Сделать лабораторную работу «Определение активированного частичного тромбопластинового времени (АЧТВ)»
Цель: оценить активность факторов внутреннего пути свёртывания крови и отделить дефицит плазменных факторов от неполноценности или снижения количества тромбоцитов.
Принцип метода: инкубирование плазмы с оптимальным стандартизованным соотношением фосфолипидов (вместо тромбоцитарных фосфолипидов) и эллаговой кислотой в качестве активатора (отрицательно заряженная поверхность) запускает внутренний путь свёртывания, добавление в систему кальция купирует цитрат плазмы и позволяет получить фибриновый сгусток. АЧТВ используется как базовый тест для оценки внутреннего пути коагуляции. Тест называется частичным, т.к. в нём принимает участие не полный тромбопластин, включающий тромбоцитарный фактор, а «частичный тромбопластин» - фосфолипидный экстракт.
Методика определения: в пробирку, нагретую до 37оС на водяной бане, добавляют 0,1 мл исследуемой плазмы, затем 0,1 мл приготовленного АЧТВ - реагента и одновременно с добавлением 0,1 мл подогретого до 37оС 0,025М раствора CaCl2 начинается измерение времени свертывания до момента образования сгустка. АЧТВ здоровых доноров составляет 25-35 сек. Коэффициент вариации результатов определения АЧТВ не более 10%.
Результат:
Вывод:
3.3. Сделать лабораторную работу «Определение протромбинового времени (по Quick)».
Цель: оценить активность факторов внешнего пути свертывания крови.
Принцип метода: при добавлении к исследуемой цитратной плазме избытка тканевого тромбопластина и ионов кальция время образования сгустка фибрина зависит только от активности факторов внешнего и общего пути коагуляции :I, II, V , YII, X. Учитывая, что дефицит YII фактора встречается крайне редко, проба Квика используется для оценки активности коагулянтов II фазы.
Методика определения: готовят смесь из равных обьёмов буфера Михаэлиса с 0,025М CaCl2 и эмульсии тромбопластина. Пробирку с 0,1 мл цитратной плазмы помещают на водяную баню, и на 10 секунде добавляют 0,2 мл раствора прогретой тромбопластин – кальциевой смеси, по секундомеру отмечают время образования сгустка, периодически встряхивая пробирку. Время от момента добавления в плазму смеси из равных обьёмов буфера Михаэлиса с 0,025М CaCl2 и эмульсии тромбопластина, до образования сгустка фибрина соответствует протромбиновому времени в сек. Нормальное протромбиновое время (ПВ) должно быть в пределах 14 – 18 сек. (в зависимости от активности тромбопластина). Норма 11-15 сек. Удлинение протромбинового времени (при нормальном содержании фибриногена и нормальном тромбиновом времени) наблюдается при врождённой или приобретённой недостаточности одного или нескольких факторов протромбинового комплекса (VII, X, V, или II) укорочение - о повышении активности. Кроме того, протромбиновое время может удлиняться при очень низком содержании фибриногена в плазме (ниже 1 г/л) или избытке в крови антикоагулянтов: гепарина, продуктов фибринолиза.
Результат:
Вывод:
3.4. Сделать лабораторную работу«Определение протромбинового индекса (ПИ), протромбинового отношения (ПО) и международного нормализованного отношения (МНО)».
Цель: выразить протромбиновое время в виде протромбинового индекса, протромбинового отношения, международного нормализованного отношения, усвоить отличие.
Протромбиновое время (ПВ) часто выражают по разному:
- в секундах по сравнению с нормой;
- как протромбиновое отношение (ПО), отношение ПВ больного к ПВ нормы;
ПО= (ПВ больного / ПВ стандартной плазмы, нормы)
- как протромбиновый индекс, отношение ПВ нормы к ПВ больного, % .
ПИ вычисляют по формуле: ПИ = (ПВ нормы / ПВ больного) * 100%,
В норме средний ПИ здорового человека 80-120%. ПИ здорового человека определяют каждый раз перед работой с тромбопластином новой серии.
