Программа самоподготовки студентов к теме
• Выучить приведенные теоретические вопросы (см. перечень источников информации)
• Уметь проводить опрос и объективное обследование больной ребенка с поражением органов пищеварения, интерпретировать данные дополнительных методов исследования
• Обратить внимание на анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей.
Содержательный модуль 8. Система пищеварения у детей
Тема 11. Семиотика поражений органов пищеварения.
Тема практического занятия: Семиотика поражений органов пищеварения и основных заболеваний у детей. Абдоминальный синдром.
Место: учебная комната в гастроэнтерологическом отделении.
Профессиональная ориентация студентов.В последние годы наблюдается рост патологии органов пищеварения у детей и подростков.Органы пищеварения ребенка имеют ряд морфологических и функциональных особенностей, без учета которых не могут быть правильно оцененны результаты клинического обследования и поставленный клинический диагноз. Знание анатомо-физиологических особенностей пищеварительной системы дают возможность организовать рациональный пищевой режим и уход за ребенком. В работе врача важное значение имеют практические навыки и методики обследования пищеварительной системы. Распознавание основных симптомов поражения обеспечивает раннюю диагностику патологии пищеварительного тракта и позволяет выбрать диагностические алгоритмы. Постановка клинического диагноза базируется на основе четкого знания симптоматики поражений пищеварительной системы, которая имеет значение для своевременного начала лечения.
Базовый уровень знаний и умений:
№ | Дисциплина | Знать |
1. 2. 3. 4. | Анатомия Нормальная физиология Гистология Патологическая физиология | Развитие органов пищеварения человека во внутриутробном периоде. Анатомическое строение пищеварительной системы. Регуляция и функционирование пищеварительной системы детей разного возраста. Пищеварение и всасывание в разных отделах желудочно-кишечного тракта. Моторная и евакуаторна функция органов пищеварения. Гистологические особенности строения органов пищеварения в разные возрастные периоды детства. Основные компенсаторные и адаптационные механизмы пищеварительной системы. Патологическая физиология билирубинового обмена. Патология пищеварения |
План проведения занятия
№ | Элементы практического занятия | Время (минуты) |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Проверка присутствующих. Оглошение темы и цели занятия и её актуальность. Исходный контроль и его анализ. Теоретический разбор материала. Семиотика повреждений органов пищеварения. Распределение больных для курации. Самостоятельная курация больных. Оформление протоколов осмотра больного с оценкой состояния пищеварительной системы и обоснованием патологичесих симптомов и синдромов. Розбор больных. Подпись протоколов. Исходный контроль знаний, решение клинических ситуационных заданий. Выводы и итоговая оценка знаний и умений студентов и задания для самостоятельной подготовки к следующему занятию. | 5 мин 15 мин 15 мин 20 мин 10 мин 10 мин 5 мин Итого: 80 мин |
Перечень теоретических вопросов:
1) Семиотика поражений травной системы:
а) “острый” живот;
б) гастроентероколитический синдром;
в) синдром мальабсорбции;
г) заукроп;
д) синдром желтухи;
е) синдром печеночной недостаточности;
ж) функциональная диспепсия (гастродуоденит);
з) язвенная болезнь желудку и двенадцатиперстной кишки.
Методика проведения практического занятия:
1. После проверки присутствующих и объявление темы занятия с указанием на ее актуальность преподаватель проводит письменный входной контроль знаний.
2. Теоретический разбор материала.
3. Преподаватель распределяет больных для самостоятельного обследования, дает задачу.
№ | Задача | Указания преподавателя студентам | Примечание |
1. 2. 3. | Собрать анамнез у больного с патологией травной системы. Провести объективное обследование травной системы. Сделать вывод о состоянии пищеварительной системы у ребенка. Определить синдром поражения. | Алгоритм сбора анамнеза • Анамнез болезни: а) начало заболевания; б)первые клинические симптомы; в)проводилось ли лечение, какими препаратами? г) динамика заболевания д) жалобы больного на момент курации • Анамнез жизни: а) ход беременности у матери; б) ход родов; в) состояние здоровья ребенка в период новорожденности и грудного возраста; г) заболеваемость ребенка; д) наличие аллергических реакций; е) наследственность больного. Алгоритм практической работы студента 1) осмотр больного: положение в кровати, осмотр ротовой полости, осмотр живота; 2) поверхностная и глубокая методическая пальпация кишечника, желудка, печени, поджелудочной железы; 3) болевые зоны и точки поджелудочной железы; 4) симптомы при холецистопатиях у детей; 5)перкуссия, определение границ печени по Курлову; 6)аускультация кишечника. Алгоритм практической работы студента 1) Определить патологические изменения (симптомы) в состоянии пищеварительной системы. 2) Сделать сведение патологических данных (симптомов) в единое целое – синдром. 3) Сделать вывод о синдроме поражения пищеварительной системы. | Необходимо задавать вопросы, которые касаются пищеварительной системы. Необходимо выявить факторы риска развития заболевания пищеварительной системы. Обследование больного проводить с учетом возрастных особенностей ребенка. Дать оценку выявленных изменений с учетом возрастных особенностей. |
4. Студенты оформляют протокол осмотра больного с оценкой состояния пищеварительной системы и обоснованием патологического синдрома.
5. Преподаватель проводит разбор больных с анализом обоснования патологического клинического синдрома. Подпись протоколов.
6. Преподаватель проводит заключительный контроль знаний студентов по данной теме с использованием ситуационных клинических задач.
7. Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задание к самостоятельной подготовке к следующему занятию.