Список литературных источников
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО
Вологодская государственная молочнохозяйственная
академия имени Н.В. Верещагина»
Факультет ветеринарной медицины
Кафедра анатомии и физиологии
Рабочая тетрадь
По анатомии животных № 2
По проведению лабораторно-практических занятий для студентов заочно-очной формы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий факультета ветеринарной медицины по направлению подготовки 111801 – Ветеринария
Вологда – Молочное
Рабочую тетрадь по дисциплине «Анатомия животных» составила -
Т.П. Рыжакина,доцент кафедры анатомии и физиологии ФГБОУ ВПО ВГМХА им.
Н.В. Верещагина, кандидат ветеринарных наук.
Рецензенты: Т.В. Баринова – к.в.н., доцент кафедры анатомии и физиологии
И.А. Горева – старший преподаватель кафедры анатомии и физиологии
А.В. Рыжаков - профессор кафедры ВНБ, акушерства и хирургии, доктор ветеринарных наук
Рабочая тетрадь по дисциплине «Анатомия животных. Часть 2» включает раздел «Спланхналогия», в котором представлены темы: аппарат пищеварения, аппарат дыхания, аппарат, аппарат мочеполовой. Предназначена для выполнения лабораторно-практических занятий студентами заочно-очной формы обучения с использование дистанционных образовательных технологий на факультете ветеринарной медицины по направлению подготовки 111801 Ветеринария.
Рабочая тетрадь утверждена и рекомендована к печати методической комиссией факультета ветеринарной медицины №
© Рыжакина Т.П., 2011
© ИЦ ВГМХА, 2011
Введение
Рабочая тетрадь составлена по разделу «Спланхнология», в котором необходимо выполнить задания по темам: пищеварительный аппарат, дыхательный аппарат, мочеполовой аппарат. Рабочая тетрадь составлена для выполнения заданий с использованием учебника Акаевского А.И., Юдичева Ю.Ф., Михайлова Н.В., Хрусталевой И.В. Анатомия домашних животных. – М.: Колос, 1984. Учебник в электронном виде, находится на образовательном сайте.
В тексте заданий название и автор учебника сокращены и представлен как «учебник Акаевского А.И.», далее представлены номера страниц (дополнительно номера рисунков) с которыми необходимо работать. Часть предложенных заданий предполагают нанесение подписей. В рабочей тетради имеются латинские названия органов и их деталей строения, часть латинских названий необходимо выписать из учебника. Латинские названия необходимо заучивать. Рабочая тетрадь предназначена как для самостоятельной работы студентов с материалом, так и в рамках лабораторно-практических занятий.
Тема 1. Спланхнология. Полости тела
Цель занятия: изучить топографию полостей, деление брюшной полости на отделы и области.
ЗАДАНИЕ 1. Выпишите полости тела с латинскими названиями, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 199-200).
1. Грудная полость - __________________________________________________________
2. Брюшная полость - _________________________________________________________
3. Тазовая полость - __________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2. Кратко запишите топографию грудной полости, строение плевры, плевральной полости и средостения, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 199-200).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3. Впишите латинские названия областей в табл.1, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 201-202), найдите их на рис.1.
Брюшная полость находится между диафрагмой и входом в таз, в ней выделяют 3 отдела (области) и 10 областей.
Таблица 1 – Отделы и области брюшной полости
Отделы | Области | |
Русское название | Латинское название | |
Краниальный отдел epigastrium | Правое подреберье | |
Мечевидного хряща | ||
Левое подреберье | ||
Средний mesogastrium | Правая подвздошная | |
Поясничная | ||
Пупочная | ||
Левая подвздошная | ||
Задний брюшной hypogastrium | Правая паховая | |
Лонная | ||
Левая паховая |
Рис. 1. Деление брюшной полости на области: Ι – передний отдел; ΙΙ – средний отдел; ΙΙΙ – задний отдел; 1 – левое подреберье; 2 – правое подреберье; 3 – область мечевидного хряща; 4 – левая подвздошная область; 5 – поясничная область; 6 – правая подвздошная область; 7 – пупочная область; 8 – левая паховая область; 9 – лонная область; 10 – правая паховая область; а) реберная дуга; б) плоскость, проходящая через последнюю пару ребер; в) плоскость, проходящая через маклок; г) плоскость, проходящая через границу с тазовой полостью; д – срединная сагиттальная плоскость; е – боковые сагиттальные плоскости
ЗАДАНИЕ 4. Запишите строение перитонеальной полости, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 200-201):
_______________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 5. Запишите топографию тазовой полости, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 200):
___________________________________________________________________________________________
Тема 2. Спланхнология. Пищеварительный аппарат.
