Задачи и состав сил и средств РСЧС
Классификация чрезвычайных ситуаций
Все ЧС классифицируются по характерным признакам:
1. По природе возникновения:
o природные;
o техногеные;
o экологические;
o биологические;
o антропогенные;
o социальные;
o комбинированные.
2. По масштабам распространения последствий:
o локальные;
o муниципальные;
o межмуниципальные;
o региональные;
o межрегиональные;
o федеральные;
o трансграничные;
o глобальные.
3. По причине возникновения:
o преднамеренные;
o непреднамеренные (стихийные бедствия).
4. По скорости развития:
o взрывные;
o внезапные;
o скоротечные;
o плавные.
5. По возможности предотвращения:
o неизбежные;
o предотвращаемые.
6. По ведомственной принадлежности:
o в промышленности;
o в строительстве;
o на транспорте;
o в жилищно-коммунальной сфере;
o в сельском хозяйстве;
o в лесном хозяйстве и т.д.
К природным относя ЧС, связанные с проявлением стихийных явлений природы. Таковы землетрясения, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и т.д.
Техногенными называют ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами. Это пожары, взрывы, аварии на химических объектах, выбросы радиоактивных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения.
Экологическими ЧС считаются значительные нарушения природной среды. К ним относятся разрушение озонового слоя, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и т.д. Пространственный размах экологических ЧС определяется зоной чрезвычайной экологической ситуации.
Задачи и состав сил и средств РСЧС
Цель создания системы - объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и. районов, а также организаций, учреждений ипредприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами РСЧС являются:
1. организация оповещения и информирование населения;
2. проведение мероприятий по защите населения и территорий;
3. ликвидация чрезвычайных ситуаций;
4. оказание гуманитарной помощи;
5. подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;
6. пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.
Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС.
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
1. федеральный, охватывающий всю территорию Российской Федерации;
2. региональный, охватывающий территорию нескольких субъектов Российской Федерации;
3. территориальный, охватывающий территорию субъекта Российской Федерации;
4. местный, охватывающий территорию района (города, населенного пункта);
5. объектовый, охватывающий территорию объекта.
Силы и средства РСЧС подразделяются:
- на силы и средства наблюдения и контроля;
- силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают:
- подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
- контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);
- службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
- ветеринарную службу;
- сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
- лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
- службу предупреждения о стихийных бедствиях.
В состав сил и средств ликвидации ЧС входят:
1. учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;
2. формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;
3. военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;
4. территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России;
5. военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
6. соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
7. соединения (части) радиационной, химической и биологической зашиты и инженерных войск Минобороны России;
8. аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций Минатома России;
9. территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
10. отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами ликвидировать ее невозможно, то указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС, которая и осуществляет координацию и руководство ликвидацией данной ЧС. При недостаточности имеющихся сил и средств могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти, в том числе и воинские формирования. Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой органов МЧС России (АИУС РСЧС).
№3 Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
· локальной — силами и средствами организации;
· муниципальной — силами и средствами органов местного самоуправления;
· межмуниципальной и региональной — силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
· межрегиональной и федеральной — силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Предупреждение ЧС обеспечивается заблаговременным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекса организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Данный комплекс включает:
- организацию мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;
- прогнозирование ЧС;
- оценку риска возникновения ЧС;
- организацию государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС;
- организацию и проведение государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
- участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности и декларировании безопасности промышленных объектов;
- планирование и осуществление комплекса превентивных мероприятий, направленных на предупреждение ЧС;
- создание и совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от ЧС;
- экономическое регулирование деятельности по снижению риска возникновения ЧС;
- создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС.
При возникновении ЧС в зависимости от их характера и масштабов защита населения может осуществляться по следующим основным направлениям (в комплексе или отдельно):
- локализация ЧС в целях снижения воздействия поражающих факторов ее источника;
- ограничение (запрет) доступа в зону ЧС;
- рассредоточение и (или) эвакуация из зоны ЧС;
- укрытие в защитных сооружениях;
- обеспечение средствами индивидуальной защиты;
- медицинское (в том числе медицинские мероприятия по защите) и другие виды первоочередного жизнеобеспечения.
4. Краткая история развития Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).
· 1971 г. – Генеральной ассамблеей ООН организован Исполнительный комитет ВОЗ по оказанию помощи при стихийных бедствиях (ЮНДРО);
· В 1975 г. в Женеве организовано Международное общество медицины катастроф (МОМК), в которое были приняты около 30 государств;
В регионах земного шара организованы Сотрудничающие центры ВОЗ по проблемам медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций для выполнения функций, связанных с программой ВОЗ. Среди более чем 120 Сотрудничающих центров ВОЗ - 9 специализируются по вопросам готовности к чрезвычайным ситуациям и оказанию помощи при ликвидации их последствий:
· в Италии - Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к чрезвычайным ситуациям, организации управления при чрезвычайных ситуациях и лечению пострадавших (1987);
· в США - Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к катастрофам и гуманитарной деятельности (1988);
· в Колумбии - Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к чрезвычайным ситуациям и проблемам ликвидации последствий катастроф (1990);
· в Сан-Марино - Сотрудничающий центр ВОЗ по медицине катастроф (1991);
· в Бразилии - Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к катастрофам (1992);
· во Франции - Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к чрезвычайным ситуациям (1992);
· в Индии - Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к катастрофам (1993);
· в Швейцарии - Сотрудничающий центр ВОЗ по проблемам здравоохранения беженцев, покинувших места проживания в результате катастроф (1996);
· в Российской Федерации - Сотрудничающий центр ВОЗ по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям на базе ВЦМК «Защита» (1996).
Россия
В нашей стране в октябре 1932 г. для защиты населения на случай войны была создана местная противовоздушная оборона (МПВО), в составе которой одной из ведущих являлась медико-санитарная служба.
В июле 1961 г. МПВО была реорганизована в гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарная служба - в медицинскую службу гражданской обороны (МСГО). Существующая МСГО как специальная организация в системе здравоохранения была ориентирована в основном на работу в условиях военного времени.
· 7 апреля 1990 Начало создания службы медицины катастроф (экстренной медицинской помощи) в СССР;
· 17 мая 1990 определены организационные принципы создания службы экстренной медицинской помощи, подведена материальная и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе в ЧС;
· В феврале 1991 г. Минздравом СССР утверждено «Положение о службе экстренной медицинской помощи населению страны в чрезвычайных ситуациях». В нем были определены:
− организационная структура на различных уровня;
− организационные основы медико-санитарного обеспечения в ЧС;
− общие положения планирования и управления службой и т. п.
· 3 мая 1994 – регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства МПС, МВД России, других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.