Черный— предохраняетъ отъ злыхъ животныхъ, пре- кращаетъ ссору и даетъ удачу въ делахъ. (Алб. Вел.).
Хандру разогнать
Просверленный и надетый на шею, вместе съ камнемъ, иазываемымъ Serenibus, устраняетъ страхъ привиденШ, нзго- няетъ мечты и всяшя пустыя мысли. Благодаря своей добродетели, поможетъ победить всехъ враговъ; онъ сохраняетъ силу и отвагу тела. (Pap. — «Magie»).
Хандру разогнать. См. Алмазъ.
Холонигь — окаменелый глазъ индШской черепахи. Обмыть медомъ и положить па языкъ, способствуетъ развитию прорицательной способности. «Плии. — «Ес. Ис.»).
Хефеститъ (Hephaestitis) — краснаго цвета; добывается въ Корсике. Подобно зеркалу, отражаетъ изображешя; можетъ служить зажигательнымъ стекломъ. Будучи положенъ въ кипящую воду, быстро ее охлаждаетъ. (id.).
Хлоритъ (греч. — зелено-желтый); камень травянистаго цвета, находятъ въ! животе синицы (lapis transcucidus); для получешя магическаго действ|'я, надо оправлять въ железо, (id.).
Хлебныя лепешки. См. Вора узнать
Хозяннъ. Такъ называютъ крестьяне домового. По ихъ словамъ, онъ имеетъ внешность хозяина (старшаго) дома н его иногда видятъ, даже сталкиваются съ нимъ въ темное время на дворе передъ какимъ-нибудь случаемъ. Онъ иодкладываетъ сена и овса любимымъ скотинамъ, обделяя ие любимыхъ. Бываютъ случаи, что ему особенно не нравится какая-нибудь лошадь, и тогда говорить, что она не «ко-двору пришлась». Онъ ее гоняетъ и всячески мучаетъ. Дабы узнать, что надо сделать, знахари советуютъ сесть въ уголъ клети . н покрыться бороной, остр1ями кверху, тогда онъ не можетъ достать, — и, выждавъ, когда онъ натешится надъ пелюбнмымъ животиымъ, — спросить, чемъ помочь беде. Часто онъ отвечаетъ; въ противиомъ случае, проделать то-же самое въ следующую ночь. Ожидать обыкновенно приходится долго. При встрече съ домовымъ, надо спросить только; «къ добру или к худу», и онъ ответить. (М. П. К—ва). См. Домовой.
Холодною водою какъ снабдить себя въ жаркихъ странахъ.
Когда посудину съ водою, обвернувъ мокрою ветошкою, поставить на сквозномъ воздухе, находящаяся въ оной пола отъ того столько охолодеетъ, какъ-бы на льду стояла.
Хризолитъ—Хульиый бесъ
Таковымъ способомъ во-всехъ восточиыхъ и жаркихъ странахъ воду съ непамятиыхъ временъ охолождаютъ. Индейцы освсжаютъ воду, а особливо въ путешеств!яхъ споихъ, темъ, что содержать оную въ посудине нзъ самой рыхлой глины и выставляютъ оную на Солнце или противъ сама го теплаго ветру. Отъ сего иростаго средства пода деластся холодна, какъ ледъ; даже гораздо скорее остываетъ, чемъ горячее ветръ; напротнвъ-же, холодной ветръ оную больше согрсваетъ, нежели холодить. Таковой посуды, однако, нельзя употребить больше 3 или
4 разъ, ибо въ ней воздухъ не столько уже хорошо поду проницать можетъ, какъ скоро ея поры отседшнми земляными частицами заткнутся. (Словарь натур, волшеб. М. 1795 г).
Хризолитъ ( О ) (отъ греч. chrysos— золото, lilhos—камень; Chilim, Chrysolampis; темно-зелена го цвета — Prazoi- dcs) — зелено-желтаго цвета; даетъ мудрость, пзбавляетъ отъ прпппденш н сумасшестшя. (Альб. Вел.).
