Тема: Иммунитет и иммунные тела. Значение минерального состава плазмы и кровезамещающие растворы.
2.Цель: - приобрести и закрепить знания по ультраструктуре, свойствам и функциям биологических мембран;
- научить в сравнительном аспекте и хронодогическом порядке рассматривать существующие теории строения клеточных мембран;
- приобрести и закрепить знания по механизмам и видам транспорта через мембраны;
- приобрести и закрепить знания и навыки по работе с научной литературой, техническим средствам обучения.
3.Задания:подтема 1.1: подготовить и оформить реферат «Теории строения клеточных мембран. История создания»;
подтема 1.2: подготовка глоссария «Строение, свойства и функции клеточных мембран»;
подтема 1.3: подготовка сравнительно-сопоставительной таблицы «Виды транспорта через мембрану клеток»;
подтема 1.4: подготовка и оформление эссе «Механизм различных видов транспорта веществ через мембрану клеток».
4.Форма выполнения:подтема 1.1: оформление реферата;
подтема 1.2: подготовка глоссария;
подтема 1.3: подготовка сравнительно-сопоставительной таблицы
подтема 1.4: написание эссе.
5.Критерии выполнения(требования преподавателя к выполнению задания):
вопросы, поставленные в задании, выполняются на основании указанных и других источников литературы на бумаге формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал. Поля: слева- 30 мм, справа – 10 мм, сверху, снизу – 20 мм, объем каждого задания разный, определяется кафедрой.
Указать название дисциплины, Ф.И.О. студента, специальность, группу.
Литература: источники основной и дополнительной литературы.
6.Сроки сдачи: 5-ая неделя
7.Критерии оценки (условия, влияющие на оценочный балл):
- сроки сдачи задания;
- тщательность проведения анализа;
- четкость формулировок и ясность выражения собственных мыслей;
- аргументированность выводов и предложений;
- превышение количества страниц от заданного объема.
Для получения максимального балла – 4 задание должно быть выполнено полностью, соответствовать критериям оценки выполнения и сдано в срок. В случае, если:
- СРС будет сдано позже установленного срока, то оценка снижается на 1 балл;
- СРС написано без учета требований к его выполнению, то оценка снижается на 1 балл;
- требования к оформлению не соблюдены, то оценка снижается на
- 0,5 балла.
8 Литература:
Основная:
- Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
- Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.
- Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред.Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука. - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2007- 384 с.
- Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.
- Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.
Дополнительная:
1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.
2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.
3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.
4. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А.
Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.
5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы
студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.
6. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.
9. Контроль:
Вопросы:
- Теории строения клеточных мембран. Современная, общепринятая жидкостно-мозаичная модель строения клеточных мембран Сингера и Николсона.
- Свойства и функции клеточных мембран. Барьерная функция как основополагающая гомеостаз.
- Транспорт веществ через мембраны, его биологическая роль.
- Виды транспорта и механизм:
а) активный (эндоцитоз, (фагоцитоз и пиноцитоз,) экзоцитоз, Na, K- насос);
б) пассивный (диффузия и осмос)
Тесты для оценки исходного уровня знаний:
Ситуационные задачи для оценки заключительного уровня знаний:
Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний студентов:
7. Ультраструктура строения клеточных мембран.
8. Механизм белок-липидных взаимодействий.
9. Сходства и различия активного и пассивного через клеточную мембрану.
СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