Развитие медицинского образования в Республике Казахстан
В рамках Государственной Программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы перед системой медицинского образования была поставлена задача по созданию конкурентоспособного кадрового потенциала здравоохранения через совершенствование системы додипломного, последипломного образования и непрерывного профессионального развития кадров. Казахстанская система медицинского образования с момента приобретения независимости в 1991 и до 2006 г. включительно продолжала развиваться в условиях методологической базы, структуры и содержания, сформированных в годы СССР. Необходимо отметить, что для того времени существовавшая система медицинского образования была эффективной. Однако мировые тенденции в образовании в целом и в медицинском образовании в частности изменили требования как к содержанию, так и к применяемым образовательным технологиям. Анализ сложившейся ситуации привел к необходимости разработки «Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан», на основании которой в 2006 г. был разработан новый государственный общеобязательный стандарт образования для медицинских и фармацевтических специальностей. В ходе реализации Концепции достигнуты очевидные результаты. В медицинских вузах республики осуществляется 3-уровневая система высшего образования: бакалавриат, магистратура, PhD-докторантура. На сегодняшний день существенно улучшена и обновлена материально-техническая база медицинских организаций образования с учетом постоянно развивающегося клинического аспекта медицины – в вузах открыты и успешно функционируют современные лаборатории, Центры практических навыков. Проведена работа по обучению преподавателей вузов новым образовательным технологиям в лучших зарубежных медицинских школах и внутри страны с привлечением ведущих международных специалистов в области медицинского образования. На сегодняшний момент используются новые подходы к отбору и приему абитуриентов в медицинские вузы страны путем ежегодного повышения минимального порогового балла для зачисления. Сегодня у медицинских вузов республики есть уникальная возможность создания совместных образовательных программ с вузами ближнего и дальнего зарубежья, что открывает широкие перспективы для дальнейшего развития академической мобильности студентов и преподавателей. Во всех медицинских организациях образования страны внедрены новые программы, в основе которых – международные требования к подготовке специалистов здравоохранения. Современные образовательные программы отражают потребности рынка труда и согласованы со всеми заинтересованными лицами. Роль студента в образовательном процессе в настоящее время является главенствующей – современные программы медицинского образования ориентированы в первую очередь на него. Прежде всего, учебный процесс сегодня ориентирован на формирование профессиональной компетентности будущих врачей. Помимо обязательного компонента базовых и профилирующих дисциплин в стандарте предусмотрена возможность выбора дисциплин и формирования индивидуальной образовательной программы в соответствии с интересами студентов.
Основой успеха лучших мировых медицинских школ является сочетание ключевых факторов: наличие ресурсов, концентрация талантов (как преподавателей, так и студентов), а также эффективное управление. В настоящее время Карагандинский государственный медицинский университет соответствует требованиям, предъявляемым к ведущим медицинским организациям образования. Сегодня КГМУ входит в тройку лучших медицинских вузов Казахстана. Обучение в университете ведется на трех языках: государственном – казахском, русском и английском. Более 10% студентов получают медицинское образование на английском языке, ежегодно около 200 студентов-иностранцев выбирают для обучения именно КГМУ. В университете сегодня проводится подготовка специалистов для всех уровней системы практического здравоохранения: это медицинские работники среднего звена, врачи, резиденты, бакалавры, магистры и PhD-доктора. На факультете непрерывного профессионального развития ежегодно повышают свою квалификацию более 3000 врачей и средних медицинских работников. В КГМУ активно развиваются программы академической мобильности – студенты обучаются и проходят практику в вузах и клиниках стран ближнего и дальнего зарубежья. Фундаментальная библиотека университета работает с большим количеством республиканских и международных электронных баз данных. Студенты могут пользоваться ресурсами библиотеки в удаленном доступе. Вуз располагает 13 высокотехнологичными учебными и научными лабораториями. В университете успешно функционирует центр практических навыков (симуляционный центр), в котором студенты приобретают и отрабатывают клинические навыки на манекенах и тренажерах, что обеспечивает безопасность пациента и высокую практическую подготовку. Ресурсы Центра практических навыков позволяют использовать его для проведения занятий не только со студентами, но и для специализации и повышения квалификации врачей, а также для проведения независимой оценки знаний специалистов. Бесценный практический опыт студенты приобретают, оказывая медицинскую помощь сельскому населению Карагандинской области в составе передвижного медицинского комплекса.
В вузе выполняются как республиканские, так и международные научные программы по различным вопросам биомедицины. В КГМУ сертифицирована система менеджмента качества, вуз прошел институциональную аккредитацию и аккредитацию образовательных программ в соответствии с требованиями Всемирной федерации медицинского образования и занял 1 место в рейтинге образовательных программ по подготовке врачей. Университет является членом международных организаций по медицинскому образованию.