Строение головной и передней кишки
Цель занятия:Изучить топографию и анатомическое строение ротовой полости, глотки, пищевода, желудка.
ЗАДАНИЕ 1. Дополните схему органов пищеварения латинскими названиями и выучите названия органов по порядку, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 212 - 258):
Ротовая полость ← слюнные железы - _____________________________________
__________________________________________________
↓
Глотка- ________________
↓
Пищевод -_______________________
↓
Желудок- ________________________________________________
↓
Тонкий кишечник: - _________________________________________
Печень - _______________________________
А)12-перстная кишка
___________________ Поджелудочная железа - ________________________
Б)Тощая кишка - _________________________________________
↓
В) Подвздошная кишка - ___________________________________
↓
Толстый кишечник: - ____________________________________
А) Слепая кишка - _______________________________________
↓
Б)Ободочная кишка - ______________________________________________________
↓
В)Прямая кишка - _________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2. Впишите латинские названия органов ротовой полости, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 213 - 231):
o Верхняя губа - __________________________________________________________
o Нижняя губа - __________________________________________________________
o Щека – ________________________________________________________________
o Щечные железы – _______________________________________________________
o Десны – ________________________________________________________________
o Зубы – __________________________________________________________________
o Твердое небо – __________________________________________________________
o Мягкое небо – ___________________________________________________________
o Язык – _________________________________________________________________
o Околоушная железа - _____________________________________________________
o Нижнечелюстная железа - _________________________________________________
o Подъязычная железа - ____________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3. Запишите, чем образованы вход, выход, дорсальная (крыша), вентральная части (дно) и боковые стенки ротовой полости, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 213):
______________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 4. Впишите понятия, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 213):
Преддверие ротовой полости -_________________________________________________ _____________ Собственно ротовая полость - ___________________________________________________
_____________
ЗАДАНИЕ 5. Изучите строение и классификацию зубов:
а) Зарисуйте строение короткокоронкового зуба, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 215, рис. 123(Б)), подпишите детали строения.
Рис. 1. Строение короткокоронкового зуба:
______________________________________________________________________
б) Запишите отличия в строении длиннокоронковых зубов от короткокоронковых, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 218)
__________________________________________________________________
в) Заполните таблицу 1, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 217 - 218).
Таблица 1 – Видовые особенности зубов.
Вид животного | По особенностям строения и развития |
Свиньи | |
Крупный рогатый скот | |
Лошади |
г) Записать зубную формулу молочных и постоянных зубов (количество зубов на верхней и нижней аркадах) у разных видов животных в табл. 2 , используя учебник А.И. Акаевского (стр. 219 - 220).
Формула молочных зубов | Формула постоянных зубов |
D p = J С Р J С Р * 2 | D p = J С Р М J С Р М * 2 |
J – dentes incisivi - резцы
С – dentes canini - клыки
Р – dentes premolares - премоляры
М – dentes molars - моляры
Таблица 2 – Зубная формула разных видов животных
Вид животного | Молочные | Постоянные |
Свиньи | ||
Крупный рогатый скот | ||
Лошади: | ||
Кобылицы | ||
Жеребцы |
ЗАДАНИЕ 6. Записать детали строения твердого и мягкого неба, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 223 - 225).:
_________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 7. а) Записать детали строения языка с латинскими названиями, используя учебник А.И. Акаевского (рис.130, стр. 227).
Рис.2. Язык крупного рогатого скота:
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
б) Заполните таблицу, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 228 - 229).:
Таблица 3 – Сосочки слизистой оболочки языка
Название сосочков | Латинское название | Тип | Видовые особенности | Топография | |
ЗАДАНИЕ 8. Перечислите железы рта, застенные железы с латинскими названиями используя учебник А.И. Акаевского (стр. 229 - 231). Запишите топографию и куда открываются протоки желез: околоушной, нижнечелюстной, подъязычной.
_____________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 9. Изучите строение глотки.
а) Запишите понятие глотки, топографию, функции, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 231-234)
_____________________________________________________
б) Запишите 7 отверстий, которые открываются в глотку.
______________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 10.Запишите понятие пищевода, топографию, функции, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 234 - 235)
___________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 11. Заполните таблицу, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 236.)