Для достижения более точного контроля при лечении непрямыми антикоагулянтами и обеспечения сравнимости межлабораторных данных ВОЗ рекомендует использовать МНО (Международное Нормализованное Отношение), которое рассчитывают по формуле:
МНО = ПО * МИЧ , (норма МНО 0,8-0,1,2). МИЧ – международный индекс чувствительности, соотносящий активность тканевого фактора из животных источников со стандартом такового у человека (указывает производитель реактивов), ВОЗ рекомендует работать с тромбопластинами МИЧ которых равен около1,0. Таким образом, МНО - это протромбиновое отношение (ПО), полученное с эталоном тромбопластина, имеющего МИЧ (Международный индекс чувствительности) равный 1.
Результат:
3.5. Сделать лабораторную работу «Определение степени тромботеста (относительный показатель количества фибриногена)».
Цель: оценить количество фибриногена.
Методика определения:0,1 мл плазмы осторожно вносят в пробирку, содержащую 5 мл 0,05% р-ра CaCl2. После однократного помешивания стеклянной палочкой пробирку помещают на водяную баню при 37оС на 30 мин. Затем пробирку осторожно вынимают и определяют степень тромботеста. Для этого пробирку держат на свету и поворачивают. Норма 3-5 степень.
Результат:
Вывод:
3.6. Сделать лабораторную работу«Определение тромбинового времени (по Bigss и McFarlane)».
Цель: выявить функциональную активность фибриногена и ингибиторов тромбина в плазме.
Принцип метода: заключается в том, что при добавлении тромбина необходимой активности к исследуемой цитратной плазме время образования сгустка фибрина зависит только от количества и активности фибриногена в данной плазме, от активности тромбина и от наличия его ингибиторов. Реакция проходит в одну стадию.
Методика определения:0,2 мл плазмы прогревают в течение 1 мин на водяной бане при 37оС, затем к ней добавляют 0,2 мл рабочего раствора тромбина, одновременно включают секундомер и отмечают время образования сгустка при периодическом встряхивании пробирки.
Норма тромбинового времени зависит от активности рабочего раствора тромбина. При использовании тромбина с активностью 3 IU/мл составляет 14 – 20 сек (6 IU/мл -10-13 сек; 9 IU/мл -7-9 сек.). Удлинение тромбинового времени возможно при гипофибриногенемии, афибриногенемии и дисфибриногенемии, при высокой фибринолитической активности, избытке в плазме продуктов деградации фибрина/фибриногена. Полная несвёртываемость под влиянием тромбина наблюдается при увеличении содержания гепарина и гепариноидов.
Результат
Вывод:
3.7. Сделать лабораторную работу «Определение времени свободного гепарина (с протаминсульфатом)».
Цель: оценить содержание гепарина.
Принцип метода: заключается в том, что при добавлении к исследуемой цитратной плазме протаминсульфата, последний связывает гепарин плазмы и время образования сгустка фибрина при последующем добавлении тромбина уменьшается. При расчёте гепаринового времени из тромбинового времени вычитают время свёртывания крови при добавлении тромбина, после блокады гепарина протаминсульфатом. Антитромбиновая система плазмы способна инактивировать добавляемый к ней стандартный раствор тромбина. Тест не стандартизован.
Методика определения: в пробирку вносят 0,1 мл исследуемой плазмы и 0,05 протаминсульфата, через 30 сек добавляют 0,1 мл р-ра тромбина, включают секундомер и определяют время появления сгустка. Повторяют определение 2 раза. Время свободного гепарина выражают в секундах. разницы между тромбиновым временем и временем появления сгустка после добавления протаминсульфата. Норма 7,7-10,1 сек. Удлинение времени говорит о передозировке гепарина.
Результат:
Вывод:
ТЕМА:Типовые формы нарушений пигментного обмена.
ЦЕЛЬ: сформировать знания об основных видах нарушений пигментного обмена.
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть этиологию, патогенез, последствия, принципы патогенетической терапии основных видов нарушения пигментного обмена;
- обучить методам патофизиологического разбора результатов лабораторных анализов при состояниях, связанных с нарушениями обмена билирубина;
- изучить роль нарушений пигментного обмена в формировании заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: биохимические основы пигментного обмена
После изучения темы: этиологию, патогенез, биохимические и клинические проявления различных видов желтух.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:По данным биохимических анализов крови проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с нарушением пигментного обмена и дифференцировать разные виды желтух.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными, навыками разбора ситуационных задач.
