Сколько весит новорожденный

ОТ СЕМЬИ НИКИТИНЫХ

(Вместо предисловия к шестому изданию)

Борис Павлович Никитин в каждое новое издание книги вносил уточнения и дополнения, пользуясь самыми разными источниками, начиная с родительской практики и кончая новейшими научными исследованиями.

К сожалению, 6-е издание книги выходит уже без нашего Дедушки (он скончался 30 января 1999 года), но мы постарались найти и учесть все его последние замечания и дополнить книгу очень важными приложениями,которые подтверждают многие выводы, сделанные в книге.

Особое внимание читателей просим обратить на приложение № 6 о прививках. Здесь даны практические советы, как родителям сделать правильный выбор.

Мы очень надеемся, что думающие и ответственные родители, воспитатели и работники здравоохранения не оставят без внимания эту информацию и помогут донести ее до всех, от кого зависит будущее детей на Земле.

Никитины

ОТ РЕДАКЦИИ

(предисловие к 5 изд. 1996 г.)

Малыш раскапризничался. У него поднялась температура, покраснело горло, течет из носу. Заболел. И сразу наваливаются тревоги и заботы, портится настроение, опускаются руки: врачи, очереди в поликлинике, больничный. Начальство смотрит косо: «Ну сколько можно бюллетенить? Нам нужны работники, а не вечно озабоченные мамаши». Знакомая картина, не правда ли? Почему же болеют наши дети? И можно ли избежать этих, казалось бы неизбежных, простуд, ангин, аллергий? Оказывается, можно. И в этом нас убеждает опыт семьи Никитиных.

Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины в представлении не нуждаются. В 1963 году состоялась их первая публикация «Правы ли мы?», в которой они делились опытом воспитания своих детей. Она вызвала целую бурю эмоций: нашлись восторженные сторонники и последователи, не меньше было и яростных противников. Но жизнь расставила все по местам. Дети у Никитиных росли здоровыми, крепкими, не по годам развитыми. Сейчас они «вышли в люди», и в доме подрастает уже следующее поколение — внуки. И наперекор статистике, утверждающей, что из десяти детей в нашей стране к школьному возрасту только один не болен, все тринадцать Никитиных-младших здоровы.

Секретами своих результатов Никитины охотно делятся со всеми желающими. За эти годы они выпустили более десяти книг, разошедшихся миллионными тиражами. Их работы изданы в Германии и Японии.

Книга, которую вы держите в руках, выдержала уже 4 издания под разными названиями. Почему мы выбрали именно ее?

Уже доказано, что основы здоровья человека закладываются еще до его рождения. Как развивается плод, как ведет себя будущая мама, как ребенок появляется на свет — все это играет огромную роль в дальнейшей жизни человека. И именно здесь мы допускаем роковые ошибки, которые потом уже невозможно исправить. Очень важен и первый год жизни малыша, важен и для его здоровья, и для развития его интеллекта. Именно этим проблемам и посвящена книга Б. П. Никитина «Детство без болезней». Написана она человеком, вырастившим семерых детей и сейчас продолжающим заниматься с внуками.

Нам представляется, что книга эта будет полезна и интересна как для мам и пап, так и для специалистов-акушеров, педиатров, воспитателей. Может быть, что-то покажется в ней спорным, с чем-то вы не согласитесь, как не могли согласиться и мы, например, с утверждением автора, что туберкулез у нас в стране уже редкость. Но тем не менее практический опыт семьи Никитиных подтверждает их правоту: дети-то у них растут здоровыми, веселыми, ловкими и смышлеными. Так что читайте, думайте, анализируйте, сопоставляйте опыт этой семьи со своим опытом, спорьте, ищите свои пути.

ОТ АВТОРА

Эта книга — еще не та идеальная азбука материнства и отцовства, учась по которой, молодые родители будут только радоваться здоровью своего малыша, гордиться его стройностью, ловкостью и восхищаться умом и талантами. Такая книга когда-нибудь, конечно, появится, а эта - рассказ о первом, трудном шаге к идеалу, и каждый, кто решится на него, увидит, какая широкая и надежная дорога открывается впереди. Книга наша больше похожа на руку помощи, протянутую в трудную минуту родителям. Мы прошли те же суровые испытания, которые выпадают на долю молодой семьи, когда в ней появляется ребенок. Но на нас эти проблемы здоровья и воспитания детишек наступали не раз и не два, а семь раз подряд, и за тридцать лет мы научились наконец справляться с многими из них, и довольно успешно.

