Междисциплинарная интеграция.

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ортопедической стоматологии

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия для студентов

Учебная дисциплина«Ортопедическая стоматология»

МОДУЛЬ №1«Пропедевтика ортопедической стоматологии»

Смысловой модуль №2 «Клиническое материаловедение».

Занятие №13 “ Классификация оттисков и оттискных материалов, Требования к оттискам. Требования к оттискным материалам”.

Курс2 ФакультетСтоматологический

Специальность – Стоматологія 7.12010005

Утверждено на

методическом совещании кафедры

“30“ августа 2013 г.

Протокол №1.

Зав. кафедрой _________Чулак Л.Д.

/подпись/

Одесса – 2013 г.

МОДУЛЬ №1«Пропедевтика ортопедической стоматологии»

Смысловой модуль №2 «Клиническое материаловедение».

Занятие №13. «Классификация оттисков и оттискных материалов, Требования к оттискам. Требования к оттискным материалам».

1. Актуальность темы.Для изготовления любой конструкции протеза необходимо получить отпечаток тканей протезного ложа. Это достигается снятием оттисков. Оттиском называется негативное (обратное) изображение твердых и мягких тканей протезного ложа путем использования специального материала. Его получают для отливки моделей, по которым в дальнейшем изготавливается та или иная конструкция протеза. Модели подразделяются на диагностические, которые тщательно изучаются с целью уточнения диагноза и определения конструктивных особенностей будущего протеза, и рабочие, служащие основой для технического изготовления протеза. Бывают еще вспомогательные модели. Это модели, полученные по оттиску, снятому с противоположной челюсти. Она служит для определения окклюзионных взаимоотношений зубных рядов.

Хороший оттиск — одна из гарантий успешного ортопедического лечения. Поэтому врачи с самого начала своей деятельности должны овладеть приемами снятия оттисков с использованием различных оттискных материалов.

В зависимости от того, снимают оттиск с учетом функциональной подвижности тканей, покрывающих протезное ложе или без учета подвижности, оттиски подразделяются на функциональные и анатомические. Функциональный оттиск снимают с беззубой челюсти и реже с челюсти, сохранившей зубы. Использование функционального оттиска при протезировании больных с беззубыми челюстями позволяет определить оптимальное отношение края протеза с тканями, прилегающими к нему, тем самым, обеспечивая лучшую фиксацию протеза, более рационально распределить жевательное давление между различными областями протезного ложа и получить компрессию слизистой оболочки протезного ложа.

Функциональные оттиски получают путем использования функциональных проб, позволяющих оформить края оттиска относительно положения подвижных тканей полости рта, находящихся на границе с протезом. Функциональные оттиски снимаются индивидуальными ложками, т. е. ложками, индивидуально изготовленными для каждого пациента.

Анатомические оттиски наиболее распространены. Они используются для отображения тканей протезного ложа при протезировании вкладками, коронками, мостовидными протезами, частичными съемными протезами и др.

Цели занятий

─ Учебные цели.

- Ознакомить студентов с видами оттскніх материалов, их преимуществами и недостатками.– 1 уровень.

- Студенты должны знать требования к оттискнім материалам, классификацию оттискніх материалов. – 2 уровень.

- Дать возможность студентам овладеть навыками – 3 уровень:

a) подбор оттискной ложки.

b) снятие оттисков.

c) .оценка качества оттиска

─ Воспитательные:

- Формирование у студентов профессиональной грамотности и умения логично мыслить.

- Формирование у студентов принципов медицинской этики и деонтологии.

Междисциплинарная интеграция.