3. Практическая работа.
3.1. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель холемии».
Цель: изучить влияние желчи на нервную и дыхательную системы лягушки.
Методика: лягушку не обездвиживают. Определяют время латентного периода двигательного рефлекса - это время, через которое лягушка отдергивает лапу после нанесения на ее поверхность 0,2% раствора HCl, (лапку лягушки необходимо тщательно обмывать водой и вытирать). Рефлекс переворачивания - время, за которое лягушка перевернется в нормальное положение из положения на спине. Рефлекс позы - время, за которое лягушка перейдет в нормальное положение из позы Будды. Подсчитывают частоту дыхательных движений в минуту. Затем лягушке вводят в лимфатический мешок (под кожу спины) 1,0-1,5 мл цельной желчи. Каждые 5 мин. после введения желчи вновь определяют все показатели (берут средние показатели 2-3 повторных проб). Делают вывод, отмечая изменения частоты дыхания, двигательной активности, удлинение времени латентного периода двигательного рефлекса, рефлекса переворачивания и рефлекса позы.
Результаты:
Таблица 1. Влияние желчи на нервную и дыхательную системы лягушки.
Показатели | Фон | После введения желчи (мин) | ||||
1. Время латентного периода двигательного рефлекса | ||||||
2. Время рефлекса переворачивания | ||||||
3. Время рефлекса позы | ||||||
4. Число дыхательных движений |
Вывод:
3.2. Сделать лабораторную работу «Влияние цельной и предварительно прогретой желчи на частоту сердечных сокращений изолированного сердца лягушки».
Цель: изучить влияние желчи на деятельность сердца.
Методика: изолированное сердце лягушки (без перикарда) помещают в чашку Петри с раствором Рингера и подсчитывают количество сердечных сокращений за 1 мин. Затем р-р Рингера в чашке Петри заменяют прогретой при t 450С желчью (прогревание разрушает желчные кислоты) и вновь подсчитывают сокращения. После этого сердце отмывают изотоническим раствором хлорида натрия, помещают в цельную непрогретую желчь и подсчитывают частоту сокращений сердца. Делают вывод, отмечая какие части желчи вызывают нарушение сердечной деятельности.
Результаты:
Таблица 2. Влияние желчи на изолированное сердце лягушки.
ЧСС в р-ре Рингера | ЧСС в прогретой желчи | ЧСС в непрогретой желчи |
Вывод:
ТЕМА:Типовые формы нарушений пищеварения в желудке и кишечнике. Язвенная болезнь.
ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах нарушений пищеварения и их связи с основными заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии пищеварительной системы;
- обучить методам патофизиологического разбора анализов желудочного сока и состояний, связанных с нарушениями функции пищеварительной системы;
- изучить роль нарушений пищеварительной системы в формировании заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: анатомию и физиологию пищеварительной системы.
После изучения темы: этиологию и патогенез нарушений пищеварительной функции желудка и кишечника.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:моделировать на животных типовые нарушения пищеварения, проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с нарушением пищеварительной функции желудка и кишечника.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: анатомическими навыками работы с лабораторными животными, основной терминологией по теме занятия.
3. Практическая работа.
Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель нарушения пристеночного пищеварения».
Цель: изучить изменение пристеночного пищеварения при разрушении ферментов слизистой кишечника под действием термического фактора.
Методика эксперимента: в 4 пробирки наливают по 1 мл 0.1%-ного р-ра крахмала. Первая пробирка является контрольной, во вторую добавляют 2-3 капли слюны (для демонстрации действия на крахмал амилазы слюны), в третью помещают отрезок тонкого кишечника крысы, тщательно отмытый водой; в четвертую - такой же отрезок, предварительно подвергнутый термической обработке (кипячение 10 минут). Термическая обработка ведет к разрушению ферментов.
Пробирки выдерживают 20-30 минут при комнатной температуре. Для оценки остаточного количества крахмала в каждую пробирку добавляют по 1 капле р-ра Люголя. По интенсивности синей окраски делают вывод о влиянии термического фактора на простеночное пищеварение в тонком кишечнике. Оценку производят по 4-х бальной системы в крестах.
Результаты:
Таблица 1. Степень расщепления крахмала.