К счастью, мы рано поняли, что официальная медицина и педагогика нам мало чем помогут и необходимо рассчитывать только на себя. Это позволило не только выжить семье, не только выйти победителями во многих битвах за детей, но и добраться до сути происходящего, до понимания причин создавшейся ситуации.

Картина пока такова: заботу о ребенке поделили между собой Министерство здравоохранения и Министерство образования, но по законам бюрократии никто не несет ответственности за конечные результаты. А семья, в которой сосредоточены главные заботы о здоровье и воспитании детей, где формируется на 80 процентов умственное развитие ребенка, осталась практически вне общественного и государственного внимания. Она страдала вместе с обществом и вместе с ним приобрела массу проблем в воспитании. Говорим и думаем о будущем, а строители этого будущего, — дети, — становятся с каждым днем все слабее, уязвимее и в морально-этическом, и в трудовом, и в социальном отношениях.

Происходит почти непрерывное ослабление здоровья маленьких детей, растет заболеваемость, но вместо того, чтобы проанализировать эти данные, показать, куда мы идем, забить тревогу, Министерство здравоохранения долго молчало и только теперь начало публиковать некоторые цифры. Появился новый термин — ЧБД (часто болеющие дети), которому, видимо, предстоит завоевать такую же «популярность», какой пользуются ОРЗ и ОРВИ(простудные заболевания). Количество часто болеющих детей (то есть 4—7 и более раз в году) доходит в некоторых детских учреждениях до 40—50 процентов. Дети-дошкольники болеют в 5 раз чаще взрослых. Растет и армия «искусственников» — несчастных младенцев, которые не знают вкуса материнского молока и сразу попадают на «телячью» диету (все молочные смеси изготавливаются на основе коровьего молока), что потом неизбежно обернется экологической (или генетической?) катастрофой. Первые сведения о ней уже поступают.

Что мы готовим этим детям в жизни? Кто может уже сейчас предсказать всю трагичность последствий искусственного вскармливания? Кто защитит наших детей уже сейчас, пока катастрофа еще не стала столь очевидной, как высыхающее Аральское море?

Есть у нас комитеты по защите матери и ребенка, но мы не только их дел не видим, но и голоса их не слышим. Видно, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Папы и мамы! Только вы можете защитить своих детей. Давайте же браться за это вместе!

За эти годы нам удалось узнать многое еще и потому, что у нас появились сотни добровольных, внимательных и умных помощников (к нам приходят до 1500 родителей в год). Это они помогли собрать невероятной ценности факты, зерна народного опыта, труды незаслуженно забытых ученых и последние данные передовой науки мира. Мы же не только обобщили, но и просеяли эти зерна через сито практики - в нашей семье, в семьях наших друзей и в десятках клубов молодых родителей в разных городах России, В итоге удалось отделить полезную информацию от вредной и от «шумов», составляющих иногда до 60-70 процентов содержания книг для родителей.

Самый важный вывод: подавляющее большинство болезней ребенка создается самими взрослыми— врачами, родителями, руководителями детских учреждений — вследствие научных и житейских предрассудков и бюрократического застоя в медицине. Все эти болезни и страдания заранее предопределены, причины их скрыты в рекомендациях популярных пособий, медицинской литературе, в инструкциях акушерам родильных домов, лекциях по радио и телевидению, различных советах и указаниях. И чем старательнее будут родители следовать им, тем больше будут болеть дети.

Надо освободить наши головы от этой вредной информации, от устаревших инструкций. Особенно трудна проблема просвещения... самих педиатров.

Одни из них видят новорожденного и мать всего несколько дней (в роддоме), а за последствия их неверных действий расплачиваются потом дети и родители месяцами, а иногда и годами, но уже прибегая к помощи других педиатров. И нет ни одного врача, который проследил бы жизнь ребенка всю целиком, от внутриутробного периода до взрослости, как это могут пока наблюдать только родители. К сожалению, у нас нет семейных врачей, а появление их могло бы стать одним из путей преодоления бюрократической безответственности.

Все надежды - на расширение гласности и выпуск этой книги. Как было бы хорошо, если бы медики восприняли ее не как вызов, брошенный противником, а как руку, протянутую для сотрудничества и взаимопомощи, - ведь в книге собрано самое главное, самое основное, что нам удалось подметить!

