Контроль исходного уровня знаний.
Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф
В 2 частях
Часть 2. Медицина катастроф
сборник методических указаний
для обучающихся к практическим
занятиям для специальности
060103.65– Педиатрия
Красноярск
УДК 614.8 (07)
ББК 51.1(2Рос),236
Б 40
Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф. В 2 ч. Ч. 2. Медицина катастроф : сб. метод. указаний к практ. занятиям для специальности 060103.65 – Педиатрия / сост. В. Е. Войконов, М. М. Анисимов. – Красноярск : тип. Крас ГМУ, 2015. – 307 c.
Составители: ст. преподаватель Войконов В. Е.;
ст. преподаватель Анисимов М. М.
Сборник методических указаний к практ. занятиям предназначен для аудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО (2010) для специальности 060103.65 – Педиатрия, рабочей программой дисциплины (2012 г.) и СТО СМК 4.2.04-11. Выпуск 1.
Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №____ от «___»_______20__)
КрасГМУ
Содержание
Занятие № 1.
Тема: «Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф»…………………………………4
Занятие № 2
Тема: «Медицинская защита и спасателей в чрезвычайных ситуациях»……24
Занятие № 3
Тема: «Подготовка лечебно-профилактических учреждений к работе в чрезвычайных ситуациях»………………………………………………………46
Занятие № 4
Тема: «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях. Виды и объём медицинской помощи. Этап медицинской эвакуации»……………………………………………………......62
Занятие № 5
Тема: «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях. Медицинская сортировка и медицинская эвакуация»………………………………………………………………………..80
Занятие № 6
Тема: «Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного (антропогенного) характера»……….90
Занятие № 7
Тема: «Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствиях)»…118
Занятие № 8
Тема: «Организация противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях»………………………………………………………………………138
Занятие № 9
Тема: «Отравляющие и аварийно опасные химические вещества (АОХВ) нервно-паралитического действия. Клиника, диагностика, лечение»……..154
Занятие № 10
Тема: «Отравляющие и аварийно опасные химические вещества (АОХВ) кожно-нарывного действия»………………………………………………….174
Занятие № 11
Тема: «Отравляющие и аварийно опасные химические вещества (АОХВ) общеядовитого действия. Клиника, диагностика, лечение»……………197
Занятие № 12
Тема: «Отравляющие и аварийно опасные химические вещества (АОХВ) удушающего действия. Клиника, диагностика, лечение»………………215
Занятие № 13
Тема: «Отравляющие и аварийно опасные химические вещества (АОХВ) раздражающего действия. Клиника, диагностика, лечение»…………..238
Занятие № 14
Тема: «Ядовитые технические жидкости»……………………………….247
Занятие № 15
Тема: «Средства индивидуальной и коллективной защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи»……………………260
Занятие № 16
Тема: «Средства радиационной и химической разведки. Систематизация изученного»………………………………………………………………..277
Список литературы………………………………………………………..306
Занятие № 1.
Тема: «Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф»
2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие
Разновидность занятия: беседа, демонстрация.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
3. Значение изучения темы: при увеличении частоты чрезвычайных ситуаций мирного времени одной из важнейших задач государства является защита населения в условиях ЧС. В связи с этим обучающиеся должны знать принципы и мероприятия по защите населения и уметь организовать их проведение формированиями ВСМК.
4. Цели обучения:
- общаяобучающий должен обладать ОК и ПК ОК-1,ОК-5, ОК-8, ПК-1, ПК-28, ПК-31, ПК-32.
.
- учебная: должен знать какие задачи решает медицина катастроф в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) в мирное и военное время, основы организации медицины катастроф, структуру и организацию формирований и учреждений, выполняющих мероприятия по ликвидации ЧС. Уметь проводить мероприятия по оказанию медицинской помощи населению, владеть методами сортировки и оказания медицинской помощи пострадавшим.
5. План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
- тестовый контроль;
- устный опрос.
Основные понятия и положения темы.
Определение и задачи всероссийской службы медицины катастроф
В жизни современного человечества всё большее место занимают проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды. Это связано с ежегодным увеличением количества возникающих катастроф природного и техногенного характера, ростом масштабов ущерба от них. В связи с этими угрозами создаются государственные и международные организации, призванные решать эти проблемы.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 г. № 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями авариями и катастрофами» сохранение жизни и здоровья населения России в условиях ЧС признано важнейшей государственной задачей.
Этим постановлением было регламентировано создание единой Всероссийской службы
катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В свете данного постановления было разработано Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 г.
Всероссийская служба медицины катастроф — функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Основа ВСМК — служба медицины катастроф Министерства здравоохранения РФ.