Номер пробирки | Интенсивность окраски раствора крахмала |
Вывод:
ТЕМА:Типовые формы патологии эндокринной системы.
ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах патологии эндокринной системы.
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии эндокринной системы;
- обучить методам патофизиологического анализа состояний, связанных с нарушениями функции эндокринной системы;
- изучить роль нарушений функции эндокринной системы в формировании заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: строение и функции эндокринной системы (эндокринные железы, вырабатываемые ими гормоны, влияние их на организм).
После изучения темы: этиологию, патогенез, принципы диагностики и коррекции нарушений функции эндокринной системы.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:На основе экспериментальных данных и данных лабораторно- клинических анализов проводить патофизиологический разбор ситуаций, связанных с нарушением функций эндокринной системы.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными, навыками разбора ситуационных задач.
3. Практическая работа.
Сделать лабораторную работу «Клинические проявления и состояние газообмена при экспериментальном гипертиреозе у мышей».
Цель опыта: изучить изменения жизнедеятельности и показатели энергетического обмена у экспериментальных животных при гипертиреозе.
Методика проведения: у контрольной (без метки) и опытной (с меткой) мыши, получавшей в течение 4 суток тироксин в дозе 6,25 мкг, регистрируют показатели жизнедеятельности, указанные в таблице. Температуру тела определяют в подмышечной впадине с помощью контактного термометра, частоту дыхания - по колебаниям брюшной стенки, мышечный тонус - по времени, в течение которого животное может удерживаться передними лапами на браншах пинцета. Поведение оценивают по 4-х бальной шкале в крестах. Величину газообмена определяют в аппарате Варбурга по количеству потребленного О2 (по снижению столбика жидкости за 10 мин).
Рассчитывают величину суточного обмена при условии, что потребление 1л О2 сопровождается выделением 5000 кал (дыхательный коэффициент равен 1), а снижение столбика жидкости на 1 деление в аппарате соответствует потреблению 0,2 мл кислорода. Например, за 10 мин столбик опустился на 10 делений, что соответствует потреблению 2 мл кислорода. За 1 час это составит12 мл, за сутки – 288мл (12 мл х 24).
Составляем пропорцию:
1000 мл О2 - 5000 кал
288 мл О2 - Х кал
288 мл х 5000 кал
Х =--------------------------------- = 1440 кал (величина суточного обмена)
1000 мл
Результаты:
Таблица 1. Изменения показателей жизнедеятельности и энергетического обмена
ЧДД (мин) | t0 тела | Мышечный тонус (сек) | Поведение | Величина потребления О2 за 10 мин (мл) | Величина потребленияО2 за сутки (мл) | Величина суточного обмена (кал) | |
Контроль | |||||||
Опыт |
Выводы:
ТЕМА:Типовые формы нарушений энергетического и углеводного обмена.
ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах нарушения углеводного и энергетического обмена.
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм нарушений углеводного и энергетического обмена;
- обучить методам патофизиологического анализа состояний, связанных с нарушениями углеводного и энергетического обмена;
- изучить роль нарушений углеводного и энергетического обмена в формировании заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: понятие об обмене веществ, виды обмена веществ, биохимические превращения веществ в организме; влияние эндокринной системы на обмен веществ.
После изучения темы: основные виды нарушений энергетического и углеводного обмена, причины и механизмы развития сахарного диабета, патогенез его основных проявлений.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:На основе экспериментальных данных и данных лабораторно-клинических анализов проводить патофизиологический разбор нарушений углеводного и энергетического обмена.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными, навыками разбора ситуационных задач.
3. Практическая работа.
Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель гиперинсулинизма».
Цель опыта: изучить в эксперименте влияние избыточного количества инсулина на организм мыши.
Методика проведения: у мыши в исходном состоянии определяют частоту дыхания, тонус мышц, реакцию нервной системы на сильный и слабый раздражитель, наблюдают за поведением. Затем внутрибрюшинно вводят инсулин из расчета 0,1-0,2 ед на одну мышь. Каждые 5 мин отмечают изменения поведения, частоты дыхания, мышечного тонуса и реакции нервной системы. Через 45-60 мин внутрибрюшинно вводят 5%-ый раствор глюкозы (самостоятельно рассчитать необходимое количество глюкозы для купирования введенного инсулина) и подкожно 0,1 мл адреналина, в разведении 1:10000. Вновь отмечают изменения показателей через 5-10 мин.
