Допишите предложения и вставьте пропущенные слова
4.1. В состоянии покоя клеточная мембрана хорошо проницаема для ионов ____, слабо проницаема для ионов ___ и ____, непроницаема для крупных _____________.
4.2. В покое внутренняя поверхность плазматической мембраны заряжена _________________ по отношению к наружной.
4.3. Допишите обозначения к уравнению Нернста:
R•T [К+нар.]
Еion=------- •ln ----------- , где
z•F [К+вн.]
Еion – ____________________________________________
R – _____________________________________________
T – _____________________________________________
z – ______________________________________________
F – ______________________________________________
[К+нар.] __________________________________________
[К+вн.] ___________________________________________
4.4. Адекватный раздражитель – это ____________________________
____________________________________________________________________
Неадекватный раздражитель – это ______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вопросы и задачи для самопроверки
5.1. Какие функции в составе плазматической мембраны выполняют углеводы, белки и липиды?
5.2. Какое свойство плазматической мембраны клетки позволяет поддерживать градиент концентрации ионов снаружи и внутри?
5.3. Какое уравнение позволяет описать скорость диффузии?
5.4. Чем отличаются различные виды транспорта веществ через мембрану клетки?
5.5. Каковы условия возникновения мембранного потенциала?
5.6. Какими способами можно узнать величину мембранного потенциала?
5.7. Ионные каналы мембраны возбудимой клетки регулируют амплитуду мембранных потенциалов. Яд тетродотоксин избирательно блокирует натриевые каналы. Как изменится потенциал покоя возбудимой клетки при воздействии этим ядом?
5.8. Изменится ли величина потенциала покоя, если искусственно снизить концентрацию ионов калия внутри нервного волокна на 30 %?
5.9. Как изменится мембранный потенциал, если поток натрия внутрь клетки увеличится, а количество калия останется прежним?
5.10. Как изменится величина потенциала покоя нейрона теплокровного животного при охлаждении?
Литература
1. Мышкин И.Ю., Тятенкова Н.Н. Физиология возбудимых и сенсорных систем: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1998. 64 с.
2. Основы физиологии человека. Под ред. Б.И. Ткаченко. СПБ., 1994. Т. 1. 567 с.
3. Тятенкова Н.Н. Физиология висцеральных систем. Часть 1. Механизмы регуляции функций: текст лекций. Ярославль: ЯрГУ, 2010. 72 с.
4. Физиология человека. Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. М.: Медицина, 1997. Т 1. 448 с.
Тема: «Физиология возбудимых систем»
Цель занятия: сформировать представления об электрических явлениях в живых системах и роли возбудимых тканей в обеспечении специфических функций организма.
В результате освоения темы студенты должны:
Знать:
· основные термины и понятия (раздражимость, возбудимость, проводимость, рефрактерность, лабильность, локальный ответ, критический уровень деполяризации, потенциал действия);
· свойства, механизм возникновения и распространения потенциала действия;
· законы возбуждения нервного волокна;
· законы проведения возбуждения по нерву.
Уметь:
· воспроизводить исторические опыты по электрофизиологии;
· демонстрировать законы проведения возбуждения по нерву.
Владеть:
· методами электрофизиологического исследования.
Вопросы для самоподготовки
1. Исторические сведения об изучении биоэлектрических явлений.
2. Возбудимые ткани: виды и физиологические свойства.
3. Законы раздражения. Кривая «сила-длительность».
4. Механизм возникновения и свойства локального ответа.
5. Фазы, механизм возникновения и свойства потенциала действия.
6. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия.
7. Распространение потенциала действия по нервному волокну.
8. Классификация нервных волокон. Законы проведения возбуждения по нервному волокну.
Задания для самостоятельной работы
1. Заполните пропуски в словаре терминов
Словарь терминов
________________ – способность плазматической мембраны возбудимых тканей изменять ионную проницаемость и мембранный потенциал спонтанно или в ответ на адекватный стимул.
_________________ – способность тканей проводить возбуждение по мембране клеток.
________________ – кратковременное отсутствие или снижение возбудимости нерва или мышцы после предшествующего возбуждения.
__________________ – мера функциональной подвижности тканей.
Рассмотрите рисунки
2.1. Какой физиологический закон иллюстрирует кривая, изображенная на рисунке? Закон _________________________________________________.
Какими буквами на графике обозначены:
· реобаза ______
· удвоенная реобаза _______
· хронаксия ______
· полезное время _____.
2.2. Назовите компоненты потенциала действия, обозначенные на рисунке цифрами:
1 ____________________________________
2 ____________________________________
3 ____________________________________
4 ____________________________________
5 ____________________________________
Заполните таблицы
3.1. Сравнительная характеристика потенциала действия и локального ответа:
Свойство | Локальный ответ | Потенциал действия |
Достижение критического уровня деполяризации | ||
Зависимость от силы раздражителя | ||
Способность к суммации | ||
Способность распростра-няться по мембране |
3.2. Соотнесите фазы потенциала действия и фазы возбудимости нервной клетки:
Фаза потенциала действия | Фаза возбудимости, ее характеристика |
3.3. Физиологические свойства разных типов нервных волокон: