Воргольская икона Божией матери
Июля
Икона Божией Матери Воргольская находится в Богородице-Рождественской церкви села Воргла Глуховского уезда Черниговской губернии. Икона эта весьма древняя и помещается в Воргольском храме с незапамятных времен. На серебряной короне, украшающей икону, есть надпись, из которой видно, что корона пожертвована в 1751 году.
Предание и народная молва приписывают Воргольской иконе многочисленные чудотворения. Для проверки этого в 1850 году по распоряжению духовной власти было произведено особое расследование, которое подтвердило действительность чудотворной силы, истекающей от св. Воргольской иконы Богоматери. После этого Св. Синод определил: «По вниманию к изложенным благодатным исцелениям, проистекающим от иконы Божией Матери, не препятствовать чтить местно сию икону по вере притекающим к ней с молитвою».
В разное время от этой иконы получили исцеление многие безнадежно больные. В 1848 году, когда здесь сильно свирепствовала холерная эпидемия, икону носили по всем зараженным местностям. При этом было замечено, что там, куда приносили икону, болезнь ослабевала, а затем и совсем прекращалась.
В 1867 году местным причтом был составлен подробный доклад епархиальному начальству о семи засвидетельствованных случаях исцелений при иконе Богоматери болезней рук, ног и расслабления всего тела. Многочисленные исцеления силою Богоматери через эту икону продолжают совершаться и до настоящего времени.
«Страстная» икона Божией матери
Августа
На Тверской улице, в Москве, возвышаются прекрасные здания, собор, высокие стены и легкая колокольня со звучными колоколами Страстного монастыря. Здесь пребывает Страстная чудотвораня икона. Называется она так потому, что около лика Богоматери изображены два ангела с орудиями страстей Господних, – крестом, губкою и копием.
Современница царя Михаила Феодоровича, жительница нижегородского села Палец (или Палицы), вотчины князя Лыкова, была одержима беснованием после вступления в замужество, и в течение семи лет дошла до такого отчаяния, что не раз покушалась на самоубийство. Как-то, придя в чувство, она стала просить Богоматерь избавить ее от тяжкой болезни и дала обет, если выздоровеет, поступить в монастырь. Она была исцелена, но вопреки данному слову продолжала супружескую жизнь, имела детей и воспитывала их. Когда она вспомнила о нарушении обета, то снова заболела и слегла в постель. В это время кто-то приблизился к двери и сотворил обычную молитву. Затем двери отворились, и в комнату вошла Богоматерь. На Ней было багряное одеяние с золотыми крестами. Какая-то дева сопровождала Владычицу.
– Екатерина, – раздался голос Царицы Небесной, – почему ты не исполнила данного обета – в иночестве послужить Моему Сыну и Богу? Иди теперь и возвести всем о Моем явлении и скажи, чтобы миряне воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты и жили бы в целомудрии и нелицемерной любви друг к другу, почитая воскресные и праздничные дни.
Больная не решалась исполнить приказание. Тогда Богоматерь явилась ей еще два раза, и в последний Екатерина была наказана: ее голова обратилась на сторону, рот был искривлен, а тело расслаблено. После этого наказания Богоматерь приказала ей идти в Нижний Новгород и отыскать там иконописца Григория, у которого находится образ под именем «Одигитрия». Екатерина должна была рассказать Григорию о явлениях Богоматери и, собрав Ее именем семь серебряных монет, отдать их иконописцу на украшение образа. За это Богоматерь обещала ей исцеление. Екатерина нашла иконописца и образ и была исцелена.
После этого совершались от иконы и другие чудеса.
Нарвская икона
Августа
Нарвская икона Богоматери прославилась в 1558 году, когда русские войска осаждали город Нарву. Во время этой осады пьяные нарвские немцы нашли в одном доме, в котором когда-то жили русские купцы, икону Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Хозяин этого дома, а вместе с ним и его нетрезвые гости стали глумиться над святым образом. Этого словесного глумления и одного ругательства им показалось мало, и скоро они перешли к действию. Хозяин дома сделал дерзкое предложение, которое было принято всеми пьяными и обезумевшими от злобы на русских гостями.
– Эта безобразная доска, – говорил он, – поставлена была для русских купцов, нам же она не нужна, поэтому бросим ее в огонь.
Тотчас же икона была снята со стены и со злобою брошена в огонь под котлы, в которых варилось пиво. Но пламя вместо того, чтобы сжечь образ Богоматери, устремилось кверху и зажгло крышу дома. Это было в воскресный день. Воздух был чист и тих. Однако, как только показалось пламя на крыше дома, внезапно поднялась сильная буря; ветер раздувал пламя, быстро перебрасывал его с одного дома на другой, и вскоре почти весь город был охвачен ужасным огненным потоком.
Видя это пожарище, немцы растерялись. Пользуясь их смятением, русские войска сделали приступ к городу и взяли его. Близ Нарвы находилось немецкое войско, но оно по какому-то странному ослеплению не хотело оказать помощи своим осажденным единоплеменникам.
Когда пожар утих и город был очищен от немцев, тогда в пепле русские нашли две иконы – икону Божией Матери и икону Николая Чудотворца. Оба святых образа сохранились совершенно невредимыми, нисколько не пострадав от огня.