Гиппократ как социальный врач
Любой современный врач знает о Гиппократе (460— 370 до н.э.) хотя бы четыре
вещи: 1) клятву Гиппократа, 2) маску Гиппократа (выражение лица при сердечно-
легочной недостаточности), 3) шапку Гиппократа (повязку, которая накладывается на
голову при травмах черепа), 4) темпераменты Гиппократа (сангвиник, холерик, флегматик
и меланхолик).Гиппократ поклонялся одному Богу — Асклепию (римский Эскулап). Это от него
пошло называть врачей «асклепииды» (эскулапы). Жил Гиппократ в интересное время, во
многом напоминающее наше. Ему было 30 лет, когда началась Пелопонесская война, в
которой победила Спарта. Самый активный период деятельности Гиппократа совпадает с
расцветом Лакедемона. Гиппократ умирает в возрасте 90 лет, и вслед за ним уходит в
небытие величие Спарты после ее поражения в войне с Фивами. Он никогда не был в
Спарте. Но именно государственный опыт Лакедемона, особенно, что касалось
общественного здоровья, двусмысленного положения врача в Спарте, и великого, и
опасного одновременно, тщательно изучался Гиппократом... Он имел оппонентов как бы с
двух противоположных сторон: оттуда, из древнего Египта, где врачи оставались по сути
дела служителями культа Осириса — бога смерти. И со стороны могущественной и
здоровой Спарты, где болезни, как и уродства, считались самым постыдным делом.
Остановимся и мы на спартанском опыте оздоровления государства и народа несколько
подробнее.
Правление халифов: Ибн Сина (Авиценна) как социальный врач
История цивилизованного человечества не знает другой формы правления, при
которой так высоки были бы социальная значимость и положение врача в обществе, как
при халифате. Халифат установлен был и в некоторых странах Западной Европы в
результате арабских завоеваний в VII—IX вв. Просуществовал он до 1924 г., когда был
свергнут в последней стране — Турции. Ибн Сина (Авиценна для Запада) жил и творил
при халифате, был придворным лекарем и визиром при нескольких халифах. Он родился в
980 г. близ Бухары, умер в 1037 г. Много путешествовал по всему миру — от Китая,
Японии и Индии до Англии и Испании. Главным его интересом и занятием всей жизни
была, конечно, медицина, хотя он был и выдающимся математиком, и физиком, и
философом, и, литератором, и государственным деятелем. Основной свой труд —
«Энциклопедию» — он назвал книгой исцеления, хотя в ней нет ни одного раздела по
медицине (она включает следующие разделы: 1) Логика, 2) Физика, 3) Математика, 4)
Метафизика). А вот обобщение своей врачебной практики и опыта медиков стран, где он
бывал, Ибн Сина включил в «Канон врачебной науки», создав первую в истории23
медицинскую энциклопедию, которая сразу стала пользоваться огромной популярностью
во всем цивилизованном мире. «Медицинская энциклопедия» Авиценны переводилась на
латинский язык 30 раз. На русский язык она впервые была переведена в 1954—1960 гг. Со
времени появления «Канона» медицина стала единой, традиционной и научной
дисциплиной. Ибо в каноне объединены знания в области медицины и практические
рецепты лечения различных заболеваний, во-первых, стран Севера и Юга, Запада и
Востока, а во-вторых, что важно знать современным «целителям», исчезло деление
медицины на собственно научную и традиционно-народную. Все, что было ценного в
медицине разных народов, от малых до великих, было включено в единый канон. Со
времен Авиценны все последующие великие деятели медицины бережно сохраняли и
пополняли запасы медицинских знаний, откуда бы они ни черпались. Современные
попытки различных спекулянтов вокруг страданий и болезней человека,
провозглашающих себя «народными, традиционными целителями», игнорирующими
медицинские знания, являются несостоятельными, а по сути дела — обыкновенным
шарлатанством, тянущим корни свои от магов, жрецов и целителей фараоновского
Египта.
Нельзя понять разделы «Медицинской энциклопедии» Авиценны без
«Нравственных характеров» Теофраста и «Этики» Аристотеля. Именно на них базируются
все социально-медицинские воззрения Ибн Сины. Он ввел в научный и врачебный обиход
представления о медицинской этике и деонтологии (от греческого «деос» — долг). Они
являются важнейшими составными частями современной социальной медицины.
Врачи задолго до Ибн Сины добились самого высокого положения при дворе
халифов. Они отвечали не только за здоровье нации и самих халифов, но и решали
множество социально значимых задач. Любой военный поход планировался и под эгидой
врачей. Они должны были внести в военный план как минимум следующие разделы: 1.
Физическое и нравственное состояние войска. 2. Гигиена воинов и живности (лошадей,
верблюдов, коров, птицы и т.д.). 3. Половое (сексуальное) обеспечение воинов. 4. Рацион
войска. 5. Медицинское обеспечение раненых. 6. Профилактика эпидемий среди воинов.
7. Природно-климатические условия местности, куда отправляется войско. 8. Санитарно-
эпидемиологическое состояние населения, которое завоевывалось. 9. Последствия
(природные, эпидемиологические, социальные, медицинские) военных действий и др.
Кстати, последнему пункту особое значение придавал и Наполеон, написав
соответствующий раздел в своей «Военной тактике и политике».
Таким образом, врачи времен халифов порой решали судьбы стран и народов,
запрещая по тем или иным медицинским показаниям идти в поход. Они являются
первыми военными социальными врачами.
Но они управляли судьбами и отдельных людей — от халифов до простых
смертных: кому, когда и на ком жениться; что следует делать, а от чего нужно
воздержаться во имя здоровья (которое в халифате было, как и у спартанцев, важнейшей
государственной ценностью).
Врачи времен халифов были и нравственными судьями. Нравственная чистота и
жизнь по совести считались непременными атрибутами здорового образа жизни. Ибн
Сина впервые одел медицинских работников в белые халаты, в одежду, которую
разрешалось носить только самим халифам! «Белый халат» — символ чистоты и
незапятнанности (кстати, слово «халат» происходит от слова «халиф») — стал знаком
медицинского работника.
Итак, мы заканчиваем исторический экскурс социальной медицины разбором
указанных периодов. Почему? Ведь медицина не стояла на месте и, естественно,
развивалась вместе с цивилизацией и культурой. Были средние века. Была эпоха
Возрождения. Можно перечислить много славных деятелей из истории медицины,
сыгравших значительные роли и в становлении институтов социальной медицины, в том
числе и наших, отечественных... Мы остановились на этих этапах потому, что все24
основные понятия, которыми оперирует и ныне медицина (жизнь, смерть, умирание,
боль, болезнь, инвалид, врожденный, приобретенный, страдание, переживание, лечение,
лекарство, операция и т.д.) и все основные медицинские каноны (как чисто
профессиональные, так и этико-деонтологические) были заложены и сформировались в
эти времена. И только в наше время, прямо на наших глазах они радикально меняются.
Благодаря достижениям научно-технического прогресса (назовем здесь лишь
клонирование и производство искусственных органов) фундаментальные представления
всех времен и народов о жизни и смерти оказываются устаревшими... И многое другое,
очевидное и понятное для врачей, катастрофически теряет свой смысл.
Мы указали эти периоды в истории человечества еще и для того, чтобы четко
определить роль и место социальной медицины в современном обществе.