамнеза, выявление проблемы пациента).

5. Проявления соучастия и интереса к пациенту (эмпатии).

6. Объяснения специальных (профессиональных) терминов, понятий.

7. Правильного информирования и инструктирования пациента в доступной форме при проведении процедуры.

8. Повышения доверия.

9. Объяснения необходимой информации.

10. Убеждения.

11. Работы в команде

Формировать навыки правовой компетенции:

1. Знания правил СанПИНа РК.

2. Знать методы и правила обследования хирургического стоматологического больного.

3. Протоколы оказания помощи при воспалительных, атрофическиз заболеваниях и травмах органов полости рта, гайморовой пазухи и слюнных желез.

Формировать навыки самообразования:

1. Проведения литературного обзора.

2. Освоения дополнительных методик самообразования.

3. Составления презентаций в мультимедийном формате.

4. Написания реферата.

5. Составления тестовых заданий, кроссвордов, сканвордов.

2.5 Пререквизиты дисциплины: дисциплине «Заболевания головы и шеи» предшествует изучение: хирургии полости рта, микробиологии, клинической анатомии головы и шеи, патологической анатомии, патологической физиологии, фармакологии, общей хирургии, внутренних болезней, оториноларингологии.

2.6 Постреквизиты дисциплины:онкостоматология, челюстно-лицевая и гнатическая хирургия, стоматология детского возраста.

2.7 Краткое содержание дисциплины:изложены особенности клинического обследования хирургического стоматологического больного с воспалительными заболеваниями мягких тканей челюстно-лицевой области (абсцессами и флегмонами), их осложнениями, заболеваниями и повреждениями тройничного и лицевого нервов, воспалительными и дистрофическими заболеваниями височно-нижнечелюстного сустава, принципы и методы оказания амбулаторной и стационарной хирургической стоматологической помощи пациентам.

Тематический план лекций

курс, 9, 10 семестр (10 лекций по 1 академическому часу)

Тема лекций продолжительность
Неодонтогенные воспалительные процессы челюстно-лицевой области. Фурункул и карбункул лица. Рожистое воспаление лица. Сибирская язва. Нома. 1 час
Лимфадениты лица и шеи. Классификация. Принципы диагностики и лечения. 1 час
Специфические воспалительные заболевания. Актиномикоз лица и шеи. Туберкулезные и сифилитические поражения челюстно-лицевой области. Проявления СПИДа в полости рта. Принципы диагностики и лечения. 1 час
Абсцессы и флегмоны челюстно-лицевой области. Классификация. Принципы диагностики и лечения. 1 час
Абсцессы и флегмоны клетчаточных пространств, прилегающих к верхней челюсти. Принципы диагностики и лечения. 1 час
Абсцессы и флегмоны клетчаточных пространств, прилегающих к нижней челюсти. Принципы диагностики и лечения. 1 час
Абсцессы и флегмоны языка, дна полости рта и шеи. Гнилостно-некротические флегмоны челюстно-лицевой области. Принципы диагностики и лечения. 1 час
Осложнения воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области. Принципы диагностики и лечения. Профилактика. 1 час
Заболевания и повреждения тройничного и лицевого нервов. Клиника, диагностика, лечение. 1 час
Воспалительные и дистрофические заболевания височно-нижнечелюстного сустава. Реабилитация хирургических больных. Врачебно-трудовая экспертиза. 1 час
  Всего часов: 10 часов

