Эталоны ответов к вопросам исходного контроля знаний
- Физическое развитие – это процесс роста и созревания, обусловленный морфологическими и функциональными свойствами организма, которые сформировались под влиянием наследственных и внешнесредовых факторов.
- Длина тела, масса тела, окружность головы, окружность груди, поверхность тела, половое созревание.
- Рост волосяного покрова на лобке и в подмышечных впадинах, развитие грудных желез, возраст первой менструации – у девочек; рост волосяного покрова на лобке и в подмышечных впадинах, мутация голоса, оволосение лица, формирование кадыка – у мальчиков.
- Длина тела лежа (до 1 года), стоя и сидя (после 1 года); масса тела; окружность грудной клетки (после 3-х лет – на вдохе, выдохе, в паузе); окружность головы (до 7 лет); степень отложения подкожного жира; степень развития костных образований (после 6 месяцев – зубная формула, ядра окостенения); функциональные признаки физического развития (после 7 лет – спирометрия, динамометрия, становая сила); психомоторное развитие (особенно до 7 лет – держать голову, сидеть, стоять, ходить, координация и пр.).
- Биологическое развитие: в младшем школьном возрасте – число постоянных зубов, скелетная зрелость (ядра окостенения), длина тела; в старшем школьном возрасте – вторичные половые признаки, оссификация костей, характер ростового процесса (погодовая прибавка роста).
- Центильный метод основан на непараметрическом статистическом анализе. Центиль – это сотая часть вариационной шкалы (выборки). Показатели, попавшие в промежуток с 25 по 75 центили считаются средними, не попавшие в этот промежуток – выше или ниже средних, вышедшие за пределы вариационной шкалы – высокими или низкими. Соответственно этому физическое развитие оценивают как среднее, выше или ниже среднего, высокое или низкое.
- Нервно-психическое развитие – это сложный процесс становления психических и локо-моторных функций центральной нервной системы.
8. Головной мозг у новорожденного ребенка имеет относительно большую величину по сравнению с мозгом взрослого человеком. Строение мозга (количество извилин и борозд) у новорожденного такое же, как и у взрослого. Но их развитие и дифференцировка выражены слабо. В возрасте до одного года у детей идет преимущественное деление клеток глии, а дифференцировка клеток достигается к 3 годам жизни. Процесс миелинизации завершается к 3-5 годам постнатального развития.
9. Полное завершение созревания и дифференцировки структур ЦНС завершается к 8 годам.
- Сосательный, глотательный, поисковый, мигания глаз, защитный, хватательный, Моро, ползания, автоматической походки и др.
- Зрительные ориентировочные реакции, слуховые ориентировочные реакции, эмоции, движения общие, движения руки, речь понимаемая, речь активная, навыки.
- Сенсорное развитие (величина, форма), движения, игра, речь понимаемая, речь активная, навыки.
- Сенсорное развитие (цвета), движения, игра, речь активная, навыки.
- Мышление и речь, моторика, внимание и память (путем выполнения специальных заданий); социальные контакты, психическое здоровье (путем наблюдения и опроса окружающих взрослых людей).
- Эмоциональный статус: для детей до 1 года жизни – преобладающее эмоциональное состояние (положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное); для детей после 1 года жизни – настроение (бодрое или жизнерадостное, раздражительное или возбужденное, спокойное, подавленное, неустойчивое, страхи). Вегетативный статус: сон, аппетит, характер бодрствования (активное, пассивное), потливость; наличие болей, не связанных с заболеванием. Психомоторная стабильность: энурез, энкопрез. Особенности личности: взаимоотношения с взрослыми и другими детьми (положительные, отрицательные, отсутствие общения и пр.); моторика и эмоции (уравновешенные, неуравновешенные, возбужденные, заторможенные); вредные привычки (навязчивые движения !!).