Тема 2. предмет биомедицинской этики
ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 17
1. БИОЭТИКА – ИСТОЧНИК И ОСНОВА БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ. 17
2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ. 18
2.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ КАК НОВОЙ ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ....................................................... 21
3. БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА КАК ФОРМИРУЮЩИЙСЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА...................................... 22
4.СЛОВАРЬ К ТЕМЕ.................................................................................. 26
ВВЕДЕНИЕ
Формирование новой области знания – биомедицинской этики (биоэтики), возникшей на стыке медицины, биологии, философии, этики, права и социологии, является непреложным фактом современной науки и практики. В течение последних 15 лет биомедицинская этика прочно вошла в перечень дисциплин, изучаемых в большинстве медицинских учебных заведениях США и Европы.
Преподавание биомедицинской этики в медицинских ВУЗах страны, с учетом культурных традиций и исторических особенностей России, создает возможность выхода Российской медицинской школы на уровень мировых стандартов в области медицинского образования, а также освоить новые нравственно–правовые реалии отечественной культуры.
В действующих «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (июль 1993г.). «Законе РФ о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «Законе РФ о пересадке органов и тканей человека» юридически закреплены многие принципы и понятия биомедицинской этики. Не пройдя этической пропедевтики, будущие врачи окажутся несостоятельными при изучении названных законодательных актов и их исполнении на практике, требующей социально–правовой, нравственной и профессиональной ответственности.
БИОЭТИКА – ИСТОЧНИК И ОСНОВА БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ.
Формирование новой области знания – биомедицинской этики, возникшей на стыке медицины, биологии, философии, этики, права и социологии, является важнейшим этапом развития современной науки. Формирование и развитие биомедицинской этики обусловлено трансформацией и взаимовлиянием традиционной этики как общественной науки и медицинской этики как специальной науки.
Естественной предшественницей биомедицинской этики является биоэтика. Биоэтика, как исследовательское направление междисциплинарного характера сформировалось в конце 60–х – начале 70–х гг. Биоэтика включает в себя более широкий круг вопросов, чем биомедицинская этика. Биоэтика традиционно рассматривает и аксиологические проблемы профессиональной врачебной деятельности, и социальные проблемы возникающие в различных системах здравоохранения, и проблемы взаимодействия человека с животными и растениями (т.е. проблемы экологической этики).
Биоэтика ориентирована на исследование живых существ и всего того комплекса проблем, которые возникают при рождении, развитии, жизнедеятельности живых организмов. Биоэтика опирается на достижения современной биологии при обосновании этических проблем, возникающих в ходе научных исследований.
Существует ряд исследовательских центров по биоэтике. Среди них наиболее известны – Гастингс–центр под Нью–Йорком (США), Центр по биоэтике при Торонтском университете (Канада), Институт по этике, основанный Кеннеди, при Джоржтаунском университете (США). В 1978 году начато издание «Энциклопедии по биоэтике». Выпущено 15 томов международной библиографии по биоэтике, подготовленной Гастингс–центром (США). В области биоэтики сотрудничают философы, медики, теологи США, Канады, Франции, Германии, Великобритании.
Развитие биоэтики в России осуществляется не столь быстрыми темпами, как в вышеперечисленных странах, но тем не менеее можно назвать некоторых исследователей занимающихся проблемами философского осмысления биоэтики как самостоятельной области знания. Это А.П. Огурцов и П.Д. Тищенко.