О том, как христианин должен молиться Богу
В молитве главное, о чем нужно прежде всего позаботиться, – это живая, ясновидящая вера в Господа.
Представь Его живо пред собою и в Духе Святом, и будет тебе. Проси просто, ничтоже сумняся, – и тогда Бог твой будет все для тебя, во мгновение совершающий великие и чудные дела, подобно тому, как крестное знамение совершает великия силы.
Проси не для себя одного, но для всех верных, для всего тела Церкви, благ духовных и вещественных, не отделяя себя от прочих верующих, но находясь в духовном единении с ними, как член единого великого тела Церкви Христовой, и любящий всех, как чад своих во Христе, Отец Небесный исполнит тебя великим миром и дерзновением.
Молясь, крепко внимай словам молитвы, чувствуй их сердцем. Не отвлекай от них ума ни в какие помышления. Молясь во время богослужения, совершения таинств и молитвословий при разных случаях, твердо положись сердцем на самые слова церковных молитв, веруя, что ни одно слово не положено напрасно, каждое имеет силу свою.
На молитве будь как дитя лепечущее, сливаясь в один дух с духом произносимой молитвы. Считай себя за ничто, молитвы принимай как великий Дар Божий. От своего разума плотского совсем откажись и не внимай ему, ибо плотский разум кричит, сомневается, мечтает, хулит. Если во время или вне молитвы враг запнет душу твою какими-либо хулами и мерзостями, не унывай от них, но скажи с твердостию в сердце твоем: для очищения от этих и подобных им грехов и пришел на землю Господь наш Иисус Христос; в этих-то и подобных им немощах духа и пришел Многомилостивый помочь нам; и когда скажешь эти слова с верою, сердце твое тотчас успокоится, ибо Господь сердце твое очистит. Вообще ни от какого греха, как от мечты, не надо унывать, а уповать на Спасителя.
Молящийся, как голодный, должен алкать, крепко желать тех благ, в особенности духовных: прощения грехов, освящения, утверждения в добродетели, коих он просит в молитве. Иначе напрасно слова тратит… То же разумей о благодарении и славословии Господа; алкай благодарить и славить Господа непрестанно, ибо все от Него, все – дары Его благости и милосердия.
Молясь Богу, беседуешь с Ним лицом к лицу; беседуй же с Ним как с царем – глаз на глаз, с Матерью, Царицею Небесной, беседуй, как с живою, с ангелами и святыми также, как глаз на глаз, и отнюдь ничем посторонним сердце да не занимается в это время и ни к чему не прилепляется, ибо скажи: станешь ли ты, разговаривая с царем или с царицей, заниматься в это время чем-либо сторонним или маловажным, например, смотреть в окно на проезжающих или рассматривать вещи, находящиеся в покоях, и проч.? И не было ли бы это крайней обидой царского величия? Как же мы при беседе с Господом делаем подобное и гораздо хуже этого?
Молясь, мы непременно должны взять в свою власть сердце и обратить его к Господу. Надобно, чтобы оно не было холодно, лукаво, неверно, двоедушно. Иначе что пользы от нашей молитвы, от нашего говенья? Хорошо ль слышать от Господа гневный глас: «Приближаются Мне люди сии усты своими, и устами чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Меня?» Итак, не будем стоять в церкви с душевным расслаблением, но да горит каждый духом своим, работая Господу. И люди немного ценят те услуги, которые мы делаем с холодностию, по привычке; а Бог хочет именно нашего сердца: «Даждь Ми, сыне, твое сердце». Потому что сердце – главное в человеке, жизнь его; больше – сердце нашe есть самый человек. Потому, кто не молится и не служит Богу сердцем – тот все равно, что вовсе не молится, потому что тогда молится тело его, которое само по себе, без души – то же, что земля.
Помните, что предстоя на молитве, вы предстоите Богу, имеющему разум всех. Потому молитва нашa должна быть вся дух, вся разум.
О канонах и акафистах
Канон– (правило) – есть по правилу или по известному размеру сделанное соединение многих священных песней в один стройный состав. Нынешнюю форму канон приобрел в VIII в., благодаря преп. Иоанну Дамаскину, составителю нескольких канонов для воскресной церковной службы. Канон состоит обычно из девяти песней, из которых вторая, покаянная, как правило опускается, особенно если канон поется в праздник того святого, которому он посвящен. Каждая песнь канона состоит из ирмоса и нескольких тропарей.
Ирмос– (связываю, соединяю, нанизываю) – первый тропарь каждой песни канона. В греческой практике стихосложения связывал стройно в числе стоп и строк следующие за ним стихи, т. е. тропари. Главные мысли и выражения ирмосов берутся из песней ветхозаветных, прославляющих события, которые были прообразами событий Нового Завета.
Тропарь– (поворачиваю, обращаю) – краткая песнь, в которой прославляются дела Божии или Его святых. Общее название, свойственное всякому церковному песнопению. Все стихиры, седальны, ипакои, ирмосы – суть тропари. Название тропарей происходит от того, что они обращаются к ирмосу и подчиняются его ритму и тону. Если последний тропарь песни посвящен Пресвятой Богородице, он называется богородичен. Кроме того, канон включает в себя икосы и кондаки, о которых см. ниже.
Акафист – (неседален) – песнопение, во время чтения которого полагается стоять, а не сидеть. Акафист состоит из первого кондака, который поется, и двадцати четырех кондаков и икосов (по двенадцать, т. е. поровну), которые читаются. Количество песней (24) сообразно числу букв греческого алфавита, с которых, в алфавитном порядке, начинается каждая песнь в первом греческом акафисте Божией Матери, составленном в VII веке.
Икос– (дом) и кондак– (краткий) – песнопения, вмещающие в себе прославление святого или празднуемого события. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница в том, что кондак короче, а икос пространнее, кондак – тема, а икос – ее развитие. Название свое икосы получили от того, что пелись в тех домах, где проводил ночи в молитве преп. Роман Сладкопевец, первый составитель икосов. Икос всегда читается после кондака и никогда не читается один.