Служба медицины катастроф Минздрава РФ предназначена для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС. Она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей здравоохранения (лечебно-профилактическими, санитарно- гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).
Медицина катастроф — отрасль медицины, представляющая систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленной на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.
Основные задачи ВСМК следующие:
• организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооружённых конфликтах и террористических актах;
• создание, подготовка и обеспечение готовности органов управления, формирований и учреждений ВСМК к действиям в ЧС;
• создание и рациональное использование резерва медицинского имущества и материально-технических средств, обеспечение экстренных поставок лекарственных препаратов при ликвидации последствий ЧС;
• подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация;
• разработка методических основ обучения населения и спасателей в подготовке к оказанию первой помощи в ЧС;
• научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в области медицины катастроф.
Среди задач ВСМК важнейшей является медико-санитарное обеспечение населения в ЧС, включающее организацию и проведение лечебно-эвакуационных мероприятий, санитарно-противоэпидемическое обеспечение, медицинскую защиту населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, снабжение медицинским имуществом.
Кроме того, ВСМК принимает участие в следующих мероприятиях:
• в выявлении источников ЧС, способных стать причинами неблагоприятных медико-санитарных последствий, и организации постоянного их медико-санитарного контроля;
• проведении комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести возможных ЧС;
• осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС;
• разработки и осуществлении мер по социальной защите населения;
• проведении гуманитарных акций;
• обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС.
Организационная структура всероссийской службы медицины катастроф
ВСМК организуется по территориально-производственному принципу с учётом экономических, медико-географических и других особенностей региона или административной территории.
ВСМК организована на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и имеет в своём составе органы управления, формирования и учреждения.
Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.
Федеральный уровень ВСМК включает следующие звенья:
• Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями;
• органы управления, формирования и учреждения по санитарно-эпидемиологическому надзору центрального подчинения;
•центр медицины катастроф и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны, МВД и других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
• нештатные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ведомств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.
Региональный уровень ВСМК представлен такими составляющими:
•филиалами ВЦМК «Защита» с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах;
•межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям Госсанэпидслужбы и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;
•формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.
Территориальный уровень ВСМК представлен такими организациями:
•территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями;
•центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;
•нештатными формированиями ВСМК;
•клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.
Местный уровень ВСМК включает следующие звенья:
•центры медицины катастроф или станции (подстанции) скорой медицинской помощи в масштабе районов, городов;
•центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;
•лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.
Объектовый уровень ВСМК включает следующие составляющие:
• должностные лица, отвечающие за медико-санитарное обеспечение объекта в ЧС;
• медицинские силы и средства, имеющиеся на объекте.
Руководитель ВСМК на федеральном уровне — председатель федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, на региональном, территориальном и местном уровнях — председатели соответствующих межведомственных координационных комиссий ВСМК.
Служба медицины катастроф Минздрава России — основа ВСМК, обеспечивающая следующие мероприятия:
• разработку научно-методических принципов деятельности ВСМК;
• подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов ВСМК;
• разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;
• руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Начальник службы медицины катастроф Минздрава России — министр. Начальник службы медицины катастроф на региональном уровне — представитель министра здравоохранения в федеральном округе. Начальники служб медицины катастроф на территориальном и местном уровнях — руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом — руководители объектовых учреждений здравоохранения.
Органы управления Всероссийской службы медицины катастроф
На федеральном уровне органом управления служит Всероссийский центр медицины катастроф (ВЦМК) «Защита» Минздрава России. ВЦМК «Защита» — государственное многопрофильное учреждение, выполняющее функции органа управления ВСМК и службы медицины катастроф Минздрава Основные его подразделения таковы:
• управление;
• штаб ВСМК;
• филиалы ВЦМК «Защита» (в федеральных округах);
• клиника медицины катастроф с подвижным многопрофильным госпиталем (ПМГ);
• отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация);
• институт проблем медицины катастроф и подготовки кадров (с входящими в него кафедрами и научно-исследовательскими лабораториями);
• центр медицинской экспертизы и реабилитации;
• отдел медико-технических проблем экстремальной медицины;
• отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях;
•отдел медицинского снабжения со складом резерва Минздрава России для ЧС и другие подразделения.
Научно-практические подразделения разрабатывают предложения по государственной политике в области медицины катастроф с целью предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также осуществляют разработку и организуют выполнение федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК. В составе ВЦМК «Защита» действуют Учёный совет, секции Учёного совета по основным направлениям научной деятельности центра.
На региональном уровне органы управления службы медицины катастроф — филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК). Они обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на региональном и территориальном уровнях, а также мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС.
