Текущий тестовый контроль
Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Волгоградский Государственный Медицинский Университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра стоматологии
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий кафедрой стоматологии, д.м.н, профессор
_________________ С.В. Дмитриенко
«___» ________ 201_ г.
Раздел: «Протезирование зубных рядов (Сложное протезирование)»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 2
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
по теме: «Болезни пародонта. Заполнение карт обследования болезней пародонта, оценка гигиены полости рта»
Пятигорск, 2016
1.Цель занятия:Изучить протоколы ведения пациентов при ортопедическом лечении зубными протезами.
2.Продолжительность занятия- 4 часа
Методологическая последовательность и рекомендации по проведению занятия.
Этапы занятия | Обесапечениезанятия | Время проведения (мин) | |
Материалы и оборудование | Учебные пособия и средства контроля | ||
Организационные мероприятия | Журнал учета посещений занятий. | ||
Проверка исходного уровня знаний по теме занятия | Тесты, контрольные вопросы и задания для проверки исходного уровня. | ||
Разбор темы занятия | Таблицы, методические разработки для студентов, структура, схема ориентировочной основы действий | ||
Демонстрация и клинический разбор тематических больных | Стоматологическое кресло, смотровой инструментарий. | История болезни, рентгенограммы, схема. | |
Самостоятельная работа студентов | Стоматологическое кресло, смотровой инструментарий. | История болезни, рентгенограммы, схема. | |
Контроль результатов усвоения. | Собеседование. Контрольные и клинические ситуационные задачи. | ||
Задание на следующее занятие | Литература, методические разработки, лекции. |
• Список литературы.
Основная:
1. Руководство по ортопедической стоматологии / под редакцией Лебеденко И.Ю., Каливраджияна Э.С. – Москва, 2011. – 400 с.
2. Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии / под редакцией Маркова Б.П., Лебеденко И.Ю., Еричева В.В. Часть 1, 2. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – 662 с.
3.Лекции и методические разработки кафедры
Дополнительная:
1. Ортопедическая стоматология: (фак.курс): учебник В.Н. Трезубов, А.С. Щербаков, Л.М. Мишнев; под ред. В.Н. Трезубова – 7-е изд., перераб. И доп.-СПб: Фолиант, 2005 -592:илл.-600.
2. Ортопедическая стоматология: (фак.курс): (на основе концепции проф. Е.И. Гаврилова):учеб. для мед. вузов) В.Н. Трезубов и др., под ред. В.Н. Трезубова.- 8-е изд., перераб. И доп.- СПб: Фолиант, 2010.-656 с .:илл.- Биьлиогр.:с.649.
3. Золоторева Ю.Б. Избирательное пришлифовывание зубов при лече-нии болезней пародонта. Клиническая стоматология. № 4, декабрь 1997.
4. Хватова В.А. Избирательное сошлифовывание зубов. Часть 9. Но-
вое в стоматологии, № 1/2000 (81). ;
5. Хватова В.А. Диагностика и лечение нарушений функциональной окклюзии. Н. Новгород. 1996.
5.Вопросы для контроля знаний по теме занятия:
1. Понятие о стандартизации, протоколе ведения больных, алгоритме действия.
2. Протокол ведения больных с частичным отсутствием зубов.
3. Протокол ведения больных с полным отсутствием зубов.
4. Протокол ведения больных «кариес зубов»
5.Протокол ведения больных с заболеваниями тканей пародонта.
6. Интерактивные формы:
- ситуационная ролевая игра (приложение 3)
- демонстрация учебного видеофильма по теме занятия и мультимедийных презентаций.
7. Освоение профессиональных компетенций (практические навыки):
диагносцированиеи составление плана ортопедического лечения стоматологических заболеваний согласно протоколов ведения больных,
Основные клинические демонстрационные приемы
- составление плана ортопедического лечения стоматологических заболеваний согласно протоколов ведения больных
Аннотация.
Вопросы совершенствования организации стоматологической помощи всегда были в центре внимания специалистов отечественного здравоохранения. Особую актуальность они приобрели в период рыночных и страховых отношений, когда очевидно возникает проблема изыскания новых путей повышения эффективности оказываемой населению стоматологической помощи.
