Г) проверка внеаудиторной самостоятельной работы
Чтение тренировочных упражнений §6-9
3. Подведение итогов контроля (с обязательным комментированием оценок и выводами о проделанной работе. В зависимости от форм контроля этот этап можно провести в конце занятия)
4. Объяснение нового материала(план изложения-содержания, с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения)
План содержания
1. Определение спряжений латинского глагола.
2. Правило образования повелительного наклонения в ед. мн. числе.
3. Правило образования сослагательного наклонения глаголов в 3
лице ед. и мн. числа.
4. Особенности глагола «fiĕri» и его применение в рецептуре.
5. Употребление сослагательного наклонения в стандартных рецептурных формулировках.
Рецепт (receptum – «взятое» от recipio, -ere – «взять», «брать») –это письменное предписание врача фармацевту, составленное по определенной форме, об изготовлении, выдаче и способе приема лекарства. Бесспорна важность правильности написания рецептов, для чего необходимо владеть некоторыми грамматическими знаниями о глаголах, повелительном и сослагательном наклонениях, винительном падеже, аблятиве и предлогах.
В рецептуре глагол употребляется только в настоящем времени (praesens) в формах страдательного (passῑvum) и действительного (actῑvum) залогов, а также в следующих наклонениях: изъявительном (indicativus), повелительном (imperativus) и сослагательном (conjunctivus). В рецептах используются только два последних.
Латинские глаголы спрягаются, т. е. изменяются по лицам, числам, временам и наклонениям.
Четыре спряжения глаголов
В зависимости от характера основы – конечного звука основы – глаголы разделяются на четыре спряжения.
NB!
В I, II, IV спряжениях основы оканчиваются на гласный, а в III – чаще всего на согласный.
В латинском языке 4 спряжения. Принадлежность глагола к тому или иному спряжению, определяется по его неопределенной форме (infinitῑvus), которая оканчивается :
I – āre dare- давать, выдавать (дарить),signare- обозначать
II – ēre miscere– смешивать
III – ĕre (ĕ – соединительный гласный, относится не к основе и не к окончанию) recipĕre– брать
IV – īre audire– слушать, слышать
Чтобы найти основу глагола нужно отбросить в I , II , IV спряжении окончание –re (признак неопределённой формы), и в III спряжении отбросить–ĕre,т.к. ĕ– соединительный гласный звук.
NB: Следует обратить внимание на знаки долготы и краткости над буквой “e”, предшествующей окончанию–re инфинитива у глаголов II, III спряжений:
ē - принадлежит основе, указывает на II спряжение;
ě - является связующим гласным, к основе не относится; “u” или согласный основы укажут на III спряжение.
· Таким образом, к I спряжению относятсяглаголы с основой на ᾱ
Signa-re;
· ко II на ḗ(долгое)-miscḗ -re
· к III c основой на согласный звукdivid- ě-ere
· к IV- на ῑ (долгое) audi-re
Чтобы проспрягать глагол, нужно к основе глагола подставить личные окончания действительного и страдательного залогов.Только у глаголов I спряжения личное окончание –осольется с конечным а (от основы) о + а = о
В остальных случаях нет изменений.
В отличие от обычных полных словарей латинского языка в учебных словарях для студентов-медиков глагол дается в сокращенной словарной форме: полная форма 1-го лица ед. ч. настоящего времени изъявительного наклонения действительного залога (окончание -о), затем указывается окончание инфинитива -re вместе с предшествующей гласной, т. е. три последние буквы инфинитива. В конце словарной формы цифрой отмечается спряжение, например:
Откройте словарь и посмотрите.
Dare, do, are, - 1 – давать, выдавать
Miscere, misceo, ere, - 2 - смешивать
Recipere, recipio, ere, 3 – брать
Audire,audio,ire, 4 – слушать.