Примечания:
1) активность инсулина - 1 ед/мл (разведенный), 1 ед инсулина утилизирует 5 г глюкозы.
2) Тонус мышц оценивают по времени, в течение которого мышка удерживается передними лапками на пинцете.
Результаты:
Таблица 1. Изменение показателей жизнедеятельности мыши после введения инсулина.
Показатели | Фон | После введения инсулина (мин.) | После лечения | |||||||
5 мин | 10 мин | |||||||||
Поведение | ||||||||||
Тонус мышц (сек.) | ||||||||||
ЧДД/мин | ||||||||||
Реакция нервной системы |
Вывод:
Тема:Типовые формы патологии нервной системы: нарушения функционирования соматической нервной системы.
ЦЕЛЬ: сформировать знания об основных видах нарушений функционирования соматической нервной системы.
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию нарушений двигательной и чувствительной функций нервной системы;
- в эксперименте изучить токсическое действие камфоры и гексенала на двигательную функцию нервной системы;
- изучить роль нарушений функции нервной системы в формировании заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: общую характеристику нервной системы, структуру, принципы и законы функционирования на нейронном, межнейронном и системном уровнях организации. Системы регуляции движениями: пирамидная, экстрапирамидная. Структуры, ответственные за регуляцию координации движений.
После изучения темы: этиологию и патогенез основных нарушений двигательной и чувствительной функции нервной системы.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
1. На основе экспериментальных данных проводить анализ этиологии и патогенеза нарушений двигательной и чувствительной функции нервной системы.
2. Составлять цепи патогенеза формирования судорог при гипокальциемии, связанной с газовым алкалозом, гипоксии, экзогенной гипертермии, столбняке, отравлении ФОС и стрихнином.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными, навыками разбора ситуационных задач.
3. Практическая работа.
3.1. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель камфорной эпилепсии. Значение наркоза в купировании судорожного приступа».
Цель: изучить проявления, механизмы возникновения и развития судорожного состояния, вызванного введением камфоры, оценить влияние наркоза в купировании судорог.
Методика проведения: мыши внутрибрюшинно вводят 0,4 мл подогретого до 37-400С раствора камфоры. Наблюдают за развитием общего судорожного приступа, который формируется в течение 10-15 минут. Обращают внимание на характер судорог (клонические и тонические). На высоте судорожного приступа вводят гексенал (или дают эфирный наркоз). Регистрируют время наступления судорог после введения камфоры и оценивают влияние наркоза. В выводах описывают время, характер и механизм возникновения судорог после введения камфоры, значение наркоза, как средства патогенетической терапии.
Результаты:
Время начала судорожного приступа после введения камфары и характер | Время остановки судорожного приступа после дачи наркоза |
Выводы:
3.2. Сделать лабораторную работу «Влияние наркоза на возникновение судорожного приступа».
Цель: изучить влияние исходного функционального состояния центральной нервной системы на возникновение судорожного приступа.
Методика проведения: мышь наркотизируют введением гексенала внутрибрюшинно в дозе 0,1г/кг, затем вводят 0,4 мл камфоры внутрибрюшинно и 20 минут ожидают формирование судорожного приступа. Регистрируют время наступления судорог после введения камфоры.
Результаты:
Исходный фон(дача наркоза) | Время появления судорог после введения камфоры | ||||
5мин | 10мин | 15мин | 20мин | 25мин | |
Вывод:
Тема:Типовые формы патологии системы кровообращения: сердечная недостаточность, нарушения сердечного ритма.
ЦЕЛЬ: способствовать формированию умений по проведению анализа ситуаций, связанных с патологией сердечно-сосудистой системы и практических навыков записи, анализа, оценки ЭКГ и КИГ.
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть этиологию, патогенез, проявления и патогенетическую терапию сердечной недостаточности;
- изучить этиологию, патогенез количественных и качественных изменений показателей сердечного ритма;
- обучить методам патофизиологического анализа состояний, связанных с сердечной недостаточностью и нарушением ритма сердца.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: строение и функции сердечно-сосудистой системы, проводящую систему сердца, принцип регистрации ЭКГ, соответствие интервалов и зубцов ЭКГ периодам сердечного цикла и электро-физиологической активности сердца.