В отличие от врачей, которые в настоящее время лишь лечат болезнь, то есть ликвидируют последствия неразумного образа жизни, мы все усилия направляем на предупреждение болезней, на жизнь без них. У нас поэтому идругая логика действий, большая дальность предвидения в области здоровья. Мы не выписываем рецептов и не проводим курсов лечения, не рекомендуем процедур закаливания, уроков и занятий. Мы меняем обычаи, условия и стиль жизни с детьми и зовем поступатьв унисон с природой и в такт природе.Иначе музыка жизни перестает быть гармоничной.

Что обещает этот переход?

Самый первый и ближайший результат — почти полное исключение болезней ребенка в первый год жизни (пока мать кормит грудью). Болезни дошкольников смогут уменьшиться в 5-10 раз за счет снижения количества ОРВИ(простудных заболеваний), диатезов, аллергий, ожирения, ранних гипертоний и ряда других. Во-вторых, дети будут физически крепче и, в-третьих, открываются особенно широкие возможности интеллектуального развития. Дети, оказывается, могут к 8-10 годам достигнуть уровня развития современного среднего взрослого (по тестам для взрослых), а затем значительно его превзойти.

Все это создает экономию времени родителей, упрощает уход за ребенком, значительно повышает самостоятельность детей, и если взрослые достаточно мудры, то в семье устанавливаются те теплые отношения, которые делают ее крепостью, где можно укрыться от всех бурь жизни и где каждого всегда поймут и защитят.

Книга рассчитана на работу с ней, ее можно читать и с начала, и отдельными главами, но ее предстоит дополнять и совершенствовать. Пусть не смущают вас повторения и обращения к одному положению или факту по нескольку раз. Явления жизни столь многосторонни, имеют столько связей, что не всегда бывает достаточно одного к ним подхода.

Книгу мы старались составить в удобной для родителей последовательности, с тем чтобы упростить поиски необходимого материала. В конце ее приложены конспекты глав, материалы, которые копились более 20 лет и явились основой этой книги.

Ожидая малыша

Семья начинается с детей. ...Какое-то таинственное лицо стучится в нее — гость, который есть и которого нет, но который уже необходим, которого страстно ждут.

А. И. Герцен

Ребенка ожидают и мать и отец, и поэтому оба должны знать, что зависит от них, чтобы начало новой жизни было благополучным. Оказывается, не только наследственность, не только гены родителей, но и условия реализации генетической программы очень рано (а иногда и очень сильно) начинают влиять на зародившуюся жизнь. А условий этих много, они включают экологическую обстановку в районе, где живет семья, состояние медицинской науки, качество ее пропаганды, а также питание, условия работы и уклад жизни семьи. Часть этих условий исправить трудно, другие находятся в нашей власти, и разумные люди могут изменять их в лучшую сторону, если понимают их суть и значение.

Даже усложнившаяся экологическая обстановка еще не настолько плоха (исключим «хвост Чернобыля» и подобные ему районы), чтобы списывать на нее весь рост заболеваемости и ослабления здоровья людей. И наследственность у подавляющего большинства еще в норме. Наибольшее влияние на рост заболеваемости оказывают другие факторы: медицинская пропаганда, дающая массу вредных советов; обычаи нерационального питания, считающиеся нормой; всеобщая гипокинезия и гиподинамия, то есть сокращение двигательной активности вместе с ростом комфорта жизни; человеческие слабости — невежество, лень, раболепное пристрастие к удовольствиям. Все они «рукотворны», то есть созданы самими людьми, и, значит, ими же могут быть преодолены.

Поэтому мы и старались показать, что служит укреплению, а что ведет к ослаблению здоровья детей, начиная от зарождения и кончая первым-вторым годом жизни.

Чтобы правильно понимать происходящее, надо расширить свой горизонт видения и рассматривать не только то, что рядом, а и то, что делается в других странах, что было 20—40 лет назад и что стало сейчас, видеть тенденции этих процессов.

Начало жизни ребенка должно совпасть с самыми радостными и светлыми днями для матери и отца. Именно в этом смысл разумного старого обычая — свадебного путешествия. Пусть это будет приятный и интересный туристический поход молодых в «новую жизнь». Сейчас вместе с ростом материальных благ жизни возрождаются и ее гуманные основы. И пора подумать, что для молодых приятнее и полезнее: престижное, богатое и часто хмельное застолье традиционной свадьбы или такое путешествие. Пусть решают сами молодые. Мне кажется, они скорее согласятся оставить свадьбе скромное место и время. Близкие, родные и друзья соберутся на вечер, поздравят молодых супругов и проводят их в первую самостоятельную дорогу, где они останутся вдвоем, принадлежа друг другу, смогут помечтать о будущем, наметить реальные планы на жизнь.

Да и законодателям нашим пора всерьез обдумать, почему у нас предоставляются ежегодные отпуска для отдыха, декретные отпуска матерям для рождения каждого ребенка, а вот отпуск для создания семьи и один раз в жизни не дается (три дня, предоставленные молодым супругам, трудно назвать отпуском). А как было бы хорошо знать, что государство ценит, уважает и одобряет серьезные намерения молодых, заботится о начале Семьи. Пусть это будут всего 10-15 дней, но законных и неприкосновенных. Законодатели, услышьте нас!

Желанный ребенок

Обычно не придают значения тому факту, желанным или нежеланным появляется на свет ребенок. А наука уже с уверенностью утверждает: психика нежеланного ребенка травмирована еще до рождения. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Степень и характер эмоционального контакта между матерью и еще не родившимся ребенком, возможно, являются самым решающим из влияющих на возникающую психику факторов.

Девять месяцев ожидания, раздумий о малыше, его будущем, то есть сосредоточенность матери на ребенке, — это ведь не только гормональное, но и биоэнергетическое взаимовлияние, пусть пока не до конца признаваемое нашей официальной наукой, но реально сказывающееся в жизни. Добрые мысли, видимо, помогают рождению добрых чувств, недобрые — делают сдвиги в иных направлениях. Говорят даже о том, что нежеланный ребенок может отказаться брать грудь матери и взять грудь чужой, но желающей его женщины. А сосредоточенность на мыслях о ребенке, когда он становится главным для будущей мамы, очень помогает ей самой. Она может тогда с полным правом считать, что всякие жизненные неурядицы, неприятности, которые ученые называют стрессовыми ситуациями, — это мелочи жизни, не стоит обращать на них внимание и придавать им большое значение.

Это, конечно, хорошо, но так бывает не сразу, не с самого начала новой жизни, и всем родителям надо помнить, что зародыш очень чувствителен к нервным стрессам матери. В первые месяцы беременности эти стрессы могут даже привести к уродствам плода — «заячьей губе», «волчьей пасти» (несросшееся нёбо) и другим. Последнее доказано в опытах над животными в лаборатории профессора И. А. Аршавского**. Удар током или страшный вой сирены часто приводили к таким результатам. Но существовал также срок, раньше и позже которого стресс оказывался для плода не столь опасным.

Поэтому задача мужа и близких родственников беременной женщины — быть особенно снисходительными к ней именно в первые три месяца и оберегать ее от конфликтных ситуаций.

Сколько весит новорожденный

С тех пор как стали взвешивать новорожденных, оказалось, что их вес колеблется в пределах трех килограммов с небольшими отклонениями: 2,5 килограмма и «богатыри» — 3,5 килограмма, а между этими полярными данными укладывались все остальные. Однако показатели среднего веса детей (в килограммах), приводимые в медицинской литературе, говорят о тенденции к его увеличению в последние десятилетия.

Медики почему-то до сих пор не придают значения укрупнению новорожденных, а ведут речь лишь о старших детях, у которых прибавки в росте и весе были очень значительными и раньше. Явление это назвали акселерацией, его причислили к достижениям цивилизации («лучше живем, лучше питаемся», «физическое развитие детей улучшается») и без долгих раздумий составили новые нормы роста и веса в зависимости от возраста. О последствиях такого шага в те времена задумались немногие, и новые нормы вскоре стали оказывать свое действие. У меня нет сомнений, что акселерация приведет к сокращению средней продолжительности жизни.

Что же означает укрупнение ребенка к моменту рождения? Стал ли средний ребенок теперь «богатырем»? А становясь тяжелее, успевает ли он развиться?

Пока незаметно, чтобы специалисты следили за этими процессами, анализировали, чем они вызваны, и прогнозировали, к чему они приведут. А нам, родителям, следует знать, что 3 килограмма — идеальный вес новорожденного. Он выработан всей историей человечества и является оптимальной величиной, и только небольшие отклонения (0,2—0,3 килограмма в ту или иную сторону) желательны и естественны как для ребенка, так и для его мамы. Сегодняшние же «нормы» — 3,5 или уже 3,7 килограмма приведут к нежелательным результатам. Ведь крупного ребенка женщине труднее родить — более вероятны осложнения, хотя известны случаи рождения ребенка весом 5,5 килограмма без разрывов и кесарева сечения.

Наши рекомендации