На территориальном уровне органом управления службой медицины катастроф служит территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) — учреждение здравоохранения с правом юридического лица. Он подчиняется руководителю территориального органа управления здравоохранением.
Как правило, в составе ТЦМК существуют такие структуры:
• администрация;
• оперативно-диспетчерский и организационно-методический отделы;
• отделы медицинского снабжения и материально-технического обеспечения;
• штатные и нештатные формирования — бригады специализированной медицинской помощи, подвижной госпиталь (отряд), отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санитарная авиация).
На местном уровне функции органов управления службы медицины катастроф выполняют центры медицины катастроф местного уровня (там, где они созданы), заместители главных врачей центральных районных (городских) больниц, руководители станций (подстанций) скорой медицинской помощи.
На объектовом уровне управление службой медицины катастроф осуществляют специально назначенные должностные лица по делам
ГОЧС
4. Формирования и учреждения службы медицины катастроф
.
Формирования и учреждения службы медицины катастроф организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными.
Штатные формирования службы медицины катастроф представлены следующими структурами:
• подвижными многопрофильными госпиталями;
• медицинскими отрядами;
•бригадами специализированной медицинской помощи.
Их создают в соответствии с утверждёнными штатами и обеспечивают по табелям специальным оснащением и оборудованием. Они могут работать автономно или в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Нештатные формирования создают на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за счёт их персонала на всех уровнях службы медицины катастроф:
• медицинские отряды;
• бригады (группы) специализированной медицинской помощи;
• врачебно-сестринские бригады и др.
Обеспечение их готовности к работе возложено на руководителей лечебно-профилактических учреждений. При возникновении ЧС эти формирования поступают в оперативное подчинение органов управления службы медицины катастроф соответствующего уровня.
Передвижной многопрофильный госпиталь
Основное мобильное лечебно-диагностическое формирование службы медицины катастроф — полевой многопрофильный госпиталь ВЦМК «Защита».
Он предназначен для приёма поражённых, их медицинской сортировки, оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи поражённым, подготовки их к эвакуации, временной госпитализации нетранспортабельных, а также амбулаторной помощи населению. При полном развёртывании госпиталь может за сутки принять до 250 поражённых. Для госпитализации нетранспортабельных поражённых госпиталь может развернуть до 150 коек.
Штат госпиталя состоит из:
• управления;
• основные отделения (приёмно-диагностическое, хирургическое, реанимационно-анестезиологическое, госпитальное, эвакуационное);
•подразделения обеспечения (аптека, инженерно-техническое отделение, отдел материально-технического обеспечения).
Нештатные подразделения госпиталя — 17 бригад специализированной медицинской помощи (сортировочная, диагностическая, дежурная экстренного реагирования, общехирургическая, хирургическая детская, травматологическая, нейрохирургическая, ожоговая, офтальмологическая, реанимационная, экстракорпоральной деток-сикации, терапевтическая, психиатрическая, инфекционная, радиологическая, токсикологическая и эвакуационная).
Бригады формируют из высококвалифицированных специалистов базовых лечебных учреждений.
Госпиталь может выдвигаться в зону ЧС полностью или частично. В зависимости от характера ЧС госпиталь комплектуют бригадами различного профиля. Он может развёртываться как хирургический, токсикологический, радиологический, терапевтический, педиатрический, туберкулёзный или многопрофильный.
В госпитале есть в наличии различная диагностическая и лечебная аппаратура, компактное санитарно-хозяйственное и специальное имущество, модульные каркасные палатки и необходимое оснащение, обеспечивающее автономную работу госпиталя в любых климатических условиях.
Бригады специализированной медицинской помощи
Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) могут быть штатными или нештатными. Они служат мобильными формированиями службы медицины катастроф и предназначены для специализации или усиления лечебно-профилактических учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС.
Основные задачи БСМП :
• медицинская сортировка поражённых, нуждающихся в специализированной медицинской помощи;
• оказание специализированной медицинской помощи поражённым;
• лечение нетранспортабельных поражённых;
• подготовка поражённых к эвакуации в специализированные лечебные учреждения;
•оказание консультативно-методической помощи лечебно-профилактическим учреждениям.
Штаты и табели оснащения БСМП определяют на основе типового положения о бригадах специализированной медицинской помощи службы медицины катастроф.
Бригады формируются органами управления здравоохранением на базе республиканских, областных (краевых), городских многопрофильных и специализированных больниц, центральных районных больниц, больниц скорой медицинской помощи, клиник медицинских вузов, научно-исследовательских институтов и специализированных центров медицинского профиля и комплектуются из высококвалифицированных специалистов на добровольной основе.