Одним из путей реформирования здравоохранения, повышения качества медицинской помощи и эффективности функционирования лечебно-профилактического учреждения, соблюдения законных прав и интересов граждан принято считать стандартизацию.
Любой стандарт — это добровольный документ. Нет ни одного обязательного стандарта в здравоохранении. Но, тем не менее, стандарт призван внести упорядоченность в какой-либо области. Стоматологический стандарт содержит в себе требования, нормы, правила, определяющие критерии качества медицинской помощи, отвечая на вопрос — что нужно делать правильно.
В июле 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.02 №184-ФЗ «О техническом регулировании». С принятием данного закона начался новый этап в формировании национальной системы стандартизации.
Стандарты медицинской помощи могут служить базовой основой для оценки полноты и качества выполняемых услуг пациентам, способствуя при этом определению, правильности выбора медицинской тактики (характера и объема лечебно-диагностических мероприятий, функциональных методов исследования с учетом нозологической формы болезней, индивидуального подхода к больному); стоимости медицинских услуг при различных формах заболеваний; возможности получения лечебным учреждением лицензии на право оказания медицинской помощи в определенном объеме и высоком уровне ее качества квалифицированными, профессионально подготовленными кадрами.
Среди многих нормативных документов, которые могут действовать в системе стоматологических стандартов, особую роль играют клинические протоколы ведения больных, касающиеся непосредственно оказания медицинской помощи и описывающих алгоритмы врачебных действий, процедур, манипуляций в их последовательности и взаимосвязи.
Протокол оказания стоматологической помощи - это нормативный документ ведения пациента, описывающий диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия, направленные на устранение конкретного заболевания и достижение желаемых результатов в соответствии с предложенными критериями.
Полное собрание протоколов - важнейший компонент качества лечения, включающий около 250 клинических форм патологий в разных направлениях стоматологии: терапия, хирургия, ортодонтия, ортопедия, пародонтология. Протоколы обычно выписываются идентичным образом: клиническая форма заболевания, его диагностические критерии (клинические и процедурные), лечебные мероприятии (основные и дополнительные), типовые рекомендации пациентам, условия диспансеризации (наблюдения у стоматолога), вероятные результаты (в случае эффективного и неэффективного лечения), критерии эффективности лечения.
Можно ли протокол считать стандартом, т.е. образцом, которому что-нибудь должно удовлетворять по своим признакам? Нет, поскольку протокол фиксирует перечень типичных проявлений той или иной патологии, манипуляций, критерии эффективности данного лечения. Перечень чего-либо не есть стандарт. Каждый протокол в концентрированной форме излагает самые важные профессиональные знания, касающиеся конкретной клинической формы заболевания, например начального кариеса постоянных зубов или генерализованного пародонтита. Выжимки из учебников, упоминаемые в протоколе, также нельзя считать стандартом.
Алгоритм - набор, цепочка последовательных действий, приводящих к искомому результату наиболее экономичным, заранее продуманным или выверенным образом.
При осуществлении стоматологической помощи алгоритмы играют важную роль, поскольку упорядочивают работу врача и ассистента, фиксируют их внимание на этапах осуществления манипуляций или взаимодействия с пациентом. Можно алгоритмизировать консультацию и консилиум, работу с панорамным и компьютерным снимком, анкетой о здоровье пациента. Алгоритмизации поддаются различные аспекты предоставления платных услуг, т.е. дополнительные факторы, сопровождающие стоматологическую помощь. В их числе сервис, документно-информационное оснащение услуг, ознакомление с договором, прайсом и т. д.
Алгоритм включает действия, а стандарт - это образец и его атрибуты. Правильные действия могут способствовать достижению стандарта, но между ними нельзя поставить знак равенства.
Точно также, свою семантическую специфику и функции имеют такие документы, как методики лечения, использования материала, применения средств диагностики и проведения обследований. Соблюдая методические указания, врач должен подходить к ним творчески, а значит, стандарты здесь ни при чем.