Дисциплина Знать Уметь
Предшествующие дисциплины: 1. Анатомия.     2. Гистология. - строение верхней челюсти; - строение нижней челюсти; - строение височно-нижнечелюстного сустава - анатомия зубов   строение слизистой оболочки полости рта     определить взаимоотношение верхней и нижней челюсти, пропальпировать движение головки нижней челюсти. Клинически определить наличие подслизистого слоя в различных участках слизистой оболочки полости рта  
Последующие дисциплины, обеспечиваемые данной дисциплиной: 1.Терапевтическая стоматология.     2.Хирургическая стоматология.   Провести терапевтическое обследование стоматологического больного Рентгендиагностика ЧЛО. Классификация кариозных полостей по Блеку. Показания к удалению зубов. Методы обезболивания ЧЛО   Составить план терапевтической санации пациента   Оценить состояние ЧЛО по рентгенологической картине. Составить план хирургической санации пациента
Внутрипредметная интеграция: 1. Микропротезивование 2. Несъемные ортопедические конструкции. Съемные ортопедические протезы 2. Врачебные ошибки в ортопедической стоматологии. Возможные осложнения при протезировании. Врачебная ответственность.   Перечень медицинской документации. Алгоритм обследования больного, постановки диагноза,. выбора конструкции.   Заполнить медицинскую документацию. Провести клиническое обследование больного, поставить диагноз, выбрать конструкцию.

Содержание темы, граф логичной структуры.

ПОЛУЧЕНИЕ ОТТИСКОВ

Для изготовления любой конструкции протеза необходимо получить отпечаток тканей протезного ложа. Это достигается снятием оттис­ков. Оттиском называется негативное (обратное) изображение твердых и мягких тканей протезного ложа путем использования специального ма­териала. Его получают для отливки моделей, по которым в дальнейшем изготавливается та или иная конструкция протеза. Модели подразделя­ются на диагностические, которые тщательно изучаются с целью уточ­нения диагноза и определения конструктивных особенностей будущего протеза, и рабочие, служащие основой для технического изготовления протеза. Бывают еще вспомогательные модели. Это модели, получен­ные по оттиску, снятому с противоположной челюсти. Она служит для определения окклюзионных взаимоотношений зубных рядов.

Хороший оттиск — одна из гарантий успешного ортопедического лечения. Поэтому врачи с самого качала своей деятельности должны овладеть приемами снятия оттисков с использованием различных слепочных материалов.

В зависимости от того, снимают оттиск с учетом функциональной подвижности тканей, покрывающих протезное ложе или без учета под­вижности, оттиски подразделяются на функциональные и анатомические. Функциональный оттиск снимают с беззубой челюсти и с реже — с челюс­ти, сохранившей зубы. Использование функционального оттиска при протезировании больных с беззубыми челюстями позволяет опреде­лить оптимальное отношение края протеза с тканями, прилегающими к нему, тем самым обеспечивая лучшую фиксацию протеза, более рацио­нально распределить жевательное давление между различными облас­тями протезного ложа и получить компрессию слизистой оболочки протезного ложа.

Функциональные оттиски получают путем использования функцио­нальных проб, позволяющих оформить края оттиска относительно поло­жения подвижных тканей полости рта, находящихся на границе с проте­зом. Функциональные оттиски снимаются индивидуальными ложками, т. е. ложками индивидуально изготовленными для каждого пациента.

Анатомические оттиски наиболее распространены. Они используют­ся для отображения тканей протезного ложа при протезировании вклад­ками, коронками, мостовидными протезами, частичными съемными протезами

ОТТИСКНЫЕ ЛОЖКИ

Оттиски снимают специальными оттискными ложками, которые из­готавливаются фабричным путем из нержавеющей стали. Форма и раз­мер слепочной ложки определяются формой челюсти, шириной зубно­го ряда, топографией дефекта, высотой коронок оставшихся зубов, вы­раженностью беззубого альвеолярного отростка и другими условиями. Стандартные ложки имеют различную форму и размеры. Чем больший выбор ложек имеется в распоряжении врача, тем удобнее ему получить слепок.

Стандартная металлическая ложка для нижней челюсти отличается от верхней наличием выреза для языка.