Хрусталь черный ( (* ) давать, толченный съ медомъ, кормилице — прибавится молоко, (id.).
Хульный бесъ. Заговоръ на него. «Запрещаетъ ти Господь, вселукавый д^аволе, пришедый въ м1ръ Пречистою Присио-Девою Mapieio, истинною Богородицею, на спасете Mipy, насъ ради грешныхъ; проклятъ еси, д1яволе, и вся иепр1язненная твоя помышлешя, яже во-дии и въ нощи заклинаю тя именемъ святыя единосущныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа: отступите отъ мене, раба Бож1я (имя рекъ), не влагати въ сердце мое помыслъ ненр|’яэнен- ныхъ, по отпдн въ место пусто и безводно, иде-же не ири- сещаетъ Господь. Заклиная тя, нечистый демоне, имеиемъ Господа нашего 1исуса Христа; не блазните ионию лукавыми твоими мечтанш, и внегда твоити мн вся молитвы моя ко Господу Богу моему, но да будетъ всяко помы- шлеше твое дневное и иощное съ тобою въ день судный, азъ бо Господу Богу моему служу и Тому единому молитву свою возсылаю, во-дни и въ нощн, тебе упражняющу, мене-же милующу и укрепляющу, за многую благость и милость; иди за мною, сатана, и вся непр1язненная твоя, и противная сила, яко благословися и прославися, пречистое и великолепное нмя Твое Отца, и Сына, и Святого
Царица мухъ
Духа, ныне и прнско, и во пеки вековъ аминь. (Изъ ркпс. Синод. Библют. XVII в., Л? 850, л. 803, нзвл. О. Буслаевъ— «О нар. поэзш въ др. р. лит.», прилож. стр. 17—18).
U.
Царица мухъ, указывающая место нахождешя драгоценностей
Царица мухъ, изображенная здееь въ натуральную величину, любитъ садиться на представленное здесь въ ми* шатюре водяное растете, называемомъ Fluteau plantagine, и произростающемъ по берегамъ морей, озеръ и рекъ.
Когда вы будете иметь въ своемъ распоряженш одну изъ такихъ мухъ (Velue), посадите ее въ прозрачный ящи- чекъ. Ея помещеше надо освежать два раза въ день идавать ей растете, на коюромъ ее поймали. Она можетъ жить при такихъ услов1яхъ почти месяцъ. Чтобы узнать направлеше скрытыхъ на известной глубине сокровищъ, надо, чтобы стояла хорошо установившаяся погода. Тогда, взявъ ящичекъ съ мухой, отправляйтесь въ путь, постоянно посматривая и подмечая ея движешя. Когда вы будете находиться надъ местсмъ, содержащемъ золото или серебро, муха замахаетъ крыльями, и чемъ ближе вы будете, темъ сильнее будутъ ея движешя. Если въ недрахъ сокрыты
ЦикорМ—Часы
драгоценные камни, вы заметите содрогаше въ лапкахъ и усикахъ. Въ томъ-же случае, если тамъ находятся лишь неблагородные металлы, какъ медь, железо, свинецъ и пр., муха будетъ ходить спокойно, но чемъ быстрее, темъ ближе къ поверхности они- находятся. Съ подобными мухами индусы разыскиваютъ драгоценности своей родины. (Agrippa. — «Oeuvres Magiques»).
Цикорж — Собирать после полнолушя, заканчивающаго каникулы. Корень можетъ служить могущественнымъ сред- ствомъ отъ порчи, но собирать его нужно съ соответственными церемошями: въ день рождешя Гоанна Крестителя, до восхода Солнца, стоя на коленяхъ прикоснуться къ корню золотомъ нли серебромъ, а потомъ мечомъ 1уды Маккавея (назвать этимъ именемъ при покупке ножъ), вырвать изъ земли, съ клятвами, заклинашями и другими церемошями, согласно Ритуальной Мапи. (Thiron).