Тематический план практических занятий, 5 курс, 9, 10 семестр

Тема занятия Объем учебных часов
Неодонтогенные воспалительные процессы челюстно-лицевой области. Фурункул и карбункул лица. Клиника, диагностика, лечение. Рожистое воспаление лица. Сибирская язва. Нома. Принципы диагностики и лечения. 6 часов
Лимфадениты лица и шеи. Классификация. Принципы диагностики и лечения. 6 часов
Специфические воспалительные заболевания. Актиномикоз лица и шеи. Принципы диагностики и лечения. Туберкулезные и сифилитические поражения челюстно-лицевой области. Принципы диагностики и лечения. Проявления СПИДа в челюстно-лицевой области. Принципы диагностики и лечения. 6 часов
Заболевания и повреждения тройничного и лицевого нерва. Клиника, диагностика, лечение. 6 часов
Воспалительные и дистрофические заболевания височно-нижнечелюстного сустава.Синдром болевой дисфункции височно-нижнечелюстного сустава 6 часов
Рубежный контроль 6 часов
Абсцессы и флегмоны челюстно-лицевой области. Принципы диагностики и лечения. 6 часов
Абсцессы и флегмоны клетчаточных пространств, прилегающих к верхней челюсти. Принципы диагностики и лечения. 6 часов
Абсцессы и флегмоны клетчаточных пространств, прилегающих к нижней челюсти. Принципы диагностики и лечения. 6 часов
Абсцессы и флегмоны языка, дна полости рта и шеи. Гнилостно-некротические флегмоны челюстно-лицевой области. Принципы диагностики и лечения. 6 часов
Осложнения воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области. Принципы диагностики и лечения. Профилактика. 6 часов
Современные аспекты комплексного лечения воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области. 7 часов
Рубежный контроль 7 часов
  Всего 80 часов

Тематический план самостоятельной работы (СРС)

  Темы Форма проведения часы
Асептика и антисептика при операциях на лице и в полости рта. Профилактика ВИЧ-инфекции и гепатита на амбулаторном хирургическом стоматологическом приеме. 1.Написание реферата 2.Подготовка презентации в мультимедийном формате. 3. Составление кроссворда 8 часов
История болезни. 1.Написание реферата 2.Подготовка презентации в мультимедийном формате. 3. Составление кроссворда 8 часов
Факторы неспецифической и специфической защиты организма. Их роль в патогенезе воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области. 1.Написание реферата 2.Подготовка презентации в мультимедийном формате. 3. Составление кроссворда 7 часов
Оперативные доступы вскрытия абсцессов и флегмон клетчаточных пространств челюстно-лицевой области 1.Написание реферата 2.Подготовка презентации в мультимедийном формате. 3. Составление кроссворда 8 часов
Профилактика осложнений воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области. 1.Написание реферата 2.Подготовка презентации в мультимедийном формате. 3. Составление кроссворда 7 часов
Физиотерапия. Методы физиотерапевтического лечения заболеваний головы и шеи. Показания и противопоказания. 1.Написание реферата 2.Подготовка презентации в мультимедийном формате. 3. Составление кроссворда 7 часов
  Всего часов:   45 часов

Сроки сдачи СРС:

Тема №1 - на занятии №5;

Тема № 2 - на занятии №5;

Темы № 3 – на занятии №5;

Темы № 4 - на занятии №12;

Темы №5- на занятии №12

Темы №6- на занятии №12

Рекомендуемая литература

На русском языке

Основная литература

1. Хирургическая стоматология: Учебник. / Афанасьев В.В. и др.; Под редакцией В.В. Афанасьева. - Москва, 2011 - 880 с.

Дополнительная литература

1. Вансванов М.И. Неогнестрельные переломы костей средней зоны лица: учеб. пос. /Вансванов М.И. Алматы, 2014г., 110с.:ил.

2. Передовые методики регенерации кости К.Майорана, М.СимионИзд. Азбука 2012

3. С.А. Рабинович, Е.Н. Анисимова, Л.А. Аксамит, Е.В. Зорян, Т.Д. Бабич, А.А. Цветкова, Н.Т. Бутаева. - Средства и способы местного обезболивания в стоматологии. Учебное пособие. - М., 2013.-136 Http://dentals.org.ua/load/kniga_stomatologia/khirurgicheskaja/rabinovich_s_a_sredstva_i_sposoby_mestnogo_obezbolivanija_v_stomatologii_uchebnoe_posobie/10-1-0-822

4. . Параскевич В.Л. Дентальная имплантология, Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2011. – 400с. Http://www.karat-med.kz/ru/rubric/2800/2850/

Наши рекомендации