Для снятия слепков эластическими слепочными материалами ис­пользуют ложки с отверстиями для удержания слепочной массы, так как слепочные массы этой группы обладают плохой прилипаемостью к металлу. При отсутствии подобной ложки можно воспользоваться обычной ложкой, предварительно наклеив на ее внутреннюю поверх­ность липкий пластырь.

Для изготовления всех видов протезов для снятия слепков исполь­зуют ложки для всего зубного ряда верхней или нижней челюсти.

Модель, отлитая по такому слепку, дает зубному технику четкое представление о положении зубов как в зубном ряду, так и относитель­но зубов антагонистов.

В отдельных случаях для снятия слепков используют так называе­мые частичные ложки. Они применимы только для снятия слепков с че­люстей с одиночно стоящими зубами для изготовления на них коронок или для снятия слепков с зубов, не имеющих антагонистов.

Слепочные ложки для беззубых челюстей несколько отличаются от обычных стандартных ложек меньшими размерами, высотой бортов лож­ки, выраженностью свода неба. Это объясняется тем, что слепок должен дать четкий отпечаток альвеолярного отростка, переходной складки.

Помимо стандартных ложек в полном съемном протезировании ис­пользуются индивидуальные слепочные ложки, которые изготавливают­ся индивидуально для каждого больного с полной потерей зубов. Индивидуальность изготовления объясняется тем, что фиксация протеза на беззубой челюсти обеспечивается за счет функционального присасывания протеза за счет создания под ним отрицательного давления для того, чтобы обеспечить протезу присасываемость, необходимо до­биться полного соответствия его поверхности и поверхности тканей протезного ложа. А это возможно лишь при точной подгонке краев ложки границам клапанной зоны. Ранее индивидуальные ложки готови­лись из воска, так как единственным слепочным материалом был гипс. В настоящее время восковые ложки практически не применяются, а ис­пользуют ложки из пластмассы. Их изготавливают непосредственно на моделях, где место для слепочного материала не предусматривается, так как применяемые силиконовые, тиоколовые и другие эластичные ма­териалы не крошатся, не рвутся, поэтому, толщина слепка может быть минимальной.

Подбор слепочной ложки. Хорошо подобранная ложка облегчает снятие слепка и чем сложнее условия его получения, тем тщательнее надо подбирать ложку. При выборе ее необходимо иметь в виду следу­ющее: борта ложки должны отстоять от зубов не менее, чем на 3—5 мм, такое же расстояние должно быть между твердый небом и небной вы­пуклостью ложки. При снятии слепка альгинатными или силиконовыми (эластичными) материалами, это расстояние может быть минимальным, а при снятии слепка гипсом — максимальным.

Не следует выбирать ложки с длинны­ми, упирающимися в переходную складку бортами. Лучшей будет та ложка, края ко­торой при наложении на зубные ряды во время примерки доходят до переходной складки. При снятии слепка между дном ложки и зубами ляжет прослойка слепочно­го материала толщиной 2—3 мм, борт лож­ки не дойдет до переходной складки.

При выборе ложки следует учитывать и некоторые анатомические особенности полости рта. Так, на нижней челюсти нуж­но обратить внимание на язычный борт ложки, который следует делать длиннее наружного, чтобы иметь возможность от теснить вглубь мягкие ткани дна полости рта. Удлинить борта ложки можно воском в соответствии с индивидуальными особенностями подъязычного пространства полости рта больного.

ТЕХНИКА ПОЛУЧЕНИЯ АНАТОМИЧЕСКОГО ОТТИСКА

Наиболее сложной является методика получения гипсового слепка зубов и челюстей. Поэтому на ее осуществлении остановимся более подробно, так как ее освоение не встретит затруднений при пользовании эластическими слепочными массами.

