Глава 1 теоретические аспекты
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТЬТАТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ(Приложение 7)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ (литературы);
ПРИЛОЖЕНИЕ(я)(если они имеются).
Введение
Введение – это вступительная часть ВКР.
Во введении указываются:
– актуальность и значимость темы, степень ее разработанности в литературе, в т. ч. определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме, сформулированной в теме ВКР;
– формулируются цель и задачи работы, соответствующие количеству глав работы;
– характеризуется структура работы;
Объем введения должен быть небольшим – 2-3 страницы. Введение к ВКР в обязательном порядке содержит следующие элементы:
Определение темы работы. Необходимо привести несколько (2-3) фраз из учебной литературы, характеризующих основные понятия темы.
Актуальность работы. Следует обозначить существующее положение, почему актуальна именно затронутая в теме проблема. Обоснование может начинаться с фразы: «Актуальность данной темы обусловлена тем, что ...».
Цель работы. Цель показывает направление раскрытия темы работы. Например: «Цель выпускной квалификационной работы – ...» или «Целью данной работы является изучение (описание, определение, установление, исследование, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение) ...
Целью исследования может быть (по Ю.К.Бабанскому):
– обоснование новых методов диагностики;
– обоснование симптоматических закономерностей;
– выявление комплекса необходимых исследований для решения лечебных задач;
– обоснование новых форм, методов и средств лечения;
Задачи ВКР
Задачи – это способы достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3-4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами работы.
Пример формулирования задач: «Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:
содержание деятельности исследователя | «частный» предмет деятельности |
изучить | условия |
исследовать | факторы |
проанализировать | подходы |
рассмотреть | роль |
обосновать | значение |
объяснить | место |
выявить | средства |
проанализировать | литературу |
разработать | возможности |
определить | целесообразность |
проверить на практике | приемы |
доказать | технологии |
показать | причины |
апробировать | критерии |
выработать и т.д. | особенности и т.д. |
Объект и предмет ВКР
Объект – это процесс или явление, избранные для изучения. Объектом исследования не может быть человек; это лечебный процесс, явление, факт. Например, сестринский процесс, деятельность медицинской сестры и др.
Предмет более узок и конкретен. Он находится в границах объекта и отражает какую-либо сторону (аспект, свойства, признаки, отношения) объекта, подлежащую изучению.
Предмет всегда находится «внутри» объекта и является его признаком. Предмет исследования формулируется подробно и конкретно, поэтому в его формулировке всегда больше слов, чем в формулировке объекта.
«Предмет исследования – те конкретные особенности, свойства, процессы внутри объекта, которые, собственно, и рассматривает» исследователь» (В.В.Гузеев). Предметом исследования могут быть содержание, формы и методы медицинского воздействия, этапы сестринского процесса, отношения между пациентом и медицинской сестрой и т.д.
Информационная база для написания ВКР (источники информации). Перечисляются источники, которые использовались для написания работы. Например: «При написании выпускной квалификационной работы использовалась литература по ... », «Для выполнения анализа в практической части были использованы материалы ... ».
Методы исследования. Метод – это способ достижения цели. Для решения любой научной проблемы используются не одни, а несколько методов. Результаты исследования тем достовернее, чем богаче арсенал используемых методов. Их выбор зависит от области науки, от темы, проблемы, гипотезы, цели и задачи исследования.
При выполнении учебно-исследовательской работы часто применяются методы наблюдения и методы, связанные с опросом (анкетирование, интервьюирование, беседа).
Гипотеза исследования. Делается предположение о существовании связи между явлениями, причине явлений, необходимых и достаточных условиях, структурных элементах, критериях, функциях, границах, особенностях функционирования и т.п. Важно, что этот вывод нельзя считать вполне доказанным.
В гипотезе всегда содержится противоречие. Гипотеза – это возможный ответ на вопрос, который содержится в проблеме. Гипотезу обязательно нужно доказывать!
Гипотеза формулируется следующим образом:
ЧТО-ТО способствует развитию ЧЕГО-ТО, ЕСЛИ.
ЧТО-ТО обеспечит развитие ЧЕГО-ЛИБО, ПРИ УСЛОВИИ, что...
ЧТО-ТО является средством ЧЕГО-ТО, КОГДА ...
В опытно-практической и теоретической работах гипотезы может не быть.
Практическая значимость исследования. Должна быть определена и описана. Необходимо указать, кому будут полезны полученные результаты, разработанные материалы. Как и когда целесообразно их использовать в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях.
Структура работы. В данном элементе указывается из скольких глав состоит работа, дается и приводится краткое содержание глав.
Основная часть
Основная часть работы состоит, как правило, из двух логически связанных глав. Главы могут подразделяться на параграфы. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание глав и параграфов.
Глава 1 – теоретическая часть – содержит обзор литературы и анализ работ предыдущих исследователей по данной теме.
Если позволяет тема ВКР то дается характеристика нормативных документов, регламентирующих изучаемый вопрос.
На основе анализа литературы необходимо отразить и собственную точку зрения относительно данной проблемы. Можно описать тенденции развития и
совершенствования теории в течение определенного периода времени. Содержание теоретической главы должно строго соответствовать теме ВКР.
В главе 2 – практическая часть – приводятся результаты собственных исследований: характеристика объектов и методов исследования, полученные результаты и их анализ, статистическая обработка результатов исследования, иллюстративный материал.
Рекомендуемый объем основной части 25-30 страниц.
Заключение
В заключении нужно кратко обобщить материал, изложенный в основной части.
В первой части заключения необходимо отразить основные выводы, к которым пришел студент при изучении теоретических аспектов данной темы (на основании учебной и научной литературы). Данные выводы должны отражать актуальность данной темы и ее практическую значимость.
Во второй части заключения необходимо дать краткую формулировку результатов, к которым пришел студент при выполнении практической части (выводы по каждой поставленной во введении задаче).
Кроме того, заключение должно включать:
– выводы по тем или иным спорным вопросам, научным дискуссиям;
– оценки перспективам развития исследуемого явления;
– указание на практическую ценность работы (при наличии таковой);
Выводы и рекомендации заключения должны быть ответом на цель и задачи, поставленные во введении ВКР.
Объем заключения должен составлять 3-5 стр.
После заключения помещается список сокращений.
Список сокращений
Если принята особая система сокращения слов или наименований, то перечень принятых сокращений должен быть приведен в структурном элементе «СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ». Перечень включают в содержание документа. Список сокращений располагают в алфавитном порядке.
Примечание.
В тексте слова первоначально должны быть написаны полностью и только потом сокращены.
Например, ……детский церебральный паралич (ДЦП)… . Далее по тексту везде пишут и выносят в список сокращений – ДЦП.