Функции отделения (кабинета) медицинской профилактики

· организация, координация и оценка эффективности деятельности ЛПУ по оказанию профилактических услуг населению;

· выявление среди населения поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний и их коррекция;

· гигиеническое воспитание населения;

· организация и проведение совместно с территориальным центром медицинской профилактики обучения медицинских работников учреждения методам оказания медицинских профилактических услуг населению;

· участие в информационном обеспечении специалистов и различных групп населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья;

· проведение медико-социальных опросов медицинских работников и прикрепленного населения по вопросам профилактики заболеваний, удовлетворенности и потребности в профилактической помощи;

· ведение учетной и отчетной документации.

97 Санитарно-гигиеническое воспитание населения: формы и методы

Гигиена – мед. наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабат. оптимальные, научно-обоснованные требования к условиям жизни и труда населения. Работа по гиг. обучению и воспитанию населения, как правило, полностью возлаг. на центры мед. профилактики, которые, в ущерб организационно-методич. и координац. деятельности, подменяют работу специалистов и учреж. здравоохр., санитарно-эпидемиол. службы. В лечебно-проф. Учрежд. сельских районов полностью или частично упразднены должности врачеб.о и среднего мед. персонала, заним. вопросами профил. заб., гигиен. обучения и воспитания. Сложившаяся система пропаганды медико-гигиен. знаний не отвечает соврем. требованиям, так как не предусматривает вовлечение для этих целей заинтересованных организаций и учреждений, прежде всего образования, культуры, экологических служб, общест. и религиозных организаций, средств массовой информации. В стране не решены вопросы подготовки и повыш. квалификации мед. работников по вопросам профил. заб., гигиен. обучения и воспитания населения. Научно-исслед. учреждения практически устранились от разработки научных подходов и систем гигиен. обучения и воспитания различных групп населения, критериев оценки его эффективности, психологич., педагогич. и других аспектов пропаганды здорового образа жизни. В целях коренной перестройки и совершенст. системы гигиен. обучения и воспитания, формирования у населения навыков здорового образа жизни.

Важнейшие задачи учреждений здравоохранения по гигиеническому обучению и воспитанию населения:

1) Формирование ЗОЖ у населения.

2) Пропаганда гигиенических и мед. знаний

3) Популяризация достижений мед. науки

4) Воспитание сознательного отношения населения к охране и укрепления здоровья.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию и ФЗОЖ обязательна в каждом ЛПУ. Это составная часть профессиональных обязанностей всех медицинских работников независимо от специальности и занимаемой должности.

В основе работы по гигиеническому обучению и воспитанию лежат следующиепринципы:

1. Государственный характер – государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы.

2. Научность – соответствие медицинских и гигиенических знаний современному состоянию науки и практики.

3. Массовость – участие всех мед. работников, вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций.

4. Доступность – при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть доступна для понимания.

5. Целенаправленность – работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения.

6. Оптимистичность – для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями.

7. Актуальность – выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.

99 Диспансеры : функции и организацияработы

Д - активное динамич. наблюд. за сост. здоровья определен. контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявлен. заболеваний, динамич. наблюд. и комплекс. лечения заболевших, провед. мероприятий по оздоровлен. условий их труда и быта, предупрежд. развития и распростр. болезней, восстановл. труд-сти и продлению периода активной жизнед-ти.

В настоящее время существуют различные диспансеры (врачебно-физкультурные, кожно-венерологич., противотуберкулезные, наркологические, кардиологические, онкологические, психоневрологические). Диспансеры и диспансерные отделения (кабинеты) проводят мероприятия по массовой профилактике, направленные на предупрежд. заболеваний, ведут учет заб-ти и смертности от патологии по своему профилю, а также осуществляют лечебные мероприятия, консультации больных и организац.-методич. руководство работой врачей общей сети по борьбе с соответств. заб. В задачи диспансеров входят: проведение обучения врачей общего профиля по соответствующим специальностям; внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений современных методов профилактики, диагностики и лечения; пропаганда здорового образа жизни.

Диспансер (англ. распределять, опекать) - это основное специализированное учреждение, которое обеспечивает лечебно-профилактическую помощь больным определенного профиля и является организационно-методическим центром по вопросам борьбы с определенными болезнями на конкретной территории; это самостоятельное учреждение ЗО имеющее права юридического лица, печать, счет, устав, правила внутреннего распорядка. Руководит диспансером главный врач, штаты зависят от количества обслуживаемого населения, уровня заболеваемости, эпидемической обстановки. Работа строится по территориальному принципу.

Задачи диспансера и их роль в повышении качества специализированной помощи:

- оказание квалифицированной, специализированной лечебно-консультативной и диагностической помощи

- осуществление диспансеризации больных и организация диспансерного наблюдения за ними в лечебных учреждениях

- организационно-методическое руководство деятельностью территориальных медучреждений общелечебной сети

- осуществление учета больных, анализ заболеваемости, инвалидности, смертности, ведение регистрации больных, разработка профилактических и организационных мероприятий

- организация и проведение семинаров, конференций с целью повышения уровня знаний по соответствующей патологии

- проведение массовых профилактических медицинских осмотров

- внедрение новых методов диагностики, лечения и профилактики в ЛПО

- распространение знаний среди населения, гигиеническое обучение и воспитание.