После изучения темы: основные понятия недостаточности кровообращения, виды, этиологию, патогенез аритмий и сердечной недостаточности, методы диагностики и принципы коррекции типовых форм нарушений ритма сердца и сердечной недостаточности. Принцип метода оценки вариабельности сердечного ритма (ВСР), математические методы анализа ВСР.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:определять ЭКГ и КИГ, делать заключение о виде аритмии и виде нарушений регуляции ритма. Проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с недостаточностью системы кровообращения.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками регистрации ЭКГ, навыками разбора ситуационных задач.
3. Практическая работа.
3.1. Сделать лабораторную работу «Анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) в состоянии покоя».
Цель: освоить методику регистрации ЭКГ у человека и получения кардиоинтервалограммы на компьютере, провести оценку вариабельности сердечного ритма статистическим методом, методом вариационной пульсометрии и методом спектрального анализа.
Методика проведения: испытуемый ложится на кушетку, помощники накладывают на его конечности 4 электрода от электрокардиографа, предварительно подложив под них смоченные в физрастворе марлевые салфетки. Должна быть проведена 10-15 мин. адаптация к новым условиям. Снимают пробную ЭКГ, убеждаясь в правильности постановки электродов и в наличии правильного синусового ритма. Лучше всего использовать II стандартное отведение. Затем снимается фоновая ЭКГ с выводом на компьютер с длиной записи около 100 кардиоинтервалов (приблизительно 1,5 минуты). Во время записи ЭКГ испытуемый должен расслабиться, закрыть глаза, дыхание должно быть ровным, руки лучше всего опустить, чтобы не возникало мышечного напряжения.
Полученные с помощью компьютерной программы кардиоинтервалограмму, гистограмму и спектрограмму оценивают визуально, а основные показатели временного и спектрального анализа ВСР регистрируют и заносят в таблицу. Проводят оценку полученных данных и делают вывод о состоянии вегетативной нервной системы, влиянии автономного и центрального контуров регуляции и адаптационных возможностях испытуемого.
Результаты:
Исследование проводилось в положении лежа. Зарегистрировано комплексов QRS_______.
Ритм:_______________________________ ЧСС:_______________
Показатели временного анализа Показатели спектрального анализа
Параметр | Нормальные значения | У больного | Параметр | Нормальные значения | У больного |
R-R min (мс) | ТР (мс2) | 3466±1018 | |||
R-R max (мc) | VLF (мс2) | ||||
RRNN (М) (мc) | 800±56 | LF (мс2) | 1170±416 | ||
SDNN (СКО) (мc) | 127±35 | HF (мс2) | 975±203 | ||
RMSSD (мc) | 64±5,34 | LF norm, nu | 54±4 | ||
PNN50 (%) | 27±12 | HF norm, nu | 29±3 | ||
CV (%) | 5-7 | LF/HF | 1.5-2.0 | ||
Амо (%) | 43±0,9 | Структура спектра | |||
ВПР | 4-6 | %VLF | 15-35 | ||
ИН | 80-150 | %LF | 15-40 | ||
%HF | 15-25 |
Выводы:
1) Общая активности регуляторных механизмов _____________________
2) Нейрогуморальная регуляция сердца__________________________
3) Соотношения между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы__________________
3.2. Сделать лабораторную работу «Исследование вегетативной реактивности при проведении пробы с глубоким дыханием».
Цель работы: по показателям ритмограммы исследовать и оценить вегетативную реактивность организма при проведении пробы с глубоким дыханием.
Методика проведения: для определения вегетативной реактивности проводят различные функциональные пробы. Проба с глубоким дыханием позволяет определить отношение максимально удлиненного интервала R-R во время выдоха к максимально укороченному интервалу во время вдоха. Этот показатель позволяет оценить вагусную реактивность.
При проведении пробы с глубоким дыханием (6 дыхательных движений в минуту) провести описанное в первой работе снятие ЭКГ, построение ритмограммы, гистограммы и спектрограммы Данные математического анализа занести в таблицу, сделать соответствующие выводы. Сравнить соотношение мощностей дыхательных волн, MBI, MBII в покое и при проведении нагрузочного теста.