Таблица 4 - Типы желудков по строению слизистой оболочки у разных видов животных
Вид животного | Тип желудка по строению слизистой |
Крупный рогатый скот | |
Лошадь | |
Свинья | |
Собака |
ЗАДАНИЕ 12. Разберите и запишите строение однокамерного желудка с латинскими названиями, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 235 - 239). Выучите.
Ø Поверхности: 1._________________________
2. ___________
_____________
Ø Детали строения:
ü дно желудка - ___________________________________________
ü вход в желудок- ____________________________________________________________
_____________
ü выход из желудка - __________________________________________________________
_____________
ü большая и малая кривизна желудка - ___________________________________________
__________________________
ü Малый сальник - ___________________________________________________________
ü Большой сальник - __________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 13. Сделайте подписи к рисунку, используя учебник А.И. Акаевского (рис. 136, стр. 236).
Рис.3. Схема расположения железистых зон в желудках:
____________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 14. а) Запишите камеры многокамерного желудка крупного рогатого скота с латинскими названиями, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 239 - 243) .
1.________________________________________________________
2.________________________________________________________
3.________________________________________________________
4.________________________________________________________
б) Разберите строение многокамерного желудка, используя рис.4-5 и учебник А.И. Акаевского (стр. 239 - 243) .
Рис. 4. Рубец коровы с левой стороны:
1. Дорсальный рубцовый полумешок – saccus dorsalis ruminis.
2. Вентральный рубцовый полумешок - saccus ventralis ruminis.
3. Сетка - reticulum
4. Пищевод - oesophagus
5. Сычуг – abomasus
6. Правая добавочная борозда – sulcus accesorius dexter.
7. Каудальная борозда рубца – sulcus caudalis ruminis.
8. Борозда рубца и сетки – sulcus ruminoretikularis.
9. Краниальная борозда рубца – sulcus cranialis ruminis
10. Правая продольная борозда– sulcus longitudinale dexter.
11. Вентрокаудальная поперечная борозда sulcus coronarius ventralis caudalis.
14. Дорсокраниальный слепой мешок – saccus caecus caudalis dorsalis.
15. Вентрокаудальный слепой мешок - saccus caecus caudalis ventralis.
Рис. 5. Рубец коровы с правой стороны:
1. Дорсальный рубцовый полумешок – saccus dorsalis ruminis.
2. Вентральный рубцовый полумешок - saccus ventralis ruminis.
3. Сетка – reticulum; 4. Книжка - omasus.
5. Сычуг – abomasus; 6. Пищевод - oesophagus.
7. Борозда рубца и сетки – sulcus ruminoretikularis.
8. Дорсокраниальный слепой мешок – saccus caecus cranialis dorsalis (atrium ruminis).
9. Правая добавочная борозда – sulcus accesorius dexter.
10. Правая продольная борозда– sulcus longitudinale dexter.
11. Островок рубца – insula ruminis.
12 . Дорсокраниальный слепой мешок – saccus caecus caudalis dorsalis.
13 . Вентрокаудальный слепой мешок - saccus caecus caudalis ventralis.
14. Каудальная борозда рубца – sulcus caudalis ruminis.
15. Дорсокаудальная поперечная борозда – sulcus coronarius dorsalis caudalis.
16. Вентрокаудальная поперечная борозда sulcus coronarius ventralis caudalis.
17 – Большая кривизна сычуга – curvature major abomasi.
18 – Малая кривизна сычуга - curvature minor abomasi.
19 – Пилорическая часть сычуга - pars pylorica abomasi.
в) Заполните таблицу 5, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 240 - 243) .
Таблица 5 – Слизистая оболочка многокамерного желудка
Название камеры | Эпителий слизистой оболочки | Что расположено на слизистой | |
ЗАДАНИЕ 15. Запишите строение желоба сетки, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 241). Запишите его функцию.
___________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 16. Сделайте подписи к рисунку, используя учебник А.И. Акаевского (рис. 141, стр. 241).
Рис. 6. Строение желоба сетки:
______________________________
Тема 3. Спланхнология. Строение средней и задней кишки
Цель занятия:изучить строение тонкого кишечника, застенных пищеварительных желез, толстого отдела кишечника.
ЗАДАНИЕ 1.Запишитепо порядку кишки с латинскими названиями, входящие в тонкий отдел кишечника, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 245), найдите их на рис.1:
Тонкий кишечник - ______________________________________________________
1.__________
2.__________
3.__________
ЗАДАНИЕ 2.