Диспансером также оказывается социальная помощь больным (решение вопросов о трудоустройстве, опека над недееспособными больными, решение жилищных вопросов и др.)

Структура диспансера:

1. Амбулаторно-поликлиническое отделение (ведет специализированный амбулаторный прием)

2. Диагностическое отделение (лаборатории, кабинет радиоизотопной диагностики, кабинет лучевой диагностики и др.)

3. Стационар

4. Организационно-методический отдел

Виды диспансеров по профилю (количество в РБ указано на 1997 г.):

- кожно-венерологические диспансеры – 35

- противотуберкулезные диспансеры – 30

- психоневрологические диспансеры – 14

- онкологические диспансеры – 11

- наркологические диспансеры – 10

- эндокринологические диспансеры – 5

- сердечно-сосудистые диспансеры – 5

- специализированные диспансеры для пострадавших на ЧАЭС – 2

Всего в РБ на 1997 г. насчитывалось 113 диспансеров.

По локализации диспансеры могут быть республиканские, областные, городские, межрайонные.

Взаимосвязь в работе диспансера и поликлиники: поликлиника по показаниям направляет больных в диспансеры соответствующего профиля для осуществления лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий; диспансер передает в поликлинику документацию об обследованных и пролеченных больных, осуществляет организационно-методическое руководство работы поликлиник по своему профилю, проводит семинары, конференции и др. для повышения общего уровня знаний врачей по конкретной патологии, внедряет новые методы диагностики и лечения и др

Новые технологии

Повышение доступности высокотехнологичных видов медицинской помощи
Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи, перевод Федеральных специализированных медицинских учреждений на работу в условиях государственного задания
Создание новых медицинских центров высоких технологий, способных с учетом достижений медицинской науки совершить прорыв отечественного здравоохранения в области высоких технологий и обеспечения доступности высокотехнологичной медицинской помощи

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:

· увеличение объёмов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

· строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

В 2008 году в национальный проект "Здоровье" были включены новые мероприятия, направленные на снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны:

· Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, что поможет ежегодно сокращать смертность в результате ДТП.

· Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями обеспечит снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,3 раза. В рамках этого направления запланировано создание региональных сосудистых центров малоинвазивной хирургии в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

· Развитие новых высоких медицинских технологий на базе федеральных медицинских учреждений, а также медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что позволит повысить уровень обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи до 70% потребности.

В 2009 году в национальный проект "Здоровье" были включены дополнительно следующие направления:

· Формирование у россиян здорового образа жизни. В рамках данного направления Минздравсоцразвития России предполагает провести масштабную информационную кампанию, направленную как на борьбу с алкоголизмом и табакокурением, так и на формирование здорового образа жизни.

· Снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза. Программой предусмотрено внедрение современных методов диагностики и профилактики туберкулёза, лечения и реабилитации больных.

100 Организация скорой и неотложной помощи: определение принципы организации службы, основные задачи. Этапы скорой мед помощи.

Скорая медицинская помощь (СМП) – система организации круглосуточной экстренной медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях и заболеванияхна адресе, на месте происшествия и в пути следования в лечебно-профилактические учреждения.

Основная особенность скорой медицинской помощи, отличающая её от других видов медицинской помощи – быстрота действия. Опасное состояние наступает внезапно, и пациент, как правило, оказывается вдалеке от людей, способных оказать профессиональную медицинскую помощь, поэтому требуется как можно скорее доставить к нему медиков. Существует два основных подхода к оказанию скорой медицинской помощи – врача доставляют к пациенту (В России и бывших республиках СССР) и пациента доставляют к врачу (США, Европа). Выделить лучший из этих двух подходов пока не удается, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Статья 32. Медицинская помощь, пункт 4:

4.Формами оказания медицинской помощи являются:

1) экстренная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

2) неотложная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента;

3) плановая – медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на неопределенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью».

К экстренной (скорой) медицинской помощи относятся все угрожающие жизниболезни и патологические состояния, например: инфаркт миокарда, прогрессирующая стенокардия, остро возникшее нарушение сердечного ритма (аритмия), острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт), приступ удушья, травма с угрозой для жизни, кровотечение с угрозой для жизни, шок любой этиологии, отравление любой этиологии, электротравма, ожог, обморожение, судороги, утопление, повешение, острый психоз, потеря сознания, анафилаксия и аллергия, сыпь в сочетании с высокой температурой, боль в животе, срочные и домашние роды, и многие другие.

Служба «скорой медицинской помощи» и создавалась, в свое время в СССР, для оказания медицинской помощи при заболеваниях угрожающих жизни пациента. Термин в названии – «Скорая», говорит о том, что пациент обязательно должен быть доставлен в медицинское учреждение, если имеются показания для госпитализации или угроза для жизни.

Если пациент оставлен на адресе, потому что нет показаний для госпитализации, т.е. нет угрозы для жизни, то это «Неотложная» медицинская помощь.

К неотложной медицинской помощи относятся все остальные болезни и патологические состояния, не угрожающие жизни пациента, например: высокая температура тела, травма без угрозы для жизни, повышение артериального давления, головная боль, боль в глазу или ухе, обострение остеохондроза позвоночника, зубная боль и многие другие.

Наши рекомендации