Результаты:
Исследование проводилось в положении лежа.
Зарегистрировано комплексов QRS_____.
Ритм_______________________________ ЧСС:_______________
Показатели временного анализа Показатели спектрального анализа
Параметр | Нормальные значения | У больного | Параметр | Нормальные значения | У больного |
R-R min (мс) | ТР (мс2) | 3466±1018 | |||
R-R max (мc) | VLF (мс2) | ||||
RRNN (М) (мc) | 800±56 | LF (мс2) | 1170±416 | ||
SDNN (СКО) (мc) | 127±35 | HF (мс2) | 975±203 | ||
RMSSD (мc) | 64±5,34 | LF norm, nu | 54±4 | ||
PNN50 (%) | 27±12 | HF norm, nu | 29±3 | ||
CV (%) | 5-7 | LF/HF | 1.5-2.0 | ||
Амо (%) | 43±0,9 | Структура спектра | |||
ВПР | 4-6 | %VLF | 15-35 | ||
ИН | 80-150 | %LF | 15-40 | ||
%HF | 15-25 |
Выводы:
1) Общая активности регуляторных механизмов _____________________
2) Нейрогуморальная регуляция сердца__________________________
3) Соотношения между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы__________________
ТЕМА:Типовые формы патологии газообменной функции легких.
ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах патологии газообменной функции легких.
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть этиологию, патогенез, и патогенетическую терапию основных форм патологии газообменной функции легких (нарушения вентиляции, диффузии, перфузии);
- обучить методам патофизиологического анализа состояний, связанных с нарушениями газообменной функции легких и развитием дыхательной недостаточности;
- изучить роль нарушений функции системы внешнего дыхания в формировании заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: анатомию и физиологию системы внешнего дыхания.
После изучения темы: основные формы и механизмы нарушения дыхательной деятельности (этиологию, патогенез и принципы коррекции дыхательной недостаточности с нарушениями вентиляции по обструктивному, рестриктивному типу).
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:Распознавать типовые нарушения газообменной функции легких на основе патофизиологического анализа изменений состояния системы внешнего дыхания и газового состава крови.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторным оборудованием, навыками разбора ситуационных задач.
3. Практическая работа.
3.1. Сделать лабораторную работу «Определения индекса Хильденбранта».
Цель опыта: оценить согласованность деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем по индексу Хильденбранта, определить индекс Хильденбранта (индивидуально).
Методика проведения: межсистемные значения согласованности деятельности ССС и дыхательной систем математически можно рассчитать с помощью коэффициента Хильдебранта, т.е. соотношение числа сердечных сокращений к частоте дыхания:
Q = ЧСС/ЧД,
где ЧСС - число сердечных сокращений в 1 минуту;
ЧД - число дыханий в 1 минуту.
Коэффициент 2.8-4,9 свидетельствует о нормальных межсистемных соотношениях. Отклонение от этих показателей свидетельствует о степени рассогласования в деятельности отдельных висцеральных систем.
Результат: Q =
Вывод:
3.2. Сделать лабораторную работу«Оценка толерантности к гипоксии».
Цель опыта: оценить индивидуально толерантность к гипоксии по функциональным нагрузочным тестам с задержкой дыхания (пробы Штанге и Генча).
Методика проведения:
1. Проба Штанге: определяют максимальное время задержки дыхания после глубокого вдоха (норма – мужчины >70 сек., женщины > 60 сек.)
2. Проба Генча: определяют максимальное время задержки дыхания после глубокого выдоха (норма – > 30 сек.).
Результаты:
1. Проба Штанге:
2. Проба Генча:
Выводы:
3.3. Сделать лабораторную работу «Изменения дыхательныхпоказателей при сужении воздухоносных путей».
Цель опыта: определить изменения показателей внешнего дыхания при моделировании стеноза верхних дыхательных путей.
Методика проведения: у испытуемого студента определяют исходные показатели, указанные в таблице 1 Должную жизненную емкость легких (ДЖЕЛ) подсчитывают по формуле.