После подбора ложки, готовят раствор гипса. Для этого в резиновую чашку наливают приблизительно 100 мл 3% водного раствора поварен­ной соли. Гипс насыпают небольшими порциями до появления на поверх­ности небольшого холмика, после чего размешивают до получения од­нородной массы сметанообразной консистенции. Замешанную массу шпателем накладывают в ложку до краев и вводят в полость рта. При этом указательным пальцем или зеркалом врач отводит правый угол рта, а левый в это время оттягивает бортом ложки. Ложку вводят под углом, затем, разворачивая ее, устанавливают по центру альвеолярного отрост­ка. Ориентиром этого служит расположение ручки ложки строго по сред­ней линии. После этого ложку прижимают к челюсти, сначала к задней трети твердого неба. После выхода гипса за край ложки, давление пере­носят на передний край. Затем приступают к оформлению краев слепка. С этой целью большим и указательным пальцами врач захватывает верх­нюю губу и оттягивает ее вниз, прижимая к краю ложки.

Для снятия слепка с нижней челюсти гипс должен быть более гус­тым. После центрирования ложку прижимают вначале в переднем отделе, а затем в области коренных зубов. Вестибулярные края оформляют пу­тем оттягивания губ и щек в сторону, вверх и обратно. Для формирования язычного края слепка просят больного поднять язык вверх и вперед.

После формирования краев ложку удерживают пальцами до полно­го затвердевания гипса, которое сопровождается выделением тепла. Окончательную готовность определяют по остаткам гипса в резиновой чашке. После того, как гипс начнет ломаться, слепок можно выводить из полости рта. При наличии зубов слепок не удается вывести из полос­ти рта, не поломав его. Для выведения слепка пользуются следующими приемами. На край слепка накладывают указательной палец и поворо­том его вверх или вниз ломают слепок.

При втором способе врач намечает линии надрезов слепка.

Затем, вставляя в них шпатель рычагообразными движениями отка­лывает часть слепка. Линии надреза определяются топографией дефекта и количеством оставшихся зубов. При этом следует помнить, что разрезы не должны про­ходить вдоль опорных зубов.

Все кусочки гипса собираются в лоток и тщательно протираются. Протирают также и внутреннюю поверхность ложки.

Следующий этап состоит в сборке и склейке слепка. Это обязательно должен де­лать врач. Кусочки укладывают в ложку, начи­ная с более крупных, а затем более мелкие ку­сочки и приклеивают их к краям ложки рас­плавленным воском. После этого оценивают качество слепка. Он должен дать точный отпе­чаток протезного ложа, а также отпечаток тка­ней на его границе — переходную складку со всеми подвижными образованиями, располага­ющимися на ней.

ПОЛУЧЕНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОТТИСКА

При протезировании челюсти вспомога­тельным слепком нужно получить лишь отпе­чатки жевательных поверхностей и режущих краев зубов до экватора с противоположной челюсти.

Если же для составления модели в положении центральной окклюзии необходимо изготовить прикусные шаблоны на рабочую и вспомогательные модели, то на слепке можно получить отпечатки не только зубов, но и альвеолярных отростков.

Для получения вспомогательного слепка гипс накладывают на лож­ку на уровне бортов. Шпателем сглаживают поверхность гипса для того, чтобы зубы погрузились равномерно на глубину, равную половине высоты коронок зубов. Слепок извлекают покачивающимися движения­ми до полного затвердевания гипса. Если же ложка отделилась без слеп­ка, то выведение слепка откладывают до еще большего затвердевания, после чего его извлекают частями.

ДВОЙНЫЕ ОТТИСКИ

При протезировании плас­тмассовыми, фарфоровыми коронками, литыми мостовидными протезами, протезами из металлокерамики, для ка­чественного их изготовления требуется получить точное отображение культи препарированного зуба, четкий контур уступа и придесневую часть (форму, рельеф и глубину зубодесневого кармана).

Благодаря разработке новых слепочных масс для этих целей ис­пользуют так называемые двухслойные слепки.