Целомудр1е придать. См. Алмазъ, Жемчугъ
Целомудр1е сохранить. См. Сапфиръ, Талисманы. Изум- рудъ. Топазъ.
Цепи разорвать или сломать решетку
Смешать въ равной доле сублимата MepKypin н мышьяку, соли aMMiaKa (нашатыря) !/г унца, положить въ мочу на несколько часовъ и, намочивъ тряпку, обернуть железо которое сделается хрупкимъ. (Pap.—«Magie»).
Ч
Часы магическихъ операщй
Магическ1я операцш могутъ иметь успехъ при усло- вж выбора удобнаго момента, когда светила содействуютъ своимъ положешемъ. Для этого требуется, чтобы Луна находилась въ одномъ изъ благопр!ятныхъ домовъ, не находясь во-враждебномъ аспекте съ Сатурномъ или Марсомъ и не сжигаемая Солнцемъ.
Для операшй добрыхъ, Луна должна быть отделена отъ Колеса Счастья, а для злыхъ — соединена съ нимъ.
Если производить операшю днемъ, то Луна должна быть восходящая и находиться въ одномъ изъ дневныхъ знаковъ.
Чахотка
Если опера щя производится ночью, то надо избрать момеитъ, когда ночные зод1акальные знаки будутъ восходящими.
Когда искривленные зод1акальные знаки находятся въ восхожденш, то магнчесшя денств1я наиболее затруднительны.
Когда Колесо Счастья находится въ восхожденш, опе- рацш не удаются.
Надо остерегаться, чтобы Луна не находилась въ «Via combusta», то есть съ 18° Весовъ до 3° Скортона, или въ последнихъ градусахъ зод!акальныхъ знаковъ, потому что последннмъ термомъ каждаго знака управляютъ злобныя планеты. Она также не должна находиться въ III, VI, IX и XII домахъ.
Если предыдущая услов1я не могутъ быть соблюдены, требуется, по крайней мере, чтобы Юпитеръ н Венера, находились восходящими илн на Средине Неба.
Часы магическихъ операцш
Следуетъ избирать
Для большнхъ церемошп
См. I часть, стр. 153. Примечание
Чахотка — по Парацельсу—излечивается такъ размочить белый хлебъ въ хорошемъ виноградномъ вине, въ течеше 24 час. На следующш день, испустивъ предварительно мочу, — выпить вино н такъ продолжать-9 дней, воздерживаясь отъ всякаго другого питья. Въ это-же время собирать всю мочу и повесить ее въ дыму, чтобы она постепенно испарилась. Чахотка постепенно пройдетъ.
Человекоподобные корни — Черная Мссса
При восходе Солнца нужно мокроту сплюнуть въ углубле- Hie, сделанное въ бузиновомъ дереве, закрыть корой и завязать, чтобы приросло. (Е. X.).
Человекоподобные корни приготовлять мужскаго или женскагополу. Къ произведению сего въ действо, выкопать какой-нибудь дикой толстой травной корень, сообщить оному, сколько возможно, человеческое подоб|'е мущины или жеи- щины; обрез^въ-же таковымъ образомъ, посадить опять въ землю. Чрезъ годъ выкопать опять, то и подумаютъ, что корень отъ натуры получилъ это подоб1е. ЕСть-ли въ голову сего обрезаннаго человечка воткнуть зерно овса млн ячменю, и дать оному пустить ростки, составить это волосы на голове. (Словарь натур, волшеб. М. 1795 г.).
Черви.
Заговоръ.Ащс червь ниву 6icTb, глаголи: «Не бейте, черви,не ешьте нивы сея гобины, озими. Серая червь и белая, и малая, и костеники, подите вы, черви, на западъ солнца, на зеленую дуброву, на осиновой листъ. Аще вы не пойдете, а сего не порядите, черви, съ сея ннвы озими, спущу на васъ птнцы — крила железныя, а ноги булатныя: почнутъ васъ брати, червь серую и белую, и малую, н костеники, подроду вашего не будетъ. И вы подите, черви — сего не дожидайтеся — съ сей озими здолон, а сея озими корень твержае вамъ камень и кремени, а горчае смолы и серы». (А. Н. Майковъ).