Назначение и изменение основного состава и дублёров персонала БСМП осуществляются приказами руководителя учреждения-формирователя.
В режимах повседневной деятельности и повышенной готовности БСМП подчиняются руководителю учреждения и находятся в оперативном подчинении руководителю соответствующего центра медицины катастроф.
В режиме повышенной готовности специалисты штатных бригад в праздничные и выходные дни осуществляют дежурство на дому по графику, утверждённому руководителем учреждения-формирователя по согласованию с центром медицины катастроф. В ЧС руководство деятельностью бригады возложено на руководителя центра медицины катастроф.
Сроки выезда (вылета) БСМП с имуществом в район ЧС определяют исходя из местных условий, но не позднее 6 ч после получения распоряжения. Режим работы бригады в ЧС в среднем 12 ч в сутки.
Снабжение БСМП медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом осуществляется учреждением-формирователем по принципу приоритетного обеспечения согласно табелю оснащения. Имущество бригады комплектуется и хранится в учреждении-формирователе в специальных укладках, готовых к быстрой выдаче.
Доставка БСМП к месту работы при возникновении ЧС осуществляется в приоритетном порядке решением соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Руководитель учреждения, формирующего БСМП, несёт прямую ответственность за формирование, их готовность к выполнению возложенных на них задач. Обязанности руководителя следующие:
• укомплектовать БСМП специалистами;
• обеспечить БСМП табельным имуществом и организовать его сохранность и обновление;
• при получении указания центра медицины катастроф обеспечить оповещение персонала БСМП и его сбор, своевременную доставку бригады в пункт сбора для отправки в зону ЧС;
• обеспечивать специальную подготовку специалистов БСМП и их аттестацию;
• осуществлять финансирование дежурств и работы БСМП в зоне ЧС.
Руководитель бригады назначается приказом руководителя учреждения-формирователя из числа наиболее квалифицированных и опытных специалистов и отвечает за состояние готовности бригады к работе в ЧС и выполнение возложенных на неё задач. Его обязанности:
• обеспечивать постоянную готовность бригады к выполнению её штатных задач;
• организовывать и проводить специальную медицинскую подготовку персонала бригады;
• знать табельное имущество бригады, место его хранения, порядок получения;
• чётко организовывать работу бригады в соответствии с задачами. Специалисты бригады подчиняются руководителю бригады. Их
обязанности:
• знать свои действия при оповещении, место сбора;
• знать задачи бригады и свои функциональные обязанности;
• совершенствовать профессиональные знания и навыки работ БСМП;
• знать табельное оснащение бригады;
• принимать участие в проведении медицинской сортировки, оказании специализированной медицинской помощи и организации эвакуации поражённых;
• осуществлять консультативно-методическую помощь специалистам в зоне ЧС лечебно-профилактических учреждений.
В соответствии с Типовым положением о бригадах специализированной медицинской помощи службы медицины катастроф существует 21 тип бригад. Наиболее часто привлекают для работы при ликвинации ЧС хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, детские хирургические, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсико-терапевтические, психиатрические и инфекционные БСМП.
Краткая характеристика бригад специализированной медицинской помощи
Хирургическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи поражённым хирургического профиля.
Объём медицинской помощи бригады:
• клинико-инструментальное обследование поражённых;
• комплексная противошоковая терапия;
• вмешательства по неотложным показаниям;
• проведение всех видов оперативных вмешательств при повреждении органов грудной и брюшной полостей, таза;
• хирургическая обработка ран;
• оказание помощи поражённым с синдромом длительного сдавления, повреждением магистральных кровеносных сосудов, различными видами острой сосудистой патологии в сочетании с обширными повреждениями прилегающих анатомических образований;
• антибактериальная терапия и др.
Состав бригады: руководитель (врач-хирург), два врача-хирурга, врач-анестезиолог-реаниматолог, две операционные медицинские сестры, медицинская сестра-анестезиолог и медицинская сестра — всего восемь человек. За 12 ч работы бригада может выполнить до 10 оперативных вмешательств.
Травматологическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи поражённым с механическими повреждениями, главным образом опорно-двигательного аппарата, и их лечения.
Объём медицинской помощи бригады:
• клинико-инструментальное обследование поражённых;
• комплексная противошоковая терапия;
• иммобилизация и обезболивание;
• операции остеосинтеза;
• различные хирургические вмешательства по жизненным показаниям;
• анестезиологические и реанимационные мероприятия.
Состав бригады: руководитель (врач-травматолог), врач-травматолог, врач-анестезиолог-реаниматолог, две операционные медицинские сестры, медицинская сестра-анестезиолог и медицинская сестра перевязочная (гипсовая) — всего семь человек. За 12 ч работы бригада может выполнить до 10 оперативных вмешательств.
Нейрохирургическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи поражённым с травмами черепа, ушибами головного мозга и позвоночника, нуждающимся в хирургической помощи.
Объём медицинской помощи бригады:
• клинико-инструментальное обследование поражённых;
• первичная хирургическая обработка ран мягких тканей головы;
• устранение вдавленных переломов костей свода черепа;
• наложение трепанационных отверстий;
• резекционные костно-пластические трепанации; •остановка внутричерепного кровотечения, удаление внутричерепных гематом, очагов размозжения мозга и инородных тел;
• декомпрессионные и стабилизирующие вмешательства на позвоночнике, удаление гематом и инородных тел из позвоночного канала и спинного мозга;
• анестезиологические и реанимационные мероприятия и др.
Состав бригады: руководитель (врач-нейрохирург), врач-нейрохирург, врач-анестезиолог-реаниматолог, две операционные сестры и медицинская сестра-анестезиолог — всего шесть человек. В течение 12 ч работы бригада проводит до шести оперативных вмешательств.
Ожоговая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшим с термическими поражениями.
Объём медицинской помощи бригады:
•проведение (продолжение) мероприятий по профилактике и лечению ожогового шока;
•интенсивная инфузионно-трансфузионная, дезинтоксикационная терапия;
•трахеостомия при ожогах дыхательных путей;
•лампасные разрезы при циркулярных ожогах груди, затрудняющих дыхание, и конечностей (с нарушением кровоснабжения);
•проведение (продолжение) мероприятий по профилактике и лечению острой сердечно-лёгочной недостаточности, инфекционных осложнений и др.
Состав бригады: руководитель бригады (врач-хирург-анестезиолог), врач-хирург, врач-анестезиолог-реаниматолог, две операционные медицинские сестры и медицинская сестра-анестезиолог — всего шесть человек. За 12 ч работы бригада может оказать помощь 30 поражённым.
Детская хирургическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной хирургической помощи детям и их лечения. Эти бригады создают на базе детских клиник медицинских вузов, НИИ, институтов усовершенствования врачей, областных, городских детских больниц, имеющих отделения хирургического профиля.
Необходимость иметь в службе медицины катастроф такие БСМП обусловлена тем, что среди поражённых в ЧС в среднем 25 % составляют дети.
Объём медицинской помощи бригады:
• клинико-инструментальное обследование поражённых;
• комплексная противошоковая терапия;
• хирургическая обработка ран;
• все виды оперативных вмешательств при повреждении органов грудной, брюшной полостей и малого таза;
• хирургическая помощь при переломах костей, синдроме длительного сдавления, термических повреждениях;
• трансфузионная и антибактериальная терапия;
• анестезиологические и реанимационные мероприятия и др.
Состав бригады: руководитель (врач-хирург детский), врач хирург-травматолог-ортопед детский, врач анестезиолог-реаниматолог, две операционные медицинские сестры, медицинская сестра-анестезиолог и медицинская сестра перевязочная (гипсовая) — всего семь человек. За 12 ч работы бригада может провести до 10 оперативных вмешательств.
Акушерско-гинекологическая БСМП предназначена для организации и оказания квалифицированной и специализированной акушерско-гинекологической помощи поражённым и больным, нуждающимся в ней, и их лечения.
Объём медицинской помощи бригады:
• клинико-инструментальное обследование;
• комплексная противошоковая терапия;
• выскабливание полости матки при маточных кровотечениях любой этиологии;
• принятие неосложнённых (неотложных) и патологических родов, в том числе оперативным путём;
• антибактериальная терапия антибиотиками направленного действия, химиопрепаратами;
• дезинтоксикационная терапия, введение десенсибилизирующих препаратов;
• симптоматическое лечение и др.
Состав бригады: руководитель (врач-инфекционист), два врача (терапевт-инфекционист и педиатр), три медицинские сестры — всего шесть человек. За 12 ч работы бригада может оказать помощь 50—100 больным.
Лечебные учреждения, участвующие в ликвидации последствий ЧС, при необходимости могут усиливаться и другими БСМП: анестезиологическими, реаниматологическими, офтальмологическими, оториноларингологическими, челюстно-лицевой хирургии, терапевтическими, педиатрическими, лабораторно-диагностическими. Все эти бригады возглавляются врачами соответствующих специальностей, имеют в составе ещё два-три врача и три-пять средних медицинских работников.