а) Прочитайте расположение 12- перстной кишки у животных, строение слизистой оболочки, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 245).
б) Выпишите железы, протоки которых открываются в 12- перстную кишку:__________
_______________________________________
Рис. 1. Схема строения кишечника крупного рогатого скота:1 - пилорическая часть желудку; 2 - двенадцатиперстная кишка; 3 - тощая кишка; 4 - подвздошная кишка; 5 - слепая кишка; 6 - восходящая часть ободочной кишки; 7 - центростремительная извилина; 8 - центробежная извилина; 9 - поперечная часть ободочной кишки; 10- нисходящая часть ободочной кишки; 11- прямая кишка; 12 - краниальная брыжеечная артерия; 13 - каудальная брыжеечная артерия
ЗАДАНИЕ 3.Выпишите особенности строения тощей кишки, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 245):
_____________
__________________________
ЗАДАНИЕ 4.
Записать место впадения подвздошной кишки в толстый кишечник (слепая), а также особенность у лошадей, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 245-246):
_________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 5. Запишите застенные железы, выделяющие секреты в пищеварительный тракт тонкого отдела кишечника, латинские названия:
1. Печень - ___________________________________________________________________
2. Поджелудочная железа – ____________________________________________________
ЗАДАНИЕ 6. Заполнить таблицу 1, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 247- 250)
Таблица 1 – Строение печени
Поверхности печени | ||
Края печени | ||
Доли печени (свинья) | ||
Ворота печени |
ЗАДАНИЕ 7. Разберите схему долей печени с висцеральной поверхности у разных видов животных, используя рис. 2.
Рис. 2. Схема долей печени с висцеральной поверхности:
А - крупного рогатого скота;
Б - лошади;
В-свиньи;
1 - левая доля;
2 - левая латеральная и 3 - левая медиальная доли;
4 - пищевод;
5- каудальная полая вена;
6 - хвостатая доля с хвостатым отростком; 7 - воротная вена;
8 -печёночная артерия;
9 - печёночный проток;
10 - желчный проток;
11 - желчный пузырь;
12 - квадратная доля;
13 - круглая связка.
ЗАДАНИЕ 8. Запишите формирования желчного протока, латинское название желчного пузыря, пузырного протока, желчного протока, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 249)
_______________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 9.Запишите латинские названия строения поджелудочной железы, прочитайте видовые особенности, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 250 - 251).
1. Тело поджелудочной железы - ___________________________________________
2. Левая доля - ___________________________________________________________
3. Правая доля - __________________________________________________________
4. Проток поджелудочной железы - _________________________________________
ЗАДАНИЕ 10. Перечислите по порядку кишки с латинскими названиями, образующие толстый кишечник, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 252- 258):
Толстый кишечник - ____________________________________________
1.___________________________________________________________
2.___________________________________________________________
3.____________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 11.Заполните таблицу 2, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 253)
Таблица 2 - Строение слепой кишки, видовые особенности
Показатель | КРС | Лошадь | Свинья |
Форма, детали строения | |||
Длина | |||
Наличие тений и кармашков | |||
Топография |
ЗАДАНИЕ 12. Заполните таблицу 3, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 253- 257).
Таблица 3 - Строение ободочной кишки, видовые особенности
Показатель | КРС | Лошадь | Свинья |
Строение, какие части выделяют | |||
Наличие тений и кармашков |
ЗАДАНИЕ 13. Сделайте подписи к рис.3 и 4, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 252, рис. 147).
Рис.3. Толстый кишечник крупного рогатого скота и свиней:
______________________________________________________________________________
Рис.4. Толстый кишечник лошади:
________________________________________
ЗАДАНИЕ 14. Кратко запишите строение прямой кишки и ануса, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 257- 258)
______________________________________________________
Тема 4. Спланхнология. Аппарат дыхания
Цель занятия:изучить строение воздухоносных путей и органов газообмена.
ЗАДАНИЕ 1. Дополните схему органов дыхательного аппарата латинскими названиями, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 261 - 278).
.
Ø носовая полость - придаточные носовые пазухи - ________________________ ____________________________________ | |
Ø глотка - | |
Ø гортань - | |
Ø трахея - | |
Ø бронхи - | |
Ø легкие - |
ЗАДАНИЕ2.Запишите строение носовой полости и носа с латинскими названиями, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 261-267).
