Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В.Бойко

Опросник состоит из 36 вопросов. На которые испытуемый дает ответы типа "Да" и "Нет".

Обработка результатов. Подсчитывается число совпадений ответов по ключу по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка.

1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, -13, + 19, + 25, -31

2. Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, + 32

3. Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, + 21, +27, -33.

4. Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34

5. Проникающая способность к эмпатии: +5, —1, -17, -23, -29, -35

6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.

Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.

Эмоциональный канал эмпатии фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми.

Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии.

Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация - важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя - уровня эмпатии. Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов. По предварительным данным, считают: 30 баллов и выше - очень высокий уровень эмпатии; 29-22 - средний уровень, 21-15 - заниженный, менее 14 баллов - очень низкий.

Результаты испытуемой:

1. Рациональный канал эмпатии Итого 15- низкий уровень эмпатии
2. Эмоциональный канал эмпатии
3. Интуитивный канал эмпатии
4. Установки, способствующие эмпатии
5. Проникающая способность к эмпатии
6. Идентификация в эмпатии

Заключение

Испытуемая на проведение исследования согласилась охотно. Инструкции к выполнению усваивала правильно, дополнительный разъяснений практически не требовала. Проявляла интерес к процессу исследования и его результатам. Общий фон настроения позитивный. Тип работы ровный. Положительно реагировала на поощрении со стороны экспериментатора, начиная работать с большим усердием.

Процессы обобщения и абстрагирования достаточны и соответствуют возрастной норме, проявляется некоторая стереотипность мышления связанная с образом жизни испытуемой, Память в пределах нормы. Опосредованное запоминание доступно, и хорошо способствует запоминанию материала. Среди личностных характеристик отмечается общительность, жизненная активность, однако на ряду с этим низкая способность к сопереживанию.

Таким образом на фоне достаточной мотивации к исследованию отмечается соответствующий возрастной норме уровень интеллектуального развития.


Наши рекомендации