Площадь помещений в отделениях лечебных учреждений
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Факультет: лечебно-профилактический, педиатрический, фармацевтический,
стоматологический, ВСМО
Курс: 2-3
Семестр: IV-V
Тема: ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ПРЕБЫВАНИЯ БОЛЬНЫХ, ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНОГО И САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО РЕЖИМА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ЛПУ
Учебная цель: изучить гигиенические требования к специализированным отделениям больниц.
Продолжительность занятия: 3 часа
Задачи занятия:
1. Изучить особенности архитектурно-планировочных решений и санитарно-гигиенического режима хирургического, акушерского, инфекционного отделений больниц (детского – для педиатрического факультета).
2. Научить оценивать санитарно-гигиенические условия в специализированных отделениях больниц с помощью нормативов.
3. Изучить гигиенические требования к сбору, хранению и утилизации отходов в ЛПУ.
Студент должен знать:
1. Основные гигиенические требования к планировке, санитарно-гигиеническому режиму специализированных отделений ЛПУ.
2. Систему сбора, хранения и утилизации отходов в ЛПУ.
Студент должен уметь:
1. Оценивать с помощью нормативных документов соблюдение гигиенических требований к внутренней планировке и устройству специализированных отделений.
2. Оценивать организацию санитарно-противоэпидемического режима в отделениях.
3. Оценивать правильность сбора и хранения отходов в ЛПУ.
Контрольные вопросы:
1. Особенности размещения, планировки, устройства и санитарно-эпидемиологического режима:
- операционных отделений больницы;
- акушерских отделений (приемное отделение, фильтр, родильный блок, послеродовые и отделения для новорожденных);
- инфекционные отделения больниц (приемно-смотровые боксы, боксы, полубоксы, боксированные палаты).
-. детских отделений (для педиатрического факультета
2. Классификация отходов в ЛПУ.
3. Гигиенические требования к сбору, хранению и утилизации отходов ЛПУ.
Задания и методические указания к их выполнению
Задание 1. Изучите гигиенические требования к различным специализированным отделениям многопрофильной больницы по приложениям 1,2,3,4,5.
Задание 2. Дайте гигиеническую оценку планировки операционного блока и внутреннему устройству.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Операционный блок многопрофильной больницы расположен в торце 6-го этажа здания больницы. В состав блока входят 6 операционных каждая площадью 36 м2, высотой 3,5 м. Два хирургических отделения на 30 коек каждое находятся на 3 и 4 этажах.
Для движения больных имеется 2 лифта и лестница. Персонал входит в отделение через санпропускник.
Внутренняя отделка помещений
Стены основного помещения оперблока облицованы глазурованной плиткой белого цвета, потолки покрыты водоэмульсионной краской, пол – линолеумом.
Отопление.
В операционных – панельно-лучистое, в остальных использованы нагревательные приборы с гладкой поверхностью.
Вентиляция.
Операционная, наркозная, предоперационная оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, снабженной фильтрами высокой эффективности для обеззараживания воздуха. Фильтры грубой и тонкой структуры для очистки воздуха отсутствуют. Приток свежего воздуха осуществляется в верхнюю зону операционной, удаление из верхней и нижней зон. Соотношение притока и удаления – 100%-90%.
Освещение.
В операционных уровень искусственного освещения – 400 лк, в предоперационной: КЕО-0.5%, уровень искусственного освещения – 300 лк.
При производственном контроле за параметрами воздушной среды оперблока обнаружено:
- температура к концу смены в операционной – 26-28°С;
- содержание лекарственных веществ и анестетиков: ампициллина – 0,3 мг/м3, оксациллина – 0,2 мг/м3, фторотана – 30 мг/м3, диэтилового эфира – 350 мг/м3, хлорэтил – 55 мг%;
- бактериальная обсемененность: ОМЧ – 300, обнаружен Staphylococcus aureus в количестве 10 колоний в 1 м3. Плесневые и дрожжевые грибки не обнаружены.
Врачи отделения предъявляют жалобы на повышенную утомляемость, головные боли, нарушение сна.
По результатам медицинских осмотров у 2 хирургов со стажем работы 8 и 10 лет поставлен диагноз гипертонической болезни, а у одного хирурга со стажем работы 15 лет – варикозное расширение вен.
