Студентов 5 курса лечебного факультета
«Помощник врача скорой и неотложной помощи»
(участкового терапевта)
Производственная практика на 5 курсе лечебного факультета проводится после окончания весенней экзаменационной сессии. Студенты работают в качестве помощников участковых врачей терапевтов. При прохождении практики студенты работают в поликлиниках. Руководство практикой осуществляется сотрудниками кафедры госпитальной терапии. Непосредственно в поликлиниках руководство возлагается на заведующих терапевтическими отделениями или опытных врачей с большим стажем работы по решению администрации ЛПУ.
В процессе прохождения практики студенты закрепляются руководителем практики за участковыми терапевтами, совместно с которыми проводят амбулаторный прием пациентов, обслуживают вызова на дому, участвуют в оформлении медицинской документации, изучают работу по экспертизе трудоспособности, участвуют в проведении диспансеризации населения, профосмотрах, санпросветработе. Кроме того, студенты 5 курса по одному дню работают в клинико – экспертной комиссии (КЭК), функциональной диагностики, инфекциониста (по скользящему графику).
Прохождение производственной практики и все возникающие вопросы контролируются руководителем практики от академии.
Цель производственной практики: развить у студентов навыки клинического мышления по диагностике в условиях поликлиники наиболее часто встречающихся терапевтических заболеваний, оценке особенностей их течения, амбулаторного лечения, первичной и вторичной профилактики, экспертизы трудоспособности; ознакомить студентов с основными принципами организации лечебно- профилактической помощи основной массе населения в условиях поликлиники; с современными диагностическими возможностями поликлинической службы.
Студент должен знать:
- Задачи и должностные обязанности участкового терапевта поликлиники. Организация работы.
- Медико-социальная экспертиза. Принципы решения частных вопросов.
- Критерии ранней диагностики заболевания.
- Дифференциальная диагностика.
- Формулировка диагноза в соответствии с МКБ-10 и другими современными клиническими классификациями.
- Показания для госпитализации.
- Лечение в амбулаторных условиях - неотложная помощь, купирование обострений, долговременная лечебная тактика.
- Экспертиза трудоспособности, критерии временной и стойкой нетрудоспособности, показания к направлению на КЭК и МСЭК.
- Первичная и вторичная профилактика.
- Диспансеризация, группы диспансерного учета, периодичность медицинских осмотров, объем необходимых исследований и оздоровительные мероприятия.
- Врач общей практики как первичное звено оказания медицинской помощи населению.
- Характеристика всех разновидностей гриппа и ОРВИ, дифференциальная диагностика, лечение. Ранняя диагностика, экспертиза трудоспособности, диспансеризация при ангинах.
- Современные классификации артериальной гипертензии, ранняя диагностика. Дифференциальная диагностика при артериальной гипертензии, симптоматические гипертензии, неотложная помощь при кризах, вопросы диспансеризации и экспертизы трудоспособности.
- Дифференциальный диагноз болей в животе, основные отличительные признаки функциональных и органических заболеваний органов брюшной полости.
- Дифференциальный диагноз болей в грудной клетке коронарогенного генеза, основные отличительные признаки стенокардии, возможности поликлиники в подтверждении ИБС, дифференциальный диагноз болей в грудной клетке некоронарогенного генеза, основные отличительные признаки остеохондроза, признаки заболеваний плевры, органов брюшной полости.
- Дифференциальный диагноз анемий различного генеза, особенности лабораторной верификации диагноза, лечение в амбулаторных условиях, диспансеризация и экспертиза трудоспособности.
- Характеристика особенностей течения заболеваний внутренних органов у подростков: клинические, лабораторно-инструментальные особенности.
- Характеристика особенностей течения заболеваний внутренних органов у пожилых пациентов: клинические, лабораторно-инструментальные особенности.
Студент должен уметь:
- Провести опрос пациента по принятой схеме;
- Провести осмотр больного по принятой схеме;
- Использовать синдромный подход в диагностике;
- Сформулировать диагноз с учетом современных классификаций;
- Выбрать тактику лечения больного;
- Оформить больничный лист;
- Оформить документы на МСЭК;
- Выписывать рецепты;
- Оформлять документы на санаторно- курортное лечение;
- Оформлять учетно-отчетную документацию участкового врача и врача общей практики;
- Определять показания для госпитализации;
- Определять критерии временной и стойкой нетрудоспособности;
- Определять характер реабилитационных мероприятий в амбулаторных условиях;
- Выбирать группы диспансерного наблюдения;
- Составлять план диспансерного наблюдения.
Санитарно- просветительская работа (примерные темы бесед и лекций):
1. «Этика и деонтология медицинского персонала в условиях поликлиники».
2. «Влияние алкоголя и никотина на организм».
3. «О вреде наркомании».
4. «Профилактика инфекционных заболеваний».
5. «Гепатит как медицинская и социальная проблема».
Формы контроля знаний:
1. Собеседование 1 раз в неделю.
2. Дифференцированный зачет по итогам практики:
а) Контроль выполнения практических навыков;
б) Теоретический опрос по вопросам программы.