На сегодняшний день совершенствование системы подготовки специалистов является основной задачей медицинских вузов республики. Коренные преобразования подготовки медицинских кадров в Казахстане позволяют повышать качество подготовки медицинских специалистов, приблизив уровень обучения к международным стандартам, и обеспечить престиж казахстанского медицинского образования.
Заключение
Сегодня не может быть ни одной страны, претендующей не только на экономическое и политическое лидерство в новом тысячелетии, но даже на экономическую и политическую самостоятельность, которая не осуществляла бы в соответствии со своими целями действенную реформу своей системы профессиональногообразования. Высшее профессиональное образование оказывает масштабное влияние на цивилизацию, уровень общественного, социально-экономического, технологического развития и обладает мощным потенциалом самоорганизации и самокорректировки. Наконец, занимая более высокое место в иерархической структуре системы образования, определяет требования к остальным его уровням, устанавливает их стандарты и обеспечивает высококвалифицированным кадровым корпусом. Именно с этих позиций система высшего образования должна формировать потенциал своего обновления. Прежде всего, это касается обновления коцептуально-методологических основ высшего профессионального образования, с учетом лучших отечественных и зарубежных достижений вузовской системы образования. Необходим системный сравнительный анализ содержательных компонентов всех уровней отечественной и зарубежной систем образования, с учетом ее структурной целостности, системообразующих связей и иерархической взаимозависимости составных частей. Основная цель развития системы высшего профессионального образования удовлетворение долгосрочных стратегических интересов общества, государства и личности, повышение качества подготовки специалистов путем системного и целенаправленного реформирования вузовской системы. Основные направления и стратегия развития системы высшего образования определены в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года №735. Важнейшими направлениями развития высшего профессионального образования являются:
- Укрепление ведущих позиций университетов в образовании Казахстана, расширении присутствия вузов Республики в мировом образовательном пространстве; поддержка и развитие интеграции системы высшего образования Казахстана в мировое образовательное пространство; согласование подходов к государственным образовательным стандартам; расширение мобильности студентов, преподавателей, стажеров, аспирантов и докторов, научных работников и специалистов в рамках единого образовательного пространства; расширение межгосударственного информационного обмена по вопросам образования; разработка согласованных критериев и технологий мониторинга состояния и качества образования, тенденций его развития в государствах-участниках.
- Решение проблемы качества подготовки специалиста на всех этапах преддипломной и последипломной подготовки путем систематического обновления содержания образовательно-профессиональных программ на кардинально новой – научно-педагогической основе, обеспечивающей высочайший уровень подготовки специалистов. В фокусе образовательного процесса должна быть методологическая подготовка специалистов по каждой дисциплине, где особое значение должны приобретать не только прочность и глубина, но и востребованность фундамента, на котором выстраивается профессиональная подготовка. Общность фундаментальной подготовки должна создавать равные возможности для «образования через всю жизнь», способствовать творческому развитию и самореализации личности.
Это станет возможным, если вуз вооружит выпускника общей интегральной (междисциплинарной) методологией профессиональной деятельности. Иначе говоря, подготовит его как специалиста – методолога, умеющего востребовать и использовать «аппарат» каждой отдельной дисциплины в междисциплинарной связи с другими как средство решения задач в познавательной и профессиональной деятельности.
-Формирование новой, гибкой адекватной времени технологии организации образовательного процесса - кредит-системы, под которой понимается целостная организация всего образовательного процесса на основе кредит-часа как единицы измерения объема содержания образовательно-профессиональных программ и установления междисциплинарных эквивалентов содержания обучения для самостоятельного и мобильного планирования учебного процесса; с оптимальным соотношением обязательной аудиторной и самостоятельной работы.
-Дальнейшее развитие и совершенствование новой модели формирования студенческого контингента в направлении обеспечения доступности высшего образования с учетом принципа «образование по выбору» и расширением возможности выбора типа вуза, вида образовательно-профессиональных программ, форм обучения.
-Развитие дистанционно-виртуального обучения как системы, позволяющей человеку в течение всей активной жизни получать свободный доступ к образованию, приобретению или изменению профессии, повышению своей квалификации и удовлетворяющей образовательные потребности личности, ориентированной на постоянную самоперестройку, самоусовершенствование.
-Выработка новой концепции развития фундаментальной университетской науки и повышения роли вузов как научно-исследовательских учреждений за счет передачи академических институтов, исследовательских подразделений некоторых производств, предприятий военно-промышленного комплекса в ведение учебных заведений в форме лабораторий и кафедр, а также путем привлечения известных ученых к преподавательской деятельности в виде передачи «ноу-хау», поддержки приоритетных тем и направлений, имеющих крупные теоретические прорывы, со скорым выходом на новые и новейшие технологии; дальнейшего развития гуманитарных наук, той особой их университетской сущности, которая всегда была главным стержнем жизни университетов.