Дайте письменные ответы на вопросы:
1. Рационально ли размещен оперблок в плане этажа, здания, больничного комплекса?
2. Оцените порядок поступления и движения больных и персонала (см. план-схему оперблока и приложение № 1).
3. Соответствует ли набор и площади помещений оперблока гигиеническим нормативам?
4. Какой главный принцип планировки оперблока? Соблюдается ли она здесь?
5. Оцените организацию освещения, отопления, воздухообмена (приложение № 2 и 3).
6. Оцените внутреннюю отделку помещения. Дайте Ваши рекомендации по цветному решению основного помещения.
7. Выделите группы вредно действующих факторов в отделении.
8. Оцените состояние воздушной среды, сравнив в нормативами (приложение № 4, 5).
9. Объясните возможные причины денатурации воздуха и связь с заболеваемостью персонала.
10. Выделите, какие группы медицинских отходов есть в операционном блоке и напишите пути их эвакуации.
11. Ваши рекомендации по устранению выявленных недостатков.
Вопросы к итоговому контролю:
Вопросы к итоговому тестовому контролю:
1. Особенности планировки акушерского, инфекционного, детского (неинфекционного) отделений и оперблока.
2. Сбор и удаление отходов: классификация отходов, что относится к каждой группе.
Вопросы, включенные в билеты к курсовому экзамену
1. Гигиенические требования к планировке, устройству и санитарно-противоэпидемическому режиму операционных блоков и отделений.
2. Гигиенические требования к планировке, устройству и санитарно-противоэпидемическому режиму инфекционных отделений
3. Гигиенические требования к планировке, устройству и санитарно-противоэпидемическому режиму детских отделений
4. Гигиенические требования к планировке, устройству и санитарно-противоэпидемическому режиму акушерских отделений
5. Гигиенические требования к планировке, устройству и санитарно-противоэпидемическому режиму хирургических отделений.
6. Гигиенические требования к сбору и удалению отходов ЛПУ.
8. Литература для подготовки:
8.1.Основная литература:
1. Гигиена: Учебник / Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2000. - с. . (лечебно-профилактический факультет)
2. Пивоваров Ю.П, Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека: Учебникдля студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2004. –. с. (педиатрический факультет).
3. А.М.Лакшин, В.А.Катаева. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. - М.: Медицина, 2004. – с. (стоматологический факультет).
4. А.М.Большаков, И.М.Новикова. Общая гигиена: Учебник. - М., Медицина, 2002. - с. (фармацевтический факультет).
Дополнительная литература
1. Мазаев В.Т., Королев А.А., Шлепнина Т.Г. Коммунальная гигиена: Учебное пособие для ВУЗов в 2-х частях / Под ред. В.Т.Мазаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2005.
Приложение № 1
Современная больницы – это сложный комплекс зданий, обеспечивающий самые различные функции. Основные архитектурно-планировочные решения и санитарно-техническое благоустройство больниц позволяют осуществлять профилактику внутрибольничных инфекций и создавать оптимальный лечебно-охранительный режим.
Площадь помещений в отделениях лечебных учреждений
(СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству,
оборудованию и эксплуатации больниц, роддомов и других лечебных стационаров»)
Помещения | Площадь, м2 |
Палата для взрослых на 1 койку | 7,0 |
Детские неинфекционные: - на 1 койку - с дневным пребыванием матерей Палаты для новорожденных | 6,0 7,5 6,0 |
Бокс на 1 койку | |
Операционная Предоперационная Стерилизационная Помещение для приготовления и хранения гипса | |
Пост медицинской сестры | |
Процедурная | |
Перевязочная | |
Приемно-смотровой бокс (в приемных отделениях инфекционных больниц) | |
Фильтр для приема рожениц | |
Санпропускник для персонала: - гардеробная домашней и рабочей одежды - душевая | 0,4 м2 на 1 шкаф |
Кабинет дежурного врача Комната старшей медсестры Комната сестры-хозяйки Комната личной гигиены персонала Комната персонала Буфетная Помещение для уборочного инвентаря и приготовления дезрастворов | 4+4 |
Приложение № 2
к СанПиН 2.1.3.1375-03