ДЖЕЛ (для мужчин) = (27,63 - 0,112 * возраст) * рост
ДЖЕЛ (для женщин) = (21,78 - 0,101 * возраст) * рост
Затем зажимают одну ноздрю и, вдыхая через другую, определяют те же показатели (спирометр вставлен в ноздрю). Затем зажимают и другую ноздрю примерно на 1/3, вдыхая через оставшееся отверстие, вновь определяют те же показатели. Данные заносят в таблицу 1.
Результаты:
Таблица 1. Изменения дыхательныхпоказателей при сужении воздухоносных путей.
Показатели | Исходный фон | Стеноз на 1/2 | Стеноз на 3/4 |
1. ДО (мл) | |||
2. РО вдоха (мл) | |||
3. РО выдоха (мл) | |||
4. ЧД/мин | |||
5. МОД (мл/мин) | |||
6. ЖЕЛ (мл) | |||
ЖЕЛ 7.-------------- х 100% ДЖЕЛ | |||
8. ФОВ (мл/1сек, мл/3сек) | |||
9. Индекс Тиффно (1сек, 3сек) | |||
10. Время вдоха (сек) | |||
11. Время выдоха (сек) |
Выводы:
ТЕМА:Стресс и его значение в патологии. Патофизиология экстремальных и терминальных состояний.
ЦЕЛЬ: сформировать знания об общем адаптационном синдроме (стрессе) и патофизиологии экстремальных и терминальных состояний.
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть этиологию, патогенез, принципы терапии шока, обморока, коллапса, комы и механизмы развития общего адаптационного синдрома;
- обучить методам экспериментального моделирования шока и стресса; и принципам патофизиологического анализа экстремальных и терминальных состояний;
- изучить роль общего адаптационного синдрома в формировании резистентности к повреждающим факторам и в развитии заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: строение и функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой, РААС, мозгового вещества надпочечников; строение и функции сердчно-сосудистой системы.
После изучения темы: этиологию, патогенез, принципы терапии шока, обморока, коллапса, комы, особенности патогенеза стрессорных состояний и «болезней адаптации».
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:моделировать стресс и шок,проводить патофизиологический анализ экстремальных и терминальных состояний, «болезней адаптации».
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными, навыками разбора ситуационных задач.
3. Практическая работа.
3.1. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель острой кровопотери».
Цель работы: изучение изменений гемодинамики при острой кровопотере. Методика: лягушку децеребрируют и обнажают сердце. Готовят препарат языка или плавательной перепонки (для изучения периферического кровообращения). После снятия показателей исходного фона выделяют обе бедренные артерии и перерезают их. В период кровотечения, начиная с 1 мин, каждые 5 минут подсчитывают число сердечных окращений и оценивают интенсивность периферического кровообращения (по диаметру сосудов, скорости кровотока, количеству функционирующих капилляров). Тромбы по мере об разования снимают ватным тампоном. Через 20-30 минут сосуды перевязывают и вводят в лимфатический мешок 2 мл физ.р-ра. Наблюдают изменения показателей каждые 5минут.
Параллельно проводят контрольный опыт (без введения физ.р-ра).
Таблица 1
Показатели | Исходный фон | Острая кровопотеря 1 5 10 15 20 25 30 мин | ПГТ 5 10 мин |
ЧСС Интенсивность кровообращения |
График изменения ЧСС при острой кровопотере
ЧСС
70
60
50
40
30 1 5 10 15 20 25 30 t (мин)
Вывод:
3.2. Сделать лабораторную работу «Влияние предварительного стрессорного воздействия на резистентность к гипоксии».
Цель: изучить влияние предварительной стрессорной нагрузки на устойчивость к гипоксии.
Методика: Берут двух мышей одинакового веса и возраста. Одной из них, опытной, дают физическую нагрузку - проводят 3-минутную плавательную пробу при температуре воды +20-25 градусов. Вторая мышь является контрольной. После стрессорного воздействия обеих мышей помещают в аппарат Комовского и одновременно "поднимают" на "высоту". Отмечают высоту, на которой происходит гибель животных.
В выводе объяснить механизм изменения резистентности организма после предварительного воздействия стрессорного фактора.
Таблица 2.
N п/п | Вид группы животных | Высота гибели |
1. | Контрольная | |
2. | После стрессорного воздействия |
Вывод: