Основное содержание занятия. «Чужие рассказы».Ведущий рассказывает о детях, которые на занятиях психологией писали маленькие сочинения на тему «Какой я и чем
«Чужие рассказы».Ведущий рассказывает о детях, которые на занятиях психологией писали маленькие сочинения на тему «Какой я и чем отличаюсь от остальных?». Ведущий читает детям эти сочинения, предлагая определить, кто из авторов этих сочинений лучше всего разбирается в себе. Очень важно, чтобы участники пытались доказать свою точку зрения.
«Я нехороший. Я не могу быть хорошим, потому что не умею решать задачи».
«Я мальчик плохой, потому что надоел учительнице и ребятам. Я хоть и большой, но ума у меня нет. Я стараюсь исправиться, но мне не удается. Я хочу быть хорошим мальчиком».
«Я добрый, трудолюбивый, правдивый».
«Я не знаю, какая я по характеру. Но когда меня обзывают, я тоже могу обозвать. Я характером в папу».
«Я отличаюсь быстро меняющимся настроением. Иногда бываю грустной, иногда веселой».
«У меня нет силы воли. Мне не нравится моя разболтанность».
«У меня не очень хороший характер. Когда что-то бывает не так, я надуваюсь, как мышь на крупу».
«У меня с дружбой плоховато. Мне не нравится в себе то, что я не научилась хорошо понимать товарищей».
«Маленький принц».Ведущий беседует с детьми о сказке про Маленького принца, который имел свою собственную планету, и предлагает представить, какой может быть собственная планета у каждого из них, а затем эту планету нарисовать. При обсуждении обращается внимание на то, кто населяет эту планету, легко ли до нее добраться, по каким законам на ней живут.
Комментарии для Ведущего
Рисунки на тему «Моя планета», как правило, достаточно диагностичны. Следует обратить внимание на наличие агрессивных элементов в изображении поверхности планеты (шипы, иголки), что свидетельствует о «закрытости» ребенка, о проблемах в общении («Каждый, кто доберется до этой планеты, сразу погибнет»). В нашей практике один ребенок с серьезными поведенческими проблемами нарисовал две планеты: Планету Зла и Планету Добра, отобразив таким образом внутренние противоречивые тенденции. Девочки обычно рисуют Планету Любви, Планету Розовой Мечты и т.п.
Занятие 7. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира
Разминка
«Подушечный бой».Повторите игру с диванными подушками {см. занятие 6), выбирая тех детей, кому еще не приходилось вступать в подушечный бой. Все остальные играют роль болельщиков.
«Рассмотри и придумай».Предъявите ребятам картинку с неопределенным изображением (например, репродукцию абстрактной живописи). Нужно придумать по ней рассказ.
«Не выходя из комнаты».Еще раз постарайтесь обратить пристальное внимание на привычную окружающую обстановку, находя в ней такие детали, которым можно обрадоваться. А на что можно рассердиться?
Основное содержание занятия
«Маленькая страна».Это упражнение придумано ученицей третьего класса УВК № 1187 Ирой Харьковой.
Детям предлагается нарисовать страну, в которой можно жить счастливо, в которой есть все, что нужно конкретному ребенку. Дети закрывают глаза, ведущий дает условный сигнал — например, звонит в колокольчик, символизируя переход в сказочную страну. Открыв глаза, дети начинают рисовать. По окончании работы ведущий обращает общее внимание на несхожесть рисунков, на их содержание, в котором отразился внутренний мир авторов. Делаются выводы об уникальности внутреннего мира каждого и о необходимости бережного к нему отношения.
Важно, чтобы и каждый из детей сумел рассказать о своей маленькой стране одноклассникам, постарался вызвать у окружающих интерес к своему рисунку. Хорошо, если дети зададут друг другу как можно больше вопросов по рисункам.
Занятие 8. Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
Разминка
«Бой полотенцами».Для выполнения упражнения необходимы два небольших махровых полотенца. Каждое скручивается в трубку Двое участников становятся на одну ногу в середине расстеленного на полу газетного листа и стараются скрученными полотенцами либо столкнуть друг друга с газетного листа, либо заставить коснуться пола второй ногой.
«Рассмотри и придумай».Повторите упражнение (см. занятие 7), приготовив для него картинки с неопределенными изображениями. Пусть каждый ребенок домыслит картину и придумает по ней рассказ.