Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.
Бланк методики
Инструкция: Выразите, пожалуйста, свое отношение к следующим суждениям. Прежде чем отвечать, внимательно прочтите вопрос и все варианты ответа на него. Затем выберите тот вариант ответа, который отражает ваше личное мнение.
Вам нужно поставить любой значок напротив варианта ответа, который Вы выбрали. В вопросах №№ 1, 18, 21, 31, 36, 40 нужно обвести цифру, соответствующую выбранному Вами варианту ответа. Просим Вас не пропускать ни одного вопроса.
№ | Утверждение | Совершенно не согласен | Пожалуй, не согласен | Трудно сказать, согласен или нет | Пожалуй, согласен | Полностью согласен | |
| Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей: (выберите что-то одно) меня это не волнует – 1 верно нечто среднее – 2 они вызывают у меня неприязнь и отвращение – 3 | ||||||
| Хорошая работа — это такая работа, где всегда ясно, что и как делать | ||||||
| Есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться | ||||||
| Это замечательно, что молодежь может сегодня свободно протестовать против того, что ей не нравится, и поступать по-своему | ||||||
| Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры | ||||||
| Личная свобода в поведении важнее хороших манер | ||||||
| Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова | ||||||
| Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности | ||||||
| Мне не нравятся девушки, которые пренебрегают принятыми в обществе правилами морали | ||||||
| Люди, которые живут в соответствии с установленным порядком, лишают себя в жизни многих радостей | ||||||
| Истинной может быть только одна религия | ||||||
| Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему | ||||||
| Когда учитель не может четко определить, что он хочет сказать, это раздражает | ||||||
| То, что Россия — многонациональная страна, обогащает ее культуру | ||||||
| ( На этот вопрос просим ответить только юношей) Для своей девушки я предпочел бы выраженную женственность | ||||||
| ( На этот вопрос просим ответить только девушек) Для своего парня я предпочла бы выраженную мужественность | ||||||
| Чем скорее мы избавимся от традиционной семейной структуры, где командуют отец или мать, а дети обязаны беспрекословно подчиняться, тем лучше | ||||||
| Человек с иной точкой зрения обычно вызывает у меня: (выберите что-нибудь одно) интерес и стремление понять его суждения – 1 желание переубедить его – 2раздражение – 3 | ||||||
| Судя по тому, что происходит в стране, нам нужно использовать "сильные средства", чтобы избавиться от преступников и взяточников | ||||||
| Мне нравятся люди, которые во всем сомневаются | ||||||
| Как, по-вашему, мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности, или национальности не стоит придавать значение? лучше выбирать среди людей своей национальности – 1 национальности не стоит придавать значение – 2 затрудняюсь ответить – 3 | ||||||
| Всегда легче довериться авторитетным людям (специалистам, уважаемым гражданам или религиозным лидерам), чем слушать всяких болтунов, которые вызывают разброд в умах людей | ||||||
| Нашей стране необходимо больше терпимых людей — таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки | ||||||
| Я установил(а) для себя четкие жизненные правила и считаю, что другие должны сделать то же самое | ||||||
| Мне хотелось бы пожить в чужой стране | ||||||
| Человек другой культуры обычно пугает или настораживает окружающих | ||||||
| Нет ничего страшного в сексуальных отношениях до брака | ||||||
| Уважение к старшим — одна из важнейших ценностей, которым надо учить детей | ||||||
| Сильная личность не показывает своих чувств | ||||||
| Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение | ||||||
| Меня очень раздражает вид неубранной комнаты да – 1 верно нечто среднее – 2 нет – 3 | ||||||
| Я никогда не сужу людей, пока не буду уверен в фактах | ||||||
| Люди с другим цветом кожи (другой расы) могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать | ||||||
| Нет ничего аморального или патологического в сексуальных отношениях между людьми одного и того же пола | ||||||
| То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, — благо для России | ||||||
| Принимая решения, я считаю для себя обязательным считаться с общепризнанными нормами поведения ("что такое хорошо и что такое плохо") да – 1 когда как – 2 нет – 3 | ||||||
| Некоторые люди слишком сложны, чтобы их можно было понять | ||||||
| Нет такого межнационального конфликта, который нельзя было бы разрешить путем переговоров и взаимных уступок | ||||||
| Было бы лучше для всех, если бы власти ввели цензуру на телевидении, чтобы уберечь общественную нравственность | ||||||
| Если бы я увидел(а), что знакомые дети дерутся (выберите что-то одно): я предоставил бы им самим выяснять свои отношения – 1 не знаю, что предпринял бы – 2 постарался бы разобраться в их ссоре – 3 | ||||||
| Я люблю общаться с людьми, у которых все четко и определенно | ||||||
| Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие | ||||||
| Не вижу ничего предосудительного в том, что девушки посещают пивные бары | ||||||
| Многие проблемы будут решены, если мы избавимся от психически больных людей | ||||||
| Сражаться со сложной задачей часто более увлекательно, чем решать простую | ||||||
| Многие наши правила в отношении скромности и сексуального поведения — просто условности, и не стоит слишком серьезно к ним относиться | ||||||
| Часто человек не виноват в своих проступках, поскольку его действия определялись внешними обстоятельствами | ||||||
| Идти на уступки — это значит проявлять слабость | ||||||
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на предложенные суждения относительно поведенческих проявлений вашего коллеги. При ответе важна первая реакция. Помните, что нет плохих или хороших ответов. Отвечать надо, долго не раздумывая. Поставьте свой ответ в соответствующей колонке:
№ | верно | верно в некоторой степени | совсем не верно | |
1.т | Ваш коллега в условиях профессиональной деятельности направлен на дело | |||
2.к | Имеет адекватную самооценку | |||
3.э | Умеет почувствовать настроение другого | |||
4.к | Внимательно относится к проблемам других коллег | |||
5.к | Прислушивается к мнению других | |||
6.к | Выдерживает корректный тон в споре, тактичен | |||
7.к | Считает, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции | |||
8.т | Не раздражается при виде суетливых и непоседливых или медлительных людей | |||
9.т | Спокойно относится к шумным детским играм | |||
10.т | Спокоен, даже если дважды обращаешься к нему по одному и тому же вопросу. | |||
11.т | Легко идет на уступки коллегам | |||
12.э | Детям нравится, когда ваш коллега предлагает им свою идею, дело и охотно приступают к совместной деятельности | |||
13.э | Ваш коллега не пройдет мимо расстроенного ученика | |||
14.э | Ваш коллега считает, что человеку станет легче, если внимательно отнестись к его проблеме. | |||
15.э | Считает, что родители должны относиться к своим детям справедливо |
Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.
1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.
2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.
3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.
4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.
5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.
6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.
7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.
8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем- то угнетены.
9. Моя интуиция — более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.
10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности — бестактно.
11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.
12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.
13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.
14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.
16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.
17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.
18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.
19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.
20. Чужой смех обычно заражает меня.
21. Часто, действуя наугад, я, тем не менее, нахожу правильный подход к человеку.
22. Плакать от счастья глупо.
23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.
24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.
25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних Людей.
26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, “разложив по полочкам”.
28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.
29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.
30. У меня творческая натура — поэтическая, художественная, артистичная.
31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.
32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.
34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.
35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.
36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей
Инструкция: Прочитайте нижеприведенные утверждения и, ориентируясь на то. как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласия (“+”) или несогласие (“—”) с каждым из них:
1. Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствуя себя среди других людей одиноко.
2. Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.
3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться, и открыто проявляют свои чувства.
4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
5. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.
8. Иногда песни о любви вызывают у меня сильные чувства.
9. Я очень волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие.
10. На мое настроение сильно влияют окружающие люди.
11. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.
12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
13. Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
15. По-моему, одинокие люди чаще бывают недоброжелательными.
16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.
17. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой).
18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п. ), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
20. Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются.
21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
22. Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.
23. Чужой смех меня не заражает.
24. Когда я принимаю решение, отношение к нему других людей, как правило, роли не играет.
25. Я теряю душевное спокойствие, если люди чем-то угнетены.
26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
28. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение.
31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.
33. Маленькие дети плачут без причины.