Съ каждой стороны каиустиой грядки вколотить но липовому колышку крестообразно. (Е. X.).
Черная Месса. I. Адепты Черной Marin придумали цсрс- мошю Черной Мессы, служившейся въ честь сатаны, и представлявшей собой въ общихъ чертахъ извращеше католической мессы.
ОбщШ прннцинъ Черной Мессы — тотъ, что въ ней все совершалось обратно обыкновенной месте. Различают!» несколько разновидностей этой церемоши.
Въ одной изъ нихъ -читаютъ наоборотъ Евангелие.
Прн этой церемоши употреблялись черепа, человсчсск!я кости.
Въ жертвенную чашу клался прахъ, который благословляли, какъ хлебъ жизни.
Черная Месса
Такова была, въ краткихъ чертахъ, «тщетная» месса Гиостиковъ и Альбигойцевъ. Въ ней сатана заменялся тремя волхвами — Гаспаромъ, Мельхюромъ и Валтасаромъ, теми самыми, которые пришли поклониться новорожденному Спасителю въ Вифлееме, увндевъ на небе Его звезду.
Служилясь мессы для различныхъ целей: для причине*
шя смерти врагамъ, для поимки вора.
Въ новейшихъ Черныхъ Мессахъ для этого употребляютъ пуповину новорожденнаго младенца. Употребляются также всевозможныя нечистоты.
При церемонш часто совершаются всевозможныя эротиче* ск1я и развратныя действ1я.
Въ недавнее время таюя мессы служились еретикомъ Винтра, а еще позже — аббатомъ Буланъ, известиымъ подъ- именсмъ доктора 1оганнеса, съ которымъ такъ энергично боролся французскш оккультнетъ Стаииславъ де-Гуайта, павнмй, какъ говорятъ, въ этой борьбе подъ вл1яшемъ наведенной на него порчи (энвольтовашя).
Въ новейшее время служили Черныя Мессы съ политической целью, и результатомъ одной изъ такнхъ церемошй, произведенной въ Германии, какъ утверждаютъ, явилось поражеше французовъ въ 1870—1871 г.
По весьма понятнымъ прнчинамъ, мы не имеемъ здесь возможности приводить подробнаго описашя Черной Мессы и должны ограничиться сказаннымъ.
Существуете настоящш культъ Сатаны (Люциферизмъ, Палладизмъ), въ которомъ дьяволъ заступаете место Бога н считается истиннымъ спаснтелемъ рода человеческаго отъ Его несправедливостей (изгнаше первыхъ людей изъ рая, мученичество и проч.). (Саръ-Диноилъ).
II. Черная Месса совершалась и независимо отъ шабаша. Къ ней прибегали, дабы получить помощь дьявола и заслужить его расположеше. Для этого надо было богохульствовать и оскорблять Бога. Но подобно тому, какъ дьяволъ самъ по себе не существуете, а является лишь отрицашемъ божества, такъ н Черная Мссса является лишь парод1ей литургж.
Служилъ ее всегда какой-нибудь свящеиникъ-ренегатъ, и для нея необходимо было достать уже священное при- часп’е, дабы издеваться нодъ иимъ. Алтаремъ служилъ животе голой женщины. Чаша ставилась ей между грудей или между ноте. Для большаго успеха Черной Мсссы, рс- рекомеидовалось принести въ жертву новорожденнаго мла
Чернобыльнякъ — Чертя вызвать
денца, при чемъ кровь его сливалась въ чашу, и отъ нея пили й священникъ-репегатъ, и женщина — алтарь , после чего следовало ихъ совокуплеше.
