Перечень необходимых практических навыков студентов
Дисциплина ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ, ОЗО, 2 курс
1. Умение оценить общее состояние человека: сознание, пульс, артериальное давление, дыхание, температура, величина зрачков.
2. Умение произвести временную остановку кровотечения различными способами.
3. Владение техникой проведения простейших реанимационных мероприятий – искусственное дыхание экспираторным способом (рот в рот, рот в нос), закрытый массаж сердца.
4. Проведение первичной обработки различных ран.
5. Наложение косыночной повязки на различные участки тела и конечностей.
6. Владение простейшими приемами транспортной иммобилизации при повреждении костей конечностей, позвоночника, костей таза.
7. Владение различными способами транспортировки пострадавших при повреждении костей скелета, ожогах, проникающих ранениях черепа, грудной клетки, брюшной полости, при отсутствии сознания.
8. Умение правильного применения компрессов, грелок, горчичников, банок, пузырей со льдом.
9. Владение техникой проведения ингаляций в домашних условиях.
10. Проведение беззондового промывания желудка.
11. Проведение очистительной и лекарственной клизм.
12. Знание правил применения лекарственных средств из домашней аптечки, условий их хранения.
Вопросы к зачету по дисциплине «Основы медицинских знаний»
- Здоровье, компоненты, показатели и факторы его определяющие.
- Здоровый образ жизни как наиболее регулируемый фактор здоровья.
- Физиологические показатели здоровья.
- Болезни цивилизации, их факторы риска. Факторы антириска.
- Ишемическая болезнь сердца как проблема, связанная с сокращением жизни человека. Клинические проявления, первая медицинская помощь и профилактика.
- Гипертоническая болезнь, её факторы риска, осложнения, клиническое проявление. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях и профилактика.
- Острая сосудистая недостаточность, её виды, причины, первая медицинская помощь. Профилактика.
- Бронхиальная астма, её причины, клиническое проявление, первая медицинская помощь и профилактика.
- Острая боль в животе, её вероятные причины и возможные осложнения, первая медицинская помощь.
- Острое отравление, причины, признаки, первая медицинская помощь.
- Судороги, их причины, первая медицинская помощь при судорогах различной этиологии.
- Понятие об аллергии. Отек Квинке и анафилактический шок, признаки и первая медицинская помощь при них. Профилактика аллергических состояний.
- Терминальное состояние, его причины и этапы. Показания к проведению реанимационных мероприятий, их содержание и критерии эффективности.
- Проблемы детского травматизма, его классификация. Профилактика травматизма.
- Классификация травм и их осложнений. Профилактика осложнений травм.
- Задачи, объем и средства первой медицинской помощи при травмах. Понятие об асептике. Правила транспортной иммобилизации.
- Особенности инфекционных заболеваний. Понятие о возбудителе, инфекционном и эпидемическом процессе.
- Иммунитет, его виды. Органы иммуногенеза. Возрастные особенности иммунитета. Понятие об иммунизации. Календарь прививок России.
- Общегосударственные и личные меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о разобщении, карантине, обсервации. Роль родителей и учителей в защите детей от инфекционных заболеваний.
20. Лекарство, лекарственные формы и виды действия на организм. Пути и способы введения лекарств. Правила применения и хранения лекарственных средств в домашних условиях. Универсальная аптечка первой медицинской помощи.
21. Основные процедуры ухода за больными на дому (уход за телом, кормление). Показания и противопоказания к применению холода и тепловых процедур, беззондовому промыванию желудка, к постановке очистительной и лекарственной клизм, условия проведения этих процедур.
- Определение понятий психоактивных веществ и наркотиков, основные причины и условия приобщения к их употреблению. Психическая и физическая зависимость от ПАВов, её социальные и медицинские последствия. Роль учителя и школы в профилактике распространения и употребления психоактивных веществ.
- Факторы, определяющие здоровье школьников. Школьные факторы риска. Школьная патология и её профилактика.
- Роль учителей в развитии культуры здоровья школьников через формирование у них мотивации на здоровый образ жизни. Содержание понятия «гуманизация образования».