2.1. Строение носа: нос - _______________________________________________________
Верхушка - ___________________________________________________________________
Спинка - _____
Боковые части - ______________________________________________________________
Корень - _____
Дно - ________
2.2. Носовая полость:
Вход - ноздри
Свод носовой полости - спинка носа боковые поверхности - хрящ, кости, кожа, мышцы Дно - костная основа крыши ротовой полости выход -хоаны
2.3. Внутреннее строение носовой полости:
- носовая перегородка - расположение, функции.
- преддверие носа, собственно носовая полость — дать понятие
- носовые ходы - в основе костные пластинки - костные раковины (дорсальная и вентральная).
Рис.1. Сагиттальный разрез головы (полусхема):
1 - губы; 2 - круговая мышца рта; 3 - преддверие ротовой полости; 4 - резцы; 5 - нижнечелюстная кость; 6 - голодная бородавка; 7 - проток подчелюстной слюнной железы; 8 - подъязычная слюнная железа; 9 - уздечка языка; 10 - язык; 11 - сосочки языка; 12 - твёрдое нёбо; 13 - подушка языка; 14 - мягкое нёбо; 15 - язычная миндалине; 16 - зев; 17 - надгортанник; 18 - глотка; 19 -гортань; 20 - глоточная миндалина; 21 - пищевод; 22 - трахея; 23 - преддверие носовой полости; 24 - носовая полость; 25 - дорсальный носовой ход; 26 - дорсальная носовая раковина; 27 - средний носовой ход; 28 - вентральная носовая раковина; 29 - вентральный носовой ход; 30 - хоана; 31 –лабиринт решетчатой кости.
2.4.Заполните таблицу 1, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 264).
Таблица 1 – Носовые ходы
№ | Название | Латынь | Расположение | Функция |
Дорсальный | ||||
Средний | ||||
Вентральный | ||||
Общий |
ЗАДАНИЕ3.Перечислите функции гортани используя учебник А.И. Акаевского (стр. 268)
___________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ4.Запишите топографию гортани используя учебник А.И. Акаевского (стр. 268). Сделайте подписи к рисунку 2, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 271, рис. 158).
Рис. 2. Хрящи гортани:
_____________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ5.Заполните таблицу, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 269 - 270).
Таблица 2 – Строение хрящей гортани
№ | Название хряща | Латынь | Тип хрящевой ткани | Строение | Функции |
Кольцевидный | |||||
Щитовидный | |||||
Черпаловидный | |||||
Надгортанный |
ЗАДАНИЕ6.Запишите строение полости гортани, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 268 - 269).
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ7.Запишите топографию, 2 части трахеи, понятие «бифуркация», используя учебник А.И. Акаевского (стр. 273).
______________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ8.Зарисуйте поперечный разрез трахеи, используя учебник А.И. Акаевского (рис. 160, стр. 273), сделайте подписи к рис.3.
Рис.3. Трахея: _______________________________________
ЗАДАНИЕ9.Заполните таблицу 3, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 274-275).
Таблица 3 – Строение легкого
Поверхности | Два края | Доли |
ЗАДАНИЕ10.Изучите видовые особенности строения легких, подпишите детали строения на рис. 4 и 5, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 274 (рис.161); стр.276 (рис.163)).
Рис.4. Легкие коровы: _________________________________________________________________
Рис.5. Бронхиальное дерево (вид с дорсальной поверхности):
_____________________________________________________________
ЗАДАНИЕ11:Заполните табл.4, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 277)
Таблица 4 – Строение легких, видовые особенности.
КРС | свинья | Лошадь |
ЗАДАНИЕ12:Запишите понятие ацинуса, используя лекционный материал или электронные ресурсы.
________________________________________
Тема 5. Спланхнология. Мочеполовой аппарат. Мочевая система
Цель занятия: изучить строение органов мочеотделения, видовые особенности
ЗАДАНИЕ 1.Запишите органы по порядку c латинскими и греческими названиями, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 282 – 287). Запишите органы мочеотделения на рис.1, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 280, рис. 166).