Первый слепок называется предварительным, второй окончатель­ным или уточненным. Для предварительного слепка используют плот­ные слепочные материалы (гипс, акродент, термопластические массы и др.). Этот слепок служит основанием для получения второго уточнен­ного слепка.

Наиболее простая и доступная методика получения двухслойного слепка следующая: стандартной металлической ложкой снимается сле­пок гипсом с зубного ряда до препарирования зубов. Для этого на слепочную ложку накладывают гипс и покрывают сверху полоской марли или бинта и вводят в полость рта. После затвердевания гипса слепок выводят из полости рта, убирают марлю. Затем производят препариро­вание зубов. После чего, замешивают корригирующую (уточняющую) массу сиэласт, экзафлекс и др., и наносят ее в слепок в отпечатки зу­бов, которые были отпрепарированы, и гипсовый слепок вводят в по­лость рта, плотно прижимал его к зубному ряду. После затвердевания массы слепок выводят из полости рта.

Более эффективной и точной является методика получения двух­слойного слепка из химически однородных материалов (сиэласт, экзаф­лекс и др.).

ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ СНЯТИИ ОТТИСКА

Наиболее частое осложнение при снятии слепка с верхней челюсти — появление рвотного рефлекса. Рвотный рефлекс возникает при раз­дражении нервных окончаний твердого и мягкого неба, реже корня и боковых поверхностей языка. Его можно затормозить, попросив боль­ного глубоко дышать через нос. В тех случаях, когда не удается снять позывы на рвоту, границу между твердым и мягким небом анестезиру­ют, смазывая раствором кокаина или дикаина, орошают 10% раствором пропосола.

Вторым осложнением является аспирация кусочков гипса, попадаю­щих на корень языка. Для предупреждения этого осложнения необходи­мо при снятии слепка придавать больному вертикальное положение, не запрокидывая его голову.

Стоматологические слепочные материалы должны иметь сле­дующие свойства:

Современные оттискные массы должны удовлетворять следующим требованиям:

· давать точный отпечаток рельефа слизистой оболочки полости рта (СОПР) и зубов;

· легко вводиться и выводиться из полости рта;

· не деформироваться после выведения из полости рта;

· не прилипать к тканям протезного ложа и прочно фиксироваться в оттискной ложке;

· не растворяться в ротовой жидкости;

· становиться пластичными при температуре, не вызывающей ожога СОПР;

· позволять врачу не торопясь повести необходимые манипуляции до момента затвердевания;

· легко отделяться от гипсовой модели и не соединяться с гипсом;

· сохраняться при комнатной температуре длительное время, не деформируясь;

· быть удобными для работы и хранения, дешевыми и позволять подвергать оттиски стерилизации.

В настоящее время принята следующая классификация оттискных материалов (В. Н. Копейкин, 2003):

1. Твердеющие в полости рта (гипс, цинкоксидэвгеноловые пасты).

2. Эластичные:

a. Альгинатные;

b. Силиконовые;

c. Тиоколовые;

3. Термопластические.

План и организационная структура занятия.

Основные этапы занятия, их функции и содержание Учебные цели в уровнях абстракции Средства обучения и контроля Материалы, обеспечивающие наглядность занятия, контроль знаний Срок в минутах от общего времени
Подготовительный этап - организационные моменты; - постановка учебных целей; - контроль исходного уровня знаний. I Вопросы, тесты разных уровней, ситуационные задачи Таблицы, слайды, кодограммы.        
Основной этап - определение знания текущего материала; - курация тематических больных; - отработка методов клинического и дополнительного обследования; - снятие оттисков, отливка диагностических моделей. II   III Вопросы, тесты разных уровней, ситуационные задачи,   тематические больные   Таблицы, слайды, кодограммы,   ортопедический стоматологический инструментарий.      
Заключительный этап - контроль и коррекция уровня профессиональных навыков; - подведение итога занятия; - задание на следующее задание с ссылкой на литературу.            

Наши рекомендации