Глава 1 теоретические аспекты

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТЬТАТЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ(Приложение 7)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ (литературы);

ПРИЛОЖЕНИЕ(я)(если они имеются).

Введение

Введение – это вступительная часть ВКР.

Во введении указываются:

– актуальность и значимость темы, степень ее разработанности в литературе, в т. ч. определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме, сформулированной в теме ВКР;

– формулируются цель и задачи работы, соответствующие количеству глав работы;

– характеризуется структура работы;

Объем введения должен быть небольшим – 2-3 страницы. Введение к ВКР в обязательном порядке содержит следующие элементы:

Определение темы работы. Необходимо привести несколько (2-3) фраз из учебной литературы, характеризующих основные понятия темы.

Актуальность работы. Следует обозначить существующее положение, почему актуальна именно затронутая в теме проблема. Обоснование может начинаться с фразы: «Актуальность данной темы обусловлена тем, что ...».

Цель работы. Цель показывает направление раскрытия темы работы. Например: «Цель выпускной квалификационной работы – ...» или «Целью данной работы является изучение (описание, определение, установление, исследование, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение) ...

Целью исследования может быть (по Ю.К.Бабанскому):

– обоснование новых методов диагностики;

– обоснование симптоматических закономерностей;

– выявление комплекса необходимых исследований для решения лечебных задач;

– обоснование новых форм, методов и средств лечения;

Задачи ВКР

Задачи – это способы достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3-4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами работы.

Пример формулирования задач: «Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:

содержание деятельности исследователя «частный» предмет деятельности
изучить условия
исследовать факторы
проанализировать подходы
рассмотреть роль
обосновать значение
объяснить место
выявить средства
проанализировать литературу
разработать возможности
определить целесообразность
проверить на практике приемы
доказать технологии
показать причины
апробировать критерии
выработать и т.д. особенности и т.д.

Объект и предмет ВКР

Объект – это процесс или явление, избранные для изучения. Объектом исследования не может быть человек; это лечебный процесс, явление, факт. Например, сестринский процесс, деятельность медицинской сестры и др.

Предмет более узок и конкретен. Он находится в границах объекта и отражает какую-либо сторону (аспект, свойства, признаки, отношения) объекта, подлежащую изучению.

Предмет всегда находится «внутри» объекта и является его признаком. Предмет исследования формулируется подробно и конкретно, поэтому в его формулировке всегда больше слов, чем в формулировке объекта.

«Предмет исследования – те конкретные особенности, свойства, процессы внутри объекта, которые, собственно, и рассматривает» исследователь» (В.В.Гузеев). Предметом исследования могут быть содержание, формы и методы медицинского воздействия, этапы сестринского процесса, отношения между пациентом и медицинской сестрой и т.д.

Информационная база для написания ВКР (источники информации). Перечисляются источники, которые использовались для написания работы. Например: «При написании выпускной квалификационной работы использовалась литература по ... », «Для выполнения анализа в практической части были использованы материалы ... ».

Методы исследования. Метод – это способ достижения цели. Для решения любой научной проблемы используются не одни, а несколько методов. Результаты исследования тем достовернее, чем богаче арсенал используемых методов. Их выбор зависит от области науки, от темы, проблемы, гипотезы, цели и задачи исследования.

При выполнении учебно-исследовательской работы часто применяются методы наблюдения и методы, связанные с опросом (анкетирование, интервьюирование, беседа).

Гипотеза исследования. Делается предположение о существовании связи между явлениями, причине явлений, необходимых и достаточных условиях, структурных элементах, критериях, функциях, границах, особенностях функционирования и т.п. Важно, что этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

В гипотезе всегда содержится противоречие. Гипотеза – это возможный ответ на вопрос, который содержится в проблеме. Гипотезу обязательно нужно доказывать!

Гипотеза формулируется следующим образом:

ЧТО-ТО способствует развитию ЧЕГО-ТО, ЕСЛИ.

ЧТО-ТО обеспечит развитие ЧЕГО-ЛИБО, ПРИ УСЛОВИИ, что...

ЧТО-ТО является средством ЧЕГО-ТО, КОГДА ...

В опытно-практической и теоретической работах гипотезы может не быть.

Практическая значимость исследования. Должна быть определена и описана. Необходимо указать, кому будут полезны полученные результаты, разработанные материалы. Как и когда целесообразно их использовать в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях.

Структура работы. В данном элементе указывается из скольких глав состоит работа, дается и приводится краткое содержание глав.

Основная часть

Основная часть работы состоит, как правило, из двух логически связанных глав. Главы могут подразделяться на параграфы. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание глав и параграфов.

Глава 1 – теоретическая часть – содержит обзор литературы и анализ работ предыдущих исследователей по данной теме.

Если позволяет тема ВКР то дается характеристика нормативных документов, регламентирующих изучаемый вопрос.

На основе анализа литературы необходимо отразить и собственную точку зрения относительно данной проблемы. Можно описать тенденции развития и

совершенствования теории в течение определенного периода времени. Содержание теоретической главы должно строго соответствовать теме ВКР.

В главе 2 – практическая часть – приводятся результаты собственных исследований: характеристика объектов и методов исследования, полученные результаты и их анализ, статистическая обработка результатов исследования, иллюстративный материал.

Рекомендуемый объем основной части 25-30 страниц.

Заключение

В заключении нужно кратко обобщить материал, изложенный в основной части.

В первой части заключения необходимо отразить основные выводы, к которым пришел студент при изучении теоретических аспектов данной темы (на основании учебной и научной литературы). Данные выводы должны отражать актуальность данной темы и ее практическую значимость.

Во второй части заключения необходимо дать краткую формулировку результатов, к которым пришел студент при выполнении практической части (выводы по каждой поставленной во введении задаче).

Кроме того, заключение должно включать:

– выводы по тем или иным спорным вопросам, научным дискуссиям;

– оценки перспективам развития исследуемого явления;

– указание на практическую ценность работы (при наличии таковой);

Выводы и рекомендации заключения должны быть ответом на цель и задачи, поставленные во введении ВКР.

Объем заключения должен составлять 3-5 стр.

После заключения помещается список сокращений.

Список сокращений

Если принята особая система сокращения слов или наименований, то перечень принятых сокращений должен быть приведен в структурном элементе «СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ». Перечень включают в содержание документа. Список сокращений располагают в алфавитном порядке.

Примечание.

В тексте слова первоначально должны быть написаны полностью и только потом сокращены.

Например, ……детский церебральный паралич (ДЦП)… . Далее по тексту везде пишут и выносят в список сокращений – ДЦП.

Наши рекомендации