Въ XV веке Gilles de Laval seigneur de Retz, котораго народное прсдаше изобразило въ виде Синей Бороды, въ погоне за секретомъ производства золота, принесъ въ жертву дьяволу до 200 мальчиковъ, и после его ареста въ подземельяхъ его замкопъ въ Chamtoce, Machicoul и Tiffauges была найдена масса дстскихъ череповъ и костей. -i
•п
Во-время Людовика XIV во-Францш, лишенный сана священиикъ Гибургъ особенно часто приглашался для со- вершешя Черныхъ Мессъ. Съ этой целью къ нему обращалась и фаворитка короля, мадамъ де-Монтеспанъ. Редкая гравюра того временн изображаетъ ее лежащей на столе, передъ нею стоитъ Гибургъ и, держа въ рукахъ младенца, вонзаетъ въ него ножъ, при чемъ кровь стекаетъ на тело Монтеспанъ.
Черная Месса и доселе совершается въ Париже, но въ величайшей тайне. Однако, теперь она уже потеряла свой ужасный характеръ и не сопровождается пролилемъ крови, а отличается лишь циничностью и сладостратемъ, имея целью возбудить чувственность богохульствомъ или мистициэмомъ. (С. Тухолка.— «Оккультизмъ и Мапя»).
Чернобыльникъ.Собирать после полиолушя, заканчи- вающаго каникулы. Посвящается св. 1оанну Крестителю. Помогаетъ огъ очаровашя, отъ молши, отъ злыхъ духовъ, отьэпилепеж и отъ пляски св.Вита. (Ссдиръ— «Магич. раст.»).
Въ Стародубскомъ уезде существуетъ легенда о томъ, что девочка, упавшая въ яму къ змеямъ и проведшая съ ними всю зиму, получила отъ царицы змей даръ понимать языки травъ, при условии не произносить слова «Чернобыль». Однако, она въ забывчивости произнесла это слово и тотчасъ лишилась своей чудесной способности. (Роговичъ).
Черная курица— см. Черта вызвать.
Черта вызвать.
Поймайте совершенно черную курицу, къ которой не- касался петухъ такъ, чтобы она не успела закричать. Для этого зайдите за ней въ курятникъ часовъ въ одиннадцать вечера и схватите ее за горло, но не такъ сильно, чтобы задушить. Идите па нсрекрестокъ дорогъ и, когда
Черт» вызвать
пробьетъ полночь, очертите магическш кругъ, какъ указано, кипарисовой магической палочкой. Вставъ въ середину круга, разееките курицу пополамъ, произнося прн этомъ трижды следующее заклинаше: «Elohim, Elohim fu-ga mihi et appelavi».Затемъ, повернитесь лицомъ къ востоку, преклоните колени и произнесите молитву (царю Востока), после чего сделайте Великое Вызываше:
Ego N. conjuro le N. per Deum vivum, per Deum ve- rum per Deum sanctum at regnantem, qui ex nihilo coelum et tcrram et mare, et omnia, quae in eis sunt, creavit in vir- tute sanctissimi sacramenti Eucharistiae et nomine Icsu Christi et potentia ejusdem filii Dei omnipotentis, qui pro rcdemptsone nostra crucifixus, mortuus et sepultus fuit, et tertia die resur- rexit, nuncquc sedens ad dexteram plasmatoris totius orbis, inde ventnrus est judicare vivos et mortuos: et te maledicte idcirco per'judicem tuum tentare ausus Deus est, te exorciso serpens, tibi qui impero, ut nunc et sine mora appareas mihi juxta circulum pulchra et honesta animae et corporis forma, el adimpleas mandata mea sine fallacia aliqua.
Nec restrictione mentali per nomina maxima Dei deo- rum Domini dominantium Adonay, Tetragrammaton, Iehova, Telrapjammaton, Adonay, Iehova, Otheos, Athanatos, Ischy- ros, Agla Pentagrammalon, Saday, Saday, Saday, Iehova, Otheos, Athanatos, a Liciat, Tetragrammaton, Adonay, Ischi- ros. Athanatos, Saday, Saday, Saday, Cados, Cados, Cados, Eloy, Agla, Agla, Agla, Adonay, Adonay, Adonay.