Среди других БСМП необходимо отметить следующие:
• санитарно-токсикологическую БСМП: руководитель (врач-гигиенист), врач-токсиколог, два химика-аналитика, инженер по электронной технике — всего пять человек;
•радиологическую БСМП: руководитель (врач-гигиенист), два врача-специалиста по радиационной медицине, врач лаборант-гематолог, два физика-дозиметриста, физик-спектрометрист — всего семь человек. К формированиям службы медицины катастроф, предназначенным для оказания поражённым первой врачебной помощи, относятся следующие:
• врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи;
• врачебно-сестринские бригады.
Врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи создают на базе станций, подстанций, отделений скорой медицинской помощи. Основные задачи бригады:
• медицинская сортировка поражённых;
•оказание первой врачебной помощи в установленном объёме и эвакуация поражённых из очага (зоны) ЧС.
Состав бригады: руководитель — врач, два фельдшера (либо фельдшер и медицинская сестра-анестезиолог), санитар-водитель — всего четыре человека. На оснащении бригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю. За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 поражённым.
Врачебно-сестринские бригады — нештатные мобильные формирования службы медицины катастроф, предназначенные для оказания первой врачебной помощи, организации и проведения медицинской сортировки и подготовки к эвакуации поражённых из очага. Их создают на базе городских, центральных, районных, межрайонных, участковых больниц, а также поликлинических учреждений и травм-пунктов.
Состав бригады: руководитель (врач), старшая медицинская сестра, две медицинские сестры, санитар, водитель-санитар — всего шесть человек. За 6 ч работы бригада обеспечивает оказание врачебной помощи 50 поражённым.
Комплектование медицинским имуществом врачебно-сестринских бригад осуществляют учреждения-формирователи согласно табелю. Имущество, готовое к работе, хранят в учреждении-формирователе в специальных укладках. Комплектование транспорта водителями проводится распоряжением руководителя учреждения-формирователя или решением администрации города (района).
К формированиям службы медицины катастроф, предназначенным для оказания поражённым доврачебной помощи, относятся следующие:
• бригады доврачебной помощи;
• фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи. Бригады доврачебной помощи — подвижные медицинские формирования здравоохранения, предназначены для следующих действий:
• медицинской сортировки поражённых;
• оказания им доврачебной помощи;
• подготовки к эвакуации.
Эти бригады создают и комплектуют согласно табелю на основании решения территориальных органов здравоохранения на базе городских, центральных, районных и участковых больниц, а также поликлинических учреждений, здравпунктов и используют для работы в очаге ЧС (на границе очага).
На объектах бригады могут быть созданы по решению руководителя объекта за счёт персонала медико-санитарной части (здравпункта).
Состав бригады: руководитель (фельдшер или медицинская сестра), одна или две медицинские сестры, водитель-санитар — всего три или четыре человека. За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 поражённым.
Фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи создают на базе станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи.
Состав бригады: два фельдшера (один из них руководитель), санитар и водитель — всего четыре человека. На оснащении бригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю. За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 поражённым.
Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в ЧС обеспечены следующим:
• наличием подвижных медицинских формирований, находящихся в постоянной готовности и способных работать автономно;
•регулярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом;
• использованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации поражённых современных скоростных транспортных средств;
• созданием запасов имущества и медикаментов;
• совершенствованием системы связи и оповещения, обеспечивающей своевременность получения информации о возникновении ЧС, сложившейся обстановке и оперативностью использования сил и средств службы медицины катастроф.
1. Режимы функционирования всероссийской службы медицины катастроф
В соответствии с положениями, принятыми Единой государственной системой по предупреждению и ликвидации ЧС, ВСМК организует свою работу в одном из перечисленных режимов функционирования:
• повседневной деятельности;
• повышенной готовности;
• чрезвычайной ситуации.
Организованный переход от одного режима функционирования к другому осуществляют в соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.
Режим повседневной деятельности ВСМК включает выполнение следующих мероприятий:
• участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах в плане возможных медико-санитарных последствий ЧС;
• организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;
• обеспечение готовности отделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению и организации их работы;
• организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемических очагов;
• создание и поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф, совершенствование подготовки её личного состава;
• создание резервов медицинского имущества, его накопление, обновление, контроль хранения и правильного использования;
• разработка и реализация комплекса мероприятий по материально-техническому обеспечению формирований и учреждений необходимыми материальными средствами и техническими приспособлениями, позволяющими организовать работу в условиях любых ЧС;
• участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований РСЧС.
Мероприятия режима повседневной деятельности должны обеспечить быстрый полноценный переход в другие режимы функционирования.
Уровень медицинской защиты населения находится в прямой зависимости от обеспеченности медицинскими средствами защиты, своевременности выдачи и умения населения их использовать, а также от обучения правилам поведения в очагах ЧС, способам профилактики поражений, оказания первой помощи себе и окружающим.
В режиме повышенной готовности ВСМК выполняет следующие основные мероприятия:
•оповещение о введении режима повышенной готовности и сбор личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф;
• усиление дежурно-диспетчерской службы;
• анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, и прогнозирование возможного развития обстановки;
• уточнение планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС с учётом возникшей обстановки и прогноза её изменений;
• проверка готовности к использованию материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение;
• уточнение планов взаимодействия с формированиями РСЧС и ВСМК;
• усиление наблюдения за санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения массовых инфекционных заболеваний.
Все мероприятия, проводимые службой при введении режима повышенной готовности, направлены на сокращение сроков достижения полной её готовности к ликвидации возможной ЧС.
Решение о введении режима повышенной готовности принимает начальник ВСМК данного уровня (руководитель органа здравоохранения) на основе указаний руководителя органа исполнительной власти этого уровня. При этом в зависимости от характера и масштаба ЧС определяют содержание, объём, сроки и порядок выполнения упомянутых и других мероприятий. В частности, уточняют заблаговременно разработанный план оповещения и сбора личного состава службы (только руководящего состава или всего персонала органа управления, личного состава только определённых или всех формирований и учреждений и т.п.).
В режиме чрезвычайной ситуации ВСМК проводит следующие основные мероприятия:
•оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф о введении режима чрезвычайной ситуации;
• сбор информации об обстановке в районе ЧС, её оценка и доклад председателю межведомственной координационной комиссии ВСМК;
•немедленное выдвижение в зону ЧС оперативных групп центра медицины катастроф, формирований и учреждений службы медицины катастроф;
• проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС;
• организация взаимодействия с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС, работающими в зоне ЧС;
• организация и осуществление медицинского обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС, и эвакуируемого населения;
• организация и осуществление мероприятий медико-санитарного обеспечения населения;
• организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования поражённых.
При введении этого режима в первую очередь принимают меры по получению данных об обстановке в зоне ЧС, созданию устойчивой системы управления, контролю готовности формирований, предназначенных для работы в зоне ЧС, и их выдвижению.
Содержание, объём медицинской помощи поражённым и порядок её оказания в зоне ЧС и за её пределами определяют в зависимости от вида и масштаба ЧС, наличия сил и средств, условий медико-санитарного обеспечения, при обязательном учёте официальных требований к организации лечебно-эвакуационного обеспечения.
В заключение следует отметить, что мероприятия, соответствующие режимам повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, планируют, организуют и проводят с учётом места, масштабов, характера возможной или возникшей ЧС.
Таким образом, ВСМК — централизованная государственная структура, функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Она предназначена для зффективной и быстрой ликвидации медико-санитарных последствий разнообразных аварий, катастроф, стихийных бедствий,
5.3. Самостоятельная работа по теме:
-изложение рефератов;
- решение ситуационных задач
5.4. Итоговый контроль знаний:
- ответы на вопросы по теме занятия;
- решение тестовых заданий по теме;
- решение ситуационных задач.
Тестовые задания по теме.
001. ВО ВСЕРОССИЙСКУЮ СЛУЖБУ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ ОРГАНИЗАЦИОННО ВКЛЮЧЕНЫ
1) СМК РСЧС, СМК МЗ РФ, СМК МПС, СМК МВД;
2) СМК МЗ РФ, СМК МО РФ, СМК МВД, силы и средства МПС и других ФОИВ;
3) СМК МЗ, силы и средства ликвидации последствий ЧС ФСБ, Минатомэнерго, МЧС, РСЧС;
4) МЧС, РСЧС, ГО и ЧС;
5) МСГО, ВСМК, РСЧС, МЧС и ГО.
002. СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ СМК МЗ РФ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ МЕДИКО-САНИТАРНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС ЯВЛЯЮТСЯ
1) Подвижные отряды, бригады, группы специалистов;
2) Подвижные госпитали, отряды, бригады, группы специалистов;
3) Штатные и нештатные формирования;
4) Силы и средства ЛПУ, СЭС, ЦГСЭН;
5) Подвижные формирования и учреждения ВЦМК, РЦМК, ТЦМК, станций и подстанций скорой медицинской помощи.