Например: curo, are, 1 –curare (нужно перевести в неопределенную форму, найти основу и только тогда спрягать)
Начальная форма(1-ое лицо настоящего времени) | Неопределённая форма | Спряжение | Основа |
I | |||
agito я взбалтываю | agitāre-взбалтывать | agitā(re) | |
ausculto я выслушиваю | auscultāre- выслушивать (больного) | auscultā(re) | |
сuro я лечу | curāre –лечить, заботиться | curā(re) | |
do | dāre - давать, выдавать | dā(re) | |
demonstro | demonstrāre- показывать | demonstrā(re) | |
filtro | filtrāre-фильтровать, цедить | filtrā(re) | |
laboro | laborāre- работать | laborā(re) | |
praeparo | praeparāre - готовить | praeparā(re) | |
refrigero | refrigerāre-охлаждать | refrigerā(re) | |
signo | signāre- обозначать | signā(re) | |
steriliso | sterilisāre -стерилизовать | sterilisā(re) | |
Servo | servāre-хранить | servā(re) | |
II | |||
adhibēreo | adhibēre- употреблять | adhibē(re) | |
doceo | docēre- учить, обучать | docē(re) | |
misceo | miscēre- смешивать | miscē(re) | |
III | |||
addo | addĕre- добавлять | add(ĕre) | |
colligo | colligĕre- собирать | collig(ĕre) | |
concido | conciděre-измельчать | concid(ěre) | |
conspergo | conspergěre-обсыпать | consperg(ěre) | |
coquo | coquěre-варить | coqu(ěre) | |
contero | conterěre-растереть | conter(ěre) | |
divido | dividĕre- делить | divid(ĕre) | |
diluo | diluěre-разбавлять | dilu(ěre) | |
infundo | infunděre-наливать | infund(ěre) | |
praescribo | praescriběre-выписывать, предписывать | praescrib(ěre) | |
recipio | recipĕre- брать, получать | recip(ĕre) | |
repeto | repetĕre- повторять | repet(ĕre) | |
scribo | scribĕre- писать | scrib(ĕre) | |
solvo | solvĕre- растворять | solv(ĕre) | |
sumo | suměre-принимать | sum(ěre) | |
IV | |||
dormio | dormīre-спать | dormī(re) | |
finio | finīre- заканчивать | finī(re) | |
linio | linīre-намазывать | linī(re) | |
nutrio | nutrīre- кормить, питать | nutria(re) | |
Неправильные глаголы: | |||
fio | fiěri-образовываться, получаться | fi(ěri) | |
sum | esse |
2.Повелительное наклонение. (Modus Imperativus)
Рецепт – это письменное обращение врача к фармацевту об изготовлении лекарства и т.п. Обращение имеет форму приказания, побуждения к действию, что может быть выражено формами повелительного или сослагательного наклонений.
В повелительном наклонении используются только глагольные формы 2-го лица, единственного и множественного числа: (Ты) сделай! (Вы) сделайте!.
Единственное число повелительного наклонения образуется от неопределëнной формы путëм отделения от неë окончания -re у глаголов І, ІІ, ІV спряжений, а у глаголов третьего спряжения образуется добавлением к основе окончания –е.
Можественное число повелительного наклонения образуется от основы настоящего времени путëм присодинения к ней окончания -te для глаголов І, ІІ, ІV спряжений, а к основе глаголов ІІІ спряжения – -ĭte,
Спряжение | Infinitīvus | Основа | Imperatīvus singulᾱris | Imperatīvus plurᾱlis |
I. | curāre – лечить | cura- | cura – лечи | curāte –лечите |
II. | docēre – учить | doce- | doce – учи | docēte – учите |
III. | solvĕre – растворять | solv- | solv-e– растворяй | solvĭte – растворяйте |
IV. | audīre – слушать | audi- | audi – слушай | audīte – слушайте |
В четырех глаголах третьего спряжения форма повелительного наклонения единственного числа совпадает с основой глагола:
facĕre – делать fac! – делай
dicĕre – говорить dic! – говори
ducĕre – вести duc! – веди
ferre – нести fer! – неси
Recipe. Возьми.
Misce. Смешай.
Sterilĭsa! Простерилизуй!
Da. Дай, выдай.
Signa(Обозначь.)
Приветствие: Будь здоров. Живи здоровым (досл.) Vivevale! Здравствуйте, прощайте!
Я вам: Vivite valete!
ВЫРАЖЕНИЕ ЗАПРЕЩЕНИЯ
Запрещение выражается повелительным наклонением глагола nolo - не желаю: noli - для второго лица единственного числа, nolite - для второго лица множественного числа в сочетании с неопределëнной формой основного глагола.
Noli sanare – Не лечи . Nolite sanare - не лечите.
3.УПОТРЕБЛЕНИЕ СОСЛАГАТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ В РЕЦЕПТУРЕ (CONJUNCTIVUS PRAESENTIS ACTĪVI ET PASSĪVI)
Кроме форм повелительного наклонения могут быть использованы формы латинского сослагательного наклонения пассивного залога,имеющие практически то же значение.