Предварительный контроль знаний. 1) Основные виды возбудителей гнойной хирургической инфекции у новорожденных
1) Основные виды возбудителей гнойной хирургической инфекции у новорожденных.
2) Клиническая картина гнойной хирургической инфекции новорожденных.
3) Основные клинические синдромы.
4) Формы протекания заболевания.
5) Диагностика и общие принципы лечения хирургической инфекции новорожденных.
6) Этиология, патогенез, клиника, диагностика и лечение основных видов гнойной хирургической инфекции новорожденных (омфалит, флегмона новорожденных, мастит новорожденных, рожа, фурункул, карбункул, лимфаденит).
Окончательный контроль знаний
Ситуационная задача
На 5-е сутки жизни отмечено значительное ухудшение в состоянии ребёнка, выражен токсикоз, температура тела 38,8 °С. Ребёнок вял, заметна мраморность кожных покровов с сероватым оттенком. При обследовании обнаружена гиперемия кожи нижней части живота с переходом на промежность и бёдра. Кожа горячая, деревянистой плотности, пальпация резко болезненна. Ребёнок за сутки потерял в массе тела 120 г. Масса тела ребёнка на момент осмотра 2800 г.
Общий анализ крови: лейкоцитоз 16,Зх109/л, лейкоцитарная формула: палочкоядерные нейтрофилы 32%, сегментоядерные нейтрофилы 51%, эозинофилы 0%, лимфоциты 11%, моноциты 6%; СОЭ 6 мм/ч.
Ваш предварительный диагноз, план обследования, лечение?
Ситуационная задача
При осмотре 4-дневного ребёнка общее состояние расценено как удовлетворительное. В межлопаточной области обнаружен участок бугристой инфильтрации мягких тканей размером 6x7 см. Кожа в этой области покрыта цианотично-багровыми пятнами. Местная температура не повышена, пальпация безболезненна. В течение 4 ч наблюдения распространения процесса не отмечено. Ребёнок родился с массой тела 4200 г от первой беременности и затяжных родов.
Общий анализ крови: лейкоцитоз 9,7х109/л, лейкоцитарная формула: палочкоядерные нейтрофилы 15%, сегментоядерные нейтрофилы 38%, эозинофилы 3%, лимфоциты 32%, моноциты 12%; СОЭ 5 мм/ч.
Поставьте предварительный диагноз, определите тактику лечения.
Ситуационная задача
Вы участковый педиатр. У новорожденного 3-х недель повысилась температура тела до 38,50С, появился отёк в области левой грудной железы, кожа вокруг неё гиперемирована, отёчна, пальпация железы болезненная, определяется симптом флюктуации.
1) Предполагаемый диагноз?
2) Проведите дифференциальную диагностику.
3) Тактика детского хирурга?
4) Перечислите основные принципы лечения гнойных заболеваний?
5) Прогноз?
Ситуационная задача
В хирургическое отделение обратилась мать 3-х недельного ребёнка с жалобами на гиперемию, отёк в крестцово-копчиковой области. Гиперемия и инфильтрация стремительно распространяются на ягодицы, несмотря на обработку этого участка детским кремом. При осмотре состояние ребёнка тяжёлое, признаки интоксикации, беспокоен, в крестцово-копчиковой области определяется гиперемия кожи, инфильтрация, в центре с цианотичным оттенком.
1) Предварительный диагноз?
2) С какими заболеваниями следует дифференцировать это заболевание?
3) Основные принципы лечения гнойной инфекции?
4) Тактика хирурга?
Ситуационная задача
В приёмный покой хирургического отделения поступил ребёнок 10 лет, с жалобами на повышение температуры тела до 38,70С, боль в паховой области, при ходьбе усиливается. Болен 4 дня, общее состояние средней тяжести, определяется сгибательная контрактура в правом тазобедренном суставе, ограничение активных и пассивных движений из-за боли. В правой паховой области пальпируется образование без чётких границ, неподвижное, резко болезненное, выраженная гиперемия кожи, на подошве правой стопы обнаружена инфицированная рана со скудным гнойным отделяемым.
1) Ваш диагноз?
2) С какими заболеваниями следует дифференцировать это заболевание?
3) Тактика врача?
Обеспечение занятий
1) Больные с некротической флегмоной новорожденных, омфалитом, маститом новорожденных, рожей, фурункулом, карбункулом, лимфаденитом.
2) Таблицы: патогенез гнойной хирургической инфекции, лимфаденит, панариций, мастит, фурункул и карбункул, рожистое воспаление.
3) Слайды по гнойным заболеваниям мягких тканей.
4) Ситуационные задачи (№ 5)