003. ОСНОВНЫЕ ШТАТНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ПМГ ИЗ ВЦМК «ЗАЩИТА»
1) Приемно-диагностическое, хирургическое, анестезиолого-реанимационное, госпитальное, эвакуационное;
2) Управление, основные отделения, отделение МТО, бригады СМП;
3) Приёмно-сортировочное, отделение специальной обработки, операционно-перевязочное, госпитальное, эвакуационное отделения;
4) Приёмно-эвакуационное, отделение ЧСО, хирургическое, госпитальное, лабораторно-диагностическое отделения;
5) Приёмно-сортировочное, лабораторное, интенсивной терапии, госпитальное, эвакуационное отделения.
004. CРЕДСТВАМИ СМК ЯВЛЯЮТСЯ
1) медицинское имущество и техника, состоящие на оснащении.
2) основное, малоценное и расходное медицинское имущество;
3) медицинское имущество годное новое, годное находящееся в использовании и после ремонта;
4) медицинское, санитарно-хозяйственное имущество и техника
5) медицинское, санитарно-хозяйственное и специальное имущество и техника, состоящие на оснащении
005. ВОЗМОЖНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОФИЛЕЙ БСМП, ПРИДАВАЕМЫХ ПМГ
1) 8;
2) 9;
3) 16;
4) 17;
5) 21;
006. ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ БСМП НЕ ЯВЛЯЮТСЯ
1) медицинская сортировка пораженных, нуждающихся в специализированной медицинской помощи;
2) оказание специализированной медицинской помощи пораженным и лечение нетранспортабельных пораженных;
3) подготовка пораженных к эвакуации в специализированные ЛПУ;
4) эвакуация пораженных в специализированные ЛПУ;
5)оказание консультативно-методической помощи пораженным в ЛПУ.
007. ВОЗМОЖНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОФИЛЕЙ БСМП, СОЗДАВАЕМЫХ В ВСМК
1) 8;
2) 9;
3) 16;
4) 17;
5) 21;
008. ШТАТ БСМП ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
1) Руководитель – хирург, 1 хирург-травматолог, 1 анестезиолог, 2 опер. м/с,1 м/с-анестезист;
2) Руководитель – хирург, 2 хирурга-травматолога, 1 анестезиолог, 2 опер. м/с, 1 м/с-анестезист, 1 м/с – перевязочная (гипсовая);
3) Руководитель – хирург, 1 хирург-травматолог, 1 нейрохирург, 1 анестезиолог, 2 опер. м/с,1 м/с-анестезист;
4) Руководитель – нейрохирург, 2 нейрохирурга, 1 анестезиолог, 2 опер. м/с,1 м/с-анестезист;
5) 2-3 врача-специалиста, 3-5 средних мед. работника, 1-2 санитара.
009. ВОЗМОЖНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ МЕД. ПОМОЩИ БСМП ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
1) За 10 часов работы – до 6 оперативных вмешательств;
2) За 12 часов работы – до 6 оперативных вмешательств;
3) За 12 часов работы – до 10 оперативных вмешательств;
4) За 12 часов работы – до 30 оперативных вмешательств;
5) За 12 часов работы – до 50 оперативных вмешательств;
010. ВОЗМОЖНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ МЕД. ПОМОЩИ ИНФЕКЦИОННОЙ БСМП:
1) За 12 часов работы – до 6 человек;
2) За 12 часов работы – до 10 человек;
3) За 12 часов работы – до 30 человек;
4) За 12 часов работы – до 50 человек;
5) За 12 часов работы – 50 - 100 человек;
Ситуационные задачи по теме.
Задача № 1. В ЦРБ из очага катастрофы доставлено 82 пораженных с травмами различной степени тяжести, из них нуждающихся в проведении полостных операций на органах брюшной полости – 45 %, нуждающихся в проведении операций на опорно-двигательном аппарате – 40%, нуждающихся в проведении комбустиологической помощи 10 %, остальные с закрытыми и открытыми повреждениями головного и спинного мозга.
Вопрос: Рассчитать потребность в БСМП различного профиля и время для оказания оперативной помощи.
.
Задача № 2. При выдвижении в очаг катастрофы - взрыва кислорода в цехе предприятия, врачебной выездной бригадой скорой медицинской помощи на месте аварии обнаружено 76 пострадавших различной степени тяжести.
Вопрос: Рассчитать потребность в бригадах скорой медицинской помощи на месте аварии.
Задача № 3. В условиях низкой видимости на железнодорожном переезде столкнулись рейсовый автобус и грузовой железнодорожный состав. На момент столкновения в автобусе было 52 человека пассажиров и водитель. Соотношение погибших и раненых составило 1:2.
Вопрос: Сколько фельдшерских бригад скорой медицинской помощи потребуется для оказания медицинской помощи на месте аварии?
Домашнее задание для уяснения темы занятия.
(Согласно методическим указаниям для обучающихся к внеаудиторной работе студентов по теме следующего занятия)