Constringo te pessime et maledicte serpens N, ut sine mora et legione et gravamine in hoc loco libita signa ante circulum meum sine murmure appareas, sine difformitatc nec murmuratione iterum.
Exorciso te per nomina Dei incffabilia Gogmagogque a me pronuntiari non debuerunt et ter-noce mea a lapsa venias adsis N, venias adsis N, venias adsis N.
Переводъ.
Я (такой-то) заклинаю тебя, духа (такого-то), Богомъ живымъ, Богомъ истыннымъ, Богомъ ссятымъ и царствую- щимъ, Который создалъ изъ ничего небо, землю н море, и все, въ нихъ сущее, — силою святейшаго таинства евхарн- спи, могуществомъ имени 1исуса Христа, Сына всемогу- щаго, Бога, ради нашего искуплешя распятаго, умершаго, погребеннаго нвоскресшаго въ трет1й день, ныне сидя^ Зво
Чертогонъ-трава — Чертополох*
щаго одесную Отца, и затемъ грядущаго судичь жнвыхъ и мертвыхъ. При маленшемъ злословш съ твоей стороны. Господь удержитъ тебя чрезъ меня, твоего судью. Угрожаю, заклинаю и приказываю тебе, чтобы ныне безъ про- медлешя ты показался мне близъ круга въ прекрасномъ и почетиомъ виде души н тела, и исполнилъ мои поручетя безъ всякаго коварства.
Заклинаю и связываю тебя величайшими именами Бога боговъ. Господа господствующихъ: Адонаи, Тетраграмма- тонъ, 1егова, Тетраграмматонъ, Адоиаи, 1егова, Отеосъ, Атанатосъ, Иширосъ, Агла, Пентаграмматоиъ, Садаи, Са- даи, Садаи, 1егова, Отеосъ, Атанатосъ, Лищатъ, Тетраграмматонъ, Адонаи, Иширосъ, Атанатосъ, Садаи, Садаи, Садан, Кадосъ, Кадосъ, Кадосъ, Елои, Агла, Агла, Агла, Адоиаи, Адонаи, Адонаи.
Въ случае, если ты будешь вредить илн злословить, я (такой-то), угрожая, принуждаю тебя, чтобы ты, безъ про- медлешя и въ сопровождеиш лепона, предсталъ предъ моимъ кругомъ, давъ о своемъ прнбытш, какой угодно, знакъ, безъ ропота, принявъ на себя образъ, а также безропотно мне подчиняясь.
Заклинаю тебя, чтобы я не быдъ вынужденъ провозгласить священнепиия имена Бога и Гогмагога, чтобы ты (такой-то) въ течете трехъ ночей являлся и присутствовал^ являлся н присутствовал^ являлся и присуг- ствовалъ.
Тогда передъ вами появится духъ безобразнаго вида, въ пурпуровомъ одеяши съ каймой, въ желтой куртке и въ штанахъ цвета морской воды. У него будетъ собачья голова съ ослиными ушами и торчащими на лбу рогами. На вопросъ, что вы отъ него хотите, можно потребовать всего доступнаго, даже богатства.
Ранее, чемъ приступать къ Великому Вызыванию, надо неповедыватьен и причаститься, безупречность и чистота необходимы, иначе вы не заставите духа тьмы вамъ повиноваться, но, иаоборотъ, попадете подъ его власть. (Grim. Honor.).
Чертогонъ-трава. См. Играть удачно.
Чертополохъ. По поверью, отгоняетъ чертей, покойии- копъ и всякую нечистую силу. Окуриваютъ ружья, когда они неробко быотъ, то есть не убиваютъ, а только раиятъ дичь. (Крыл.).
Черт* — Чнр1й
Чертъ. Заговоръ. I.Въ Святки отправляются на розстань, очерчиваютъ три круга, приговаривая за каждымъ разомъ: «затрн черты, чертъ, не ходи1». Потомъ, слушаютъ, что почудится. (Бурцевъ).
