Распределение видов учебной работы и их трудоемкости
По разделам дисциплины
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов | |||
всего | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | |||
лекции | практич. занятия | ||||
Сущность и назначение уголовного процесса и уголовно-процессуального права | |||||
Уголовно-процессуальное право и уголовно-процессуальный закон | |||||
Принципы уголовного судопроизводства | |||||
Участники уголовного судопроизводства | |||||
Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве | |||||
Меры принуждения в уголовном судопроизводстве (интерактивная форма) | |||||
Ходатайства и жалобы | – | ||||
Реабилитация | – | ||||
Возбуждение уголовного дела | |||||
Предварительное расследование | |||||
Производство в суде первой инстанции | |||||
Производство в суде второй инстанции | |||||
Исполнение приговора | – | ||||
Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда | |||||
Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел | – |
Задания для проведения практических (семинарских) занятий
Осенний семестр
ТЕМА 1. Сущность и назначение уголовного процесса и уголовно-процессуального права
Занятие 1
1. Понятие уголовного процесса. Судебная власть и правосудие. Уголовный процесс, уголовное судопроизводство соотношение понятий.
2. Содержание и форма уголовного процесса. Уголовный процесс как система уголовно-процессуальных действий и правоотношений.
3. Назначение (задачи) уголовного процесса.
Занятие 2
1. Система уголовного процесса. Уголовно-процессуальные акты, их виды.
2. Понятие и характеристика стадий уголовного процесса.
Занятие 3
1. Предмет, система, метод и задачи науки уголовного процесса. Связь науки с практикой.
2. Роль науки в развитии и совершенствовании законодательства и повышении эффективности правоприменительной деятельности.
3. Взаимосвязь науки уголовного процесса с иными правовыми науками.
ТЕМА 2. Уголовно-процессуальное право
И уголовно-процессуальный закон
Занятие 1
1. Российское уголовно-процессуальное право. Предмет, метод и взаимосвязь с другими отраслями российского права.
2. Уголовно-процессуальные отношения, их виды и особенности.
3. Процессуальная форма. Её сущность и значение.
4. Процессуальные гарантии и их виды. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном процессе.
5. Понятие, структура и виды уголовно-процессуальных норм.
Занятие 2
1. Источники уголовно-процессуального права.
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры как источники уголовно-процессуального права России.
3. Конституция Российской Федерации как источник уголовно-процессуального права.
Занятие 3
1. Уголовно-процессуальный закон: его содержание, соотношение с уголовно-процессуальным правом. Роль уголовно-процессуального закона в укреплении законности и правопорядка. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: общая характеристика, структура и содержание.
2. Значение решений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, подзаконных нормативных правовых актов для уголовного судопроизводства.
3. Действие уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по лицам.
4. Решение задач.
5. Подготовка эссе.
Темы эссе:
1. Судебный прецедент как источник уголовно-процессуального права в России.
2. Проблемы обратной силы уголовно-процессуального закона.
Задачи
1. Старший следователь СО ОВД "Строгино" СЗАО г Москвы возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 131 УК (изнасилование).
При производстве расследования возникла необходимость проведения ряда следственных действий в г. Баку (Азербайджан).
Может ли следователь провести сам или поручить кому-либо произвести следственные действия в указанном городе? Уголовно-процессуальным законодательством какого государства необходимо руководствоваться при производстве следственных действий за пределами РФ?
2. Писарева стала очевидцем ограбления кооперативной палатки, расположенной около ее дома Она видела, как трое молодых людей, одетые в китайские пуховики и спортивные шапочки, разбили стеклянную витрину, собрали находившиеся там вещи в большую белую сумку, сели в машину - иномарку и уехали.
Такие показания Писарева добровольно дала следователю в процессе расследования совершенного преступления.
По вызову в судебное заседание, на котором слушалось дело по обвинению Петренко, Ручкина и Киселева по п. п. "а", "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ (кража), Писарева не явилась. На имя председателя Останкинского межмуниципального суда г Москвы от этой свидетельницы пришло письмо, в котором она сообщила об угрозах расправиться с ней в случае, если она "откроет рот в суде".
Назовите нормы уголовно-процессуального закона, регламентирующие права и обязанности свидетеля, изложите структуру этих норм. Какую меру вправе применить следователь для обеспечения допроса свидетеля?
3. Российский пассажирский теплоход с группой туристов из Москвы совершал круиз по Средиземному морю в Афины. Когда корабль был в порту г. Афины, пассажир Петров, находясь в нетрезвом состоянии, затеял драку в кают-компании и нанес смертельное ранение одному из матросов.
Кто и в соответствии с законодательством какого государства должен вести расследование и судебное разбирательство по данному преступлению ?
4. Ярова и Дугин после расторжения брака и раздела имущества совместную жизнь прекратили. Дугин, являясь членом садоводческого кооператива, заключил договор с Пивковым о продаже ему садового участка с постройками и насаждениями.
Ярова обратилась в милицию с заявлением о привлечении ее бывшего мужа и Пивкова к уголовной ответственности за соучастие в хищении ее личного имущества.
Выскажите свои соображения по этому поводу.
Практическое задание: приведите нормы международно-правовых актов, являющихся источниками уголовно-процессуального права, содержащие процессуально-правовые гарантии прав обвиняемого и потерпевшего. Имеются ли аналогичные гарантии в нормах УПК РФ?