Требования к сбору медицинских отходов

Сбор отходов в местах их образования осуществляется в течение рабочей смены.

При использовании одноразовых контейнеров для острого инструментария допускается их заполнение в течение 3-х суток.

Технология безопасного сбора отходов определяется соблюдением персоналом требований к порядку сбора и накопления отходов внутри подразделения, согласно разделов IV и VI СанПиН 2.1.7.2390-10:

· крепление одноразовых пакетов на специальных стойках-тележках или контейнерах;

· заполнение пакетов, контейнеров не более ¾ и (или) не более 10 кг в течение рабочей смены, одноразовые контейнеры для острого инструментария могут заполняться в течение 3-х суток;

· удаление воздуха и герметизация пакетов с использованием бирок-стяжек или других приспособлений, исключающих высыпание отходов, твердые (непрокалываемые) емкости закрываются крышками;

· снабжение пакетов после их герметизации специальной биркой с указанием подразделения, наименование организации, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица;

· перемещение отходов от мест образования к местам временного хранения и/или обеззараживания, выгрузки и загрузки многоразовых контейнеров с использованием средств малой механизации (тележки, лифты, подъемники, автокары и так далее);

· выполнение персоналом требований личной безопасности при сборе медицинских отходов класса Б, сформулированных п.4.33 СанПиН 2.1.7.2790-10.

В общие емкости согласно п. 4.11СанПиН 2.1.7.2790-10 допускается собирать медицинские отходы классов Б и В, в случае применения аппаратных (физических) методов обеззараживания в организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность. Использование химического метода обеззараживания способом погружения в емкость с дезинфицирующим раствором требованием не предусмотрено и соответственно применяться не может.

Важно! Порядок обеззараживания вскрытых ампул и флаконов из-под вакцин и анатоксинов определен п. 4.2.3. МУ от 05.10.2003г № 3.3.2.1761-03 "Порядок уничтожения непригодных к использованию вакцин и анатоксинов"- вскрытые ампулы и флаконы в процессе работы сбрасывают в специальные маркированные емкости с дезинфицирующим раствором, в котором ампулы сразу измельчают (корнцангом и пр.).

Нормативная база.

Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Постановление Правительства РФ от 04.07.2012 № 681 «Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания»

Федеральные законы от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 17.07.2003 № 442 «О трансграничном перемещении отходов»;

письма Ростехнадзора от 02.02.2010 № 00-07-12/308 «О паспортизации опасных отходов» и Минприроды России от 11.07.1995 № 01-11/29-2002 «О Временных методических рекомендациях по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации».

Руководству медицинской организации рекомендуется также обратить внимание на следующие документы:

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»,

СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации»,

СП 1.1.1058-01, СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции»,

СП 3.1.958-00 «Профилактика вирусных гепатитов...»,

Методические указания МУ 3.3.2.1761-03 «Порядок уничтожения непригодных к использованию вакцин и анатоксинов»,

Методические рекомендации МР 02.007-06 «Использование электромагнитного излучения сверхвысокой частоты для обеззараживания инфицированных медицинских отходов»,

Методические рекомендации от 11.11.2005 № 0100/9856-05-34 «Порядок использования, сбора, хранения, транспортирования, уничтожения, утилизации (переработки) самоблокирующихся (саморазрушающихся) СР-шприцев и игл инъекционных одноразового применения».

Проверки. В случаях, когда лечебное учреждение нарушает требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), прокуратура по заявлению граждан (пациентов, их родственников, журналистов и т. д.) либо по собственной инициативе может провести комплексную проверку деятельности медицинской организации совместно с Минздравом России, территориальным управлением Минприроды России.

В ходе таких инспекций обязательно проверяется наличие:

1) приказа главного врача по медицинской организации о назначении ответственного лица по контролю над медицинскими отходами (например, заместитель главного врача, главная медсестра, эпидемиолог);

2) свидетельства о прохождении обучения по программе «Организация обращения с отходами ЛПУ в системе профилактики внутрибольничных инфекций» у лица, ответственного за работу с медицинскими отходами;

3) приказа главного врача о назначении лиц, ответственных за работу с медицинскими отходами, в каждом структурном подразделении медицинской организации;

4) плана деятельности медицинской организации по сбору и удалению отходов. План деятельности по сбору и удалению отходов должен включать: качественный и количественный анализ образующихся отходов и вычисление величины накопления отходов по классам; расчет количества необходимой упаковки в местах первичного сбора для каждого класса отходов; детальное описание системы сбора и удаления отходов с учетом требований, предъявляемых к раздельному сбору и удалению отходов различных классов, а также обязательности термического обезвреживания отходов классов «Б» и «В»; подробную разработку, согласование и утверждение руководителем медицинской организации инструкций по обращению с медицинскими отходами.

В смету расходов медицинской организации следует включать мероприятия по сбору, хранению и удалению отходов. Смета также будет проверена в ходе комплексной ревизии. Учитывается наличие плана занятий с персоналом по организации сбора, хранения, дезинфекции и удаления медицинских отходов, а также проводятся ли такие занятия по факту.

Сбор отходов производится в специальные межкорпусные контейнеры. Контейнеры для сбора медицинских отходов классов «А», «Б» и «Г» должны располагаться на открытой площадке или в изолированном помещении медицинского корпуса.

Контейнеры для сбора отходов класса «В» хранятся отдельно и могут находиться только в изолированном помещении медицинского корпуса. К таким помещениям предъявляются специальные требования, соблюдение которых будет проверяться.

Отходы класса «Б» и «В» дезинфицируются в местах их сбора. Проверяется также наличие системы ежедневного контроля над сбором отходов в подразделениях, установок для термического обеззараживания отходов, договоров со специализированными предприятиями по вывозу отходов класса «А», «Г» и по термическому обезвреживанию отходов класса «Б» и «В».

Кроме того, должны быть заключены договоры с организациями, осуществляющими вывоз и утилизацию ртутьсодержащих материалов, люминесцентных ламп, и с организацией, осуществляющей вывоз радиоактивных отходов класса «Д».

По результатам проверки прокуратура может предъявить медицинской организации требование разработать проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения (НООЛР), а также разработать и согласовать паспорта опасных отходов.

Проект НООРЛ – основной экологический документ, позволяющий субъекту заниматься хозяйственной деятельностью, сопровождающейся производством отходов, способных нанести вред окружающей среде. Он содержит общие сведения о медицинской организации, ее деятельности, сведения об образующихся отходах, расчет нормативов отходов на год, методику движения отходов, сведения об обращении с отходами, другие возможные характеристики опасных отходов. Существуют организации, которые берут все хлопоты по оформлению паспортов на себя, но не все медицинские организации пользуются их услугами, некоторые ввиду явного отсутствия денег или возможности оформляют все сами.

Наши рекомендации