Почки - _____________________________________________________
Мочеточники - _______________________________________________
Мочевой пузырь - _______________________________________________
Мочеиспускательный канал – _______________________________________________
Рис. 1. Органы мочеотделения лошади:
______________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2. Запишите различия в строении типов почек у животных, используя учебник А.И. Акаевского, рис. 167.(стр. 281 – 283)
Типы почек:
Множественная - _____________________________________________________________
_______________________________________
Бороздчатая многососочковая -__________________________________________________
_______________________________________
Бороздчатая однососочковая - __________________________________________________
_______________________________________
Гладкая однососочковая - ______________________________________________________
_______________________________________
ЗАДАНИЕ2. Запишите строение почек с латинскими названиями, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 283 – 284):
а) поверхности - _______________________________________________________________
_____________
б) края - ______
_____________
в) концы - ____
_____________
г) капсулы:
• жировая -____ фиброзная - __________________________________________________________________
• вентрально – серозная оболочка - _______________________________________________
д) зоны:
• корковая или мочеотделительная - ______________________________________________
• пограничная или сосудистая - __________________________________________________
• мозговая или мочеотводящая - __________________________________________________
ЗАДАНИЕ3. Заполните таблицу, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 287).
Таблица – Почки, видовые особенности
Показатели | КРС | свинья | Лошадь |
Тип почки | |||
Форма почек | |||
Топография |
ЗАДАНИЕ4. Запишите понятие – ретроперитонеально (расположены почки), используя учебник А.И. Акаевского (стр. 285). ____________________________________________________
ЗАДАНИЕ5.Разберите строение почечной дольки (гистологическое строение) и нефрона, используя учебник А.И. Акаевского (рис.169,стр. 284-285) и рис. 2.
Рис.2. Строение нефрона: 4 – наружный листок капсулы нефронов; 5 – сосудистый клубочек; 6 - внутренний листок капсулы нефронов; 7 – проксимальный отдел, 8,9 - петли нефрона; 10 – дистальный отдел; 11 – собирательные трубочки;12 – приносящая артериола; 13 – выносящая артериола
ЗАДАНИЕ6. Дайте полное понятие нефрона, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 284-285)
Нефрон – структурно-функциональная единица почки,__________________________ __________________________
Образование мочи идет в 2 этапа: фильтрации (почечное тельце) и реабсорбции (извитые канальцы.
ЗАДАНИЕ 7. Запишите особенности впадения мочеточников в мочевой пузырь, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 286).
______________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ7. Сделайте подписи к рисунку 3, выучите строение мочевого пузыря, разберите видовые особенности, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 286 -287).
Рис.3.Мочевой пузырь и мочеиспускательный канал: А - хряка; Б - быка; ________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ8. Запишите, где начинается и где заканчивается уретра у самок и самцов, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 287).
___________________________________________________________________________________________
Тема 6. Спланхнология. Мочеполовой аппарат. Половая система самки (♀)
Цель занятия: изучить строение, топографию половых органов самок плацентарных животных.
ЗАДАНИЕ 1.Выпишите латинские и греческие названия половых органов в табл. 1, выучите органы по порядку, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 303 - 310). Найдите органы половой системы самок на рис.1.
Таблица 1 – Половые органы самки с латинскими названиями
Органы | Латинские, греческие названия |
Яичник | |
Яйцевод | |
Матка | |
А) рога | |
Б) тело | |
В) шейка | |
Влагалище | |
Преддверие влагалища | |
Вульва |
Рис.1. Схема половых органов коровы: 1 – яичник, 2 – яйцепровод; 3 – рог матки с карункулами; 4 – тело матки; 5 – шейка матки; 6 – влагалище; 7 – преддверие влагалища; 8 – вульва; 9 – клитор; 10 – прямая кишка; 11 – мочевой пузырь; 12 – мочеиспускательный канал; 13 – его дивертикул; 14 - промежность; 15 – вымя
ЗАДАНИЕ 2. Заполните таблицу 2, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 303 - 304).
Таблица 2 – Строение яичника.
Детали строения | Латинские названии |
Концы: | |
А) трубный (краниальный) | |
Б) маточный (каудальный) | |
Края | |
А) брыжеечный | |
Б) свободный | |
Поверхности | |
А) латеральная | |
Б) медиальная | |
ЗАДАНИЕ 3. Заполните таблицу 3, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 304 - 305).
Таблица 3 – Видовые особенности строения яичника
Показатели | Корова | Кобыла | Свинья |
Форма Поверхность | |||
Расположение фолликулярной и сосудистой зон | |||
Топография |
ЗАДАНИЕ 4. Разберите гистологическое строение яичника, используя учебник А.И. Акаевского (стр. 303 - 304) и рис.2. Запишите кратко строение.
________________________________________________________