II. «Отъ Духа Святаго, причастника Христова, Спасова рука, Богородицынъ замокъ. Аигелъ мой, сохранитель мой! Сохрани мою душу, скрепи сердце мое. Врагь Сатана, подн прочь отъ меня! Есть у меня три листа, написано все Маркъ да Ннкита-великомученникъ: за грехи душу мучить, за меня Бога молить». (Изъ Извес. Им. Общ. любит,естест.). См. Бесы.
Чеснокъ. См. Быкъ, Чесотка.
Чесотка(короста, шелуди). 1)Во-время половодья, когда пойдетъ ледъ, взять ломоть хлеба, крепко посолить его и бросить въ воду, говоря:
«Хлебъ-соль честная, плыви, куда хочешь, тебе добрый путь, а мне оставь доброе здоровье (Майковъ).
2) «Встану я, рабъ Божш. Въ чистомъ поле стоитъ баня, въ этой бане сидитъ чистая баба, — она схватываетъ, она споласкиваетъ уроки со-ясныхъ очей, съ буйной головы исъ черныхъ бровей раба Бож1я (имя). Не будь ниуроковъ, не будь ни призоровъ, не будь и завидости. Не будь ипереговоровъ. Аминь». (Три раза). (Шустиковъ).
3) Соръ изъ трехъ бань, пометь куриды, листъ чеснока — сжигаютъ и мажутъ.
4) Взять свежихъ сливокъ и сказать надъ ними (чтобы дыхаше касалось): «Во имя Отца, иСына, иСв. Духа. Ид'етъ красная девица съ сухимъ веникомъ, тушитъ, гасить банную нечистъ, мокры коросты. Какъ у этого веника листья сухн, такъ были-бы и коросты сухи; какъ у этого веника листики падаютъ, такъ-бы и чесотка спала. (ИвановсюА).
5) Раздевшись до-нага, кувыркаться по овсяному полю, потомъ сорвать часть колосьевъ и, намочивши ихъ въ ключевой воде, тереть ими все тело, после чего повесить ихъ сушиться иа дерево нли на заборъ (Абевега рус. суев.).См. Шелуди.
Чнр!й или вередъ.
Заговоръ.I. Вливаютъ въ чашку сливокъ и говорятъ на нихъ: «Рабъ Божш N... вставалъ, благословясь, шелъ
Чяр1й — Чистотел*
перекрестясь, изъ нзбы дверями, со-двора воротами, вы- шелъ въ чистое поле. Есть въ чистомъ поле сухая шалга, какъ на той шалге ни трава не растетъ, ни цветы не цве- тутъ, такъ-же-бы и у раба Бож1я не было-бы ни 4Hpin, нн вереда, ни банной нечисти. Очищается рабъ Бож1й N... во имя Отца, и Сына, н Св. Духа. Амннь». Приговаривая эти слова, помазываютъ по три раза больное место сливками. (Бурцевъ).
II. (или отъ Нарыва).«Во имя Отца и Сына, и Св. Духа, аминь. Зааминю, зааминю, зааминю все чирш, все вереда, все нарывы н всю нечисть у раба Бож1Я N.» (3 раза). Прн этомъ очерчиваютъ надъ нарывомъ кругъ, потомъ съ последнимъ словомъ делаютъ надъ ннмъ ножомъ крестъ и втыкаютъ ножъ въ сучекъ на стене или двери. (Шеш.).См. Нарывъ.
III. Очертить среднимъ пальцемъ правой руки сукъ у двери нли оконнаго косяка, приговаривая: «Какъ сохнетъ и высыхаетъ сукъ, такъ сохни и высыхай болетопъ; отъ перста нетъ огня, отъ чирья ни ядра». (Майковъ).
IV. Обведя трижды чирШ углемъ или безымяннымъ паль- цомъ и крепко прижавъ его, нужно произнести: «Ни отъ каменя плоду, ни отъ чир!я руды, ни отъ пупыша головы, умри, пропади!»
После того должно бросить уголь на опашку, приговаривая: «Откуль пришолъ, туда и пойди» (id).