На листах формата А-4 или в рабочей тетради
Самостоятельная работа № 7.
Тема: Общие вопросы анатомии и физиологии мышечной системы человека
Время выполнения 6 ч.
Уважаемый студент!
Вам предлагается самостоятельно изучить анатомию и физиологию мышечной системы человека.
Цели Вашей самостоятельной работы: Выполнив эту работу, Вы будете иметь представление о строении, форме, свойствах мышц, значении вспомогательного аппарата мышц. Сможете объяснять принцип работы мышц, причины их утомления и т.д. В дальнейшем эти знания Вы будете использовать не только при изучении анатомии и физиологии, но и при освоении клинических дисциплин.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы: Для овладения знаниями необходимо:
• изучить материал учебника:
- Анатомия человека: учебник для медицинских училищ и коледжей/ З.Г.Брыксина, М.Р. Сапин, С.В.Чава– М.: ГЭОТАР-Медиа,2016. – 424 с.:ил. Стр. 127-175
- Анатомия человека: атлас : учебное пособие для медицинских училищ и коледжей/ М.Р.Сапин, З.Г.Брыксина, С.В.Чава – М.: ГЭОТАР-Медиа,2015. – 376 с.:ил. Стр. 83-127
- Анатомия и физиология человека: учеб. Для студ. Учреждений среднего профессионального образования/ И.В.Гайворонский, Г.И.Ничепорук, А.И.Гайворонский. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.-496 с. Стр 122-178
• ответить на контрольные вопросы
• заполнить таблицы
Для формирования умений необходимо:
• классифицировать мышцы
• различать формы мышц, уметь их зарисовывать
• показывать на таблицах атласа элементы вспомогательного аппарата мышц
• распознавать симптомы утомления мышц
N.В! При возникновении трудностей в выполнении работы Вы можете получить консультацию и рекомендации у преподавателя анатомии.
Задания для самостоятельной работы:
Задание №1:
Используя учебник, ответьте на ряд вопросов:
1.Перечислите основные функции мышц
2. Дайте определение понятию «мышцы»
3. Укажите, к какой части опорно-двигательного аппарата относятся мышцы
4.Приведите пример мышц-синергистов и мышц-антагонистов, в чём их функциональное отличие
5.Дайте определение понятиям: «мышечная координация»; «тонус мышц»; «атрофия мышц»; «утомление мышц», «гиподинамия»
ЗАДАНИЕ №2 Рассмотрите рисунок «Мышцы различного функционального назначения». Определите функциональные назначения представленных мышц.
3
Задание №3
Ответьте на вопросы:
а) что составляет основу скелетной мышцы?
б) назовите структурную единицу мышечной ткани
в) что составляет вспомогательный аппарат скелетных мышц?
г) в чем причина возникающего утомления мышц?
Задание №4
Назовите и зарисуйте в рабочей тетради формы мышц:
Задание №5
Ответьте на проблемные вопросы:
1. Подумайте и решите, какая работа легче: статическая, связанная с удержанием груза, или динамическая - с перемещением груза той же массы.
• Возьмите какой либо груз массой 2кг и держите его на вытянутой руке на уровне плеч. Заметьте время. Через некоторое время рука начнет опускаться и дрожать, а затем и совсем опустится. Это наступило утомление мышц. Заметьте время, когда рука опустилась.
• После отдыха возьмите груз и поднимите его до уровня плеч и опускайте вниз. Заметьте время наступления утомления и теперь. Сделайте выводы.
При статической и динамической работе была задействована одна и та же функциональная система или разные?
2. Объясните, почему в начале тренировок происходит значительное улучшение спортивных результатов, а потом они нарастают медленнее? За счет чего при тренировках возрастает точность мышечных сокращений?
3. Подумайте, почему при ручной стирке белья спина устает больше, чем руки?
На листах формата А-4 или в рабочей тетради
Заполните таблицу
Название мышцы | Начало прикрепления | Конец прикрепления | Функции |
Мышцы головы | |||
Мышцы шеи | |||
Мышцы туловища - спины - груди - живота | |||
Мышцы верхних конечностей | |||
Мышцы нижних конечностей |