Практическая значимость протоколов ведения больных заключается в следующем:
- Протоколы ведения больных выполняют роль алгоритмов для врачей-стоматологов. Ориентируясь на них, врач может оказывать услуги, последовательно выполняя весь комплекс лечебных мероприятий, определенных протоколом при конкретной нозологической форме заболевания.
- Протокол при строгом его выполнении служит подтверждением правильности действий врача на всех этапах лечебного процесса.
- Протокол ведения больных предполагает возможные варианты исходов лечения и информирует не только врача, но и пациента.
- Услуга не может считаться качественной, если не выполнен определенный перечень диагностических и лечебных манипуляций и процедур.
- В условиях отсутствия в российском здравоохранении стандартов лечения протоколы ведения больных выполняют еще и юридическую функцию.
Таким образом, для специалистов практического здравоохранения возникает необходимость руководствоваться обоснованными алгоритмами (протоколов ведения больных), при проведении обследования, лечения и реабилитации больных со стоматологическими заболеваниями.
Среди официально утвержденных существуют следующие протоколы: протокол ведения больных «Частичное отсутствие зубов», протокол ведения больных «Полное отсутствие зубов», протокол ведения больных «Кариес зубов» и протоколы ведения детей, страдающих стоматологическими заболеваниями (Протоколы прилагаются).
Многие стоматологические клиники самостоятельно разрабатывают собственные стандарты, которые служат инструкциями для врачей.
Приложение:
Текущий тестовый контроль.
Укажите номера правильных ответов:
1.Методы исследования твёрдых тканей зубов включают:
1. зондирование
2. перкуссия
3. пальпация
4. дентальная рентгенография
5. электроодонтодиагностика
6. окклюзография
7. тензометрия
8. реография
9. термометрия
Укажите номера правильных ответов.
2. Перечислите методы исследования при заболеваниях пародонта:
1. электроодонтодиагностика
2. зондирование
3. определение степени подвижности зубов
4. перкуссия
5. пальпация
6. реография
7. термометрия
8. окклюзография
9. ортопантомография
10. одонтопародонтограмма
11. изучение диагностических моделей
12. определение РН-слюны
13. капилляроскопия
Укажите номера правильных ответов.
3. Перечислите методы исследования жевательных мышц:
• миотонометрия
• мастикациография
• миография
• мастикациодинамометрия
• электромиография
• электромиомастикациография
Укажите номер правильного ответа.
4. Метод мастикациографии позволяет судить:
1. о тонусе определенных мышц жевательной системы при различных состояниях.
2. об усилиях, затрачиваемых при жевании пищевых веществ различной твёрдости.
3. о сочетанной рефлекторной деятельности различных групп мышц, осуществляющих движения нижней челюсти.
4. о степени измельчения пищи во время жевания.
Укажите номера правильных ответов.
5. Для выявления состояния мягких тканей височно-нижнечелюстного сустава используют:
1. артрографию
2. магниторезонансную томографию
3. артроскопию
4. ультразвуковую диагностику
Укажите номера правильных ответов.
6. Укажите способы рентгенологического исследования височно-
нижнечелюстного сустава.
1. томография
2. зонография
3. ортопантомография
4. электрорентгенография
5. тензометрия
6. реография
7. артрография
8. рентгеновизиография
9. аускультация сустава.
Укажите номер правильного ответа.
7. Реография области височно-нижнечелюстного сустава используется для
определения:
сократительной способности мышц челюстно-лицевой области
изменений гемодинамики
движения головок нижней челюсти
размеров элементов височно-нижнечелюстного сустава
Установите правильную последовательность.
8. Заполнение истории болезни
1) внешний фактор
2) жалобы пациента
3) осмотр органов полости рта
4) план лечения
постановка диагноза
паспортные данные
анамнез
Укажите номера правильных ответов.
9. Метод объективного обследования больного в клинике ортопедической
стоматологии включает:
1) осмотр
2) пальпацию
3) опрос
4) инструментальное исследование полости рта
5) заполнение паспортной части истории болезни
Укажите номер правильного ответа.
10. Объективное исследование пациента начинают с:
1) опроса
2) осмотра слизистой оболочки
3) заполнения зубной формулы
4) изучения диагностических моделей
5) внешнего осмотра