- Организация более эффективной и четкой экономической, финансовой и хозяйственной деятельности для обеспечения работы университетов и социальной защиты каждого работающего и обучающегося.
- Приведение системы управления университетом в соответствие с возрастающими и постоянно меняющимися требованиями жизни.
Реформы в системе высшего образования призваны вывести Казахстан на передовые позиции в мире, обеспечить будущее казахстанской нации, достойную жизнь каждому гражданину.
Список использованной литература
1. http://www.inform.kz/ru/sistema-medicinskogo-obrazovaniya-v-kazahstane-nuzhdaetsya-v-korennoy-modernizacii-d-nazarbaeva_a2442395
2. https://www.zakon.kz/4509549-kachestvennoe-medicinskoe-obrazovanie-v.html
3.http://group-global.org/ru/publication/15032-razvitie-medicinskogo-obrazovaniya-v-respublike-kazahstan
4.Токмурзиева Г.Ж. Анализ и прогноз кадровой политики здравоохранения Республики Казахстан на ближнее-, средне и долгосрочную перспективы. Дисс. … канд.мед.наук. Алматы, 1997, 141
5.Хамзина Н.К., Нерсесов А.В., Манекенова К.Б. О состоянии и перспективах развития медицинской науки Республики Казахстан. Мат.Н съезда врачей и провизоров РК. Астана, 2002, С.254-256., Девятко В.Н., Кульжанов М.К., Аканов А.А., Абдикалиев Н.А., Мусаева М.С., Токмурзиева Г.Ж., Каппасов М.К. Медицинская наука Казахстана: кадры (состояние, проблемы, перспективы). Алматы, 1996, 108 с.
6.С.А.Чулюкова. Общественные организации (объединения) и их роль в становлении гражданского общества. Издательство «Академия Естествознания». 282стр. 2012
7.Политологический словарь-справочник.— Ростов-на-Дону: Наука-Спектр. Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов. 168стр. 2008.
8.https://xreferat.com/71/2793-1-sistema-obrazovaniya-v-respublike-kazahstan.html
9.http://www.nomad.su/?a=3-201412020019. Неправительственные организации: понятие и виды. 2014
10.http://www.spr.kz/all/obschestvennie-organizatsii-i-dvizheniya/ Общественные организации и движения Казахстана. 2011
11.http://normative_reference_dictionary.academic.ru/73339/%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%28%D0%A1%D0%9C%D0%98%29 (Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.)
12.https://www.calc.ru/Sredstva-Massovoy-Informatsii-Smi-Ponyatiye-Vidy-I-Funktsii-.html. Справочный портал «Калькулятор».2012
13.Гаврилов А.А. Средства воздействия на общественное сознание в условиях информационного общества. Издательство «Молодой ученый». Выпуск №8. 153-154стр. 2012
14.http://medialaw.asia/node/9139. История становления информационного рынка в Казахстане. 2013
15.https://forbes.kz/massmedia/internet_nastupaet_na_pyatki_televideniyu В Казахстане Интернет наступает на пятки телевидению. 2014
16.http://hro-uz.narod.ru/assorti.html Рязанское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал». Иванова С. Формы и приемы работы общественной организации со средствами массовой информации. 2013
17.http://nationalbank.kz/cont/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%9D%D0%91%20%D0%A0%D0%9A_09082016_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81.pdf
18.Акишкин, В.Г. Региональное здравоохранение в условиях институцио- нальных преобразований: экономико-финансовый аспект : моногр. / В.Г. Акишкин, И.Е. Квятковский, С.А. Путина. – Волгоград : Волгогр. науч. изд- во, 2014. – 276 с. : ил., табл. – Библиогр.: с. 186–194. – Из фондов ДВГНБ.
19.Берлин, С.И. Анализ и перспективы развития коммерческих организа- ций медицинских услуг : моногр. / С.И. Берлин, С.Х. Берлина, Х.Ш. Хуако ; Кубан. соц.-экон. ин-т, Науч. центр по пропаганде и внедрению инноваций. – Краснодар : КСЭИ, 2014. – 118 с. : ил., табл. – Библиогр.: с. 108–115 (126 назв.). – Из фондов ДВГНБ. 5. Богдан, И.В. Некоторые
20.Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. Издательский дом «Питер». 101стр. 2010
21.http://www.elimai.kz/sozdanie-i-deyatelnost-nezavisimyx-obshhestvennyx-organizacij-v-kazaxstane.html. Создание и деятельность независимых общественных организаций в Казахстане. 2010
22.https://thinktanks.by/publication/2017/01/10/issledovanie-26-oproshennyh-belorusov-ne-znayut-o-suschestvovanii-obschestvennyh-organizatsiy-i-initsiativ.html Исследование: 26% опрошенных не знаю о существовании общественных организаций и инициатив. 2017
23.https://www.zakon.kz/4665062-sojuz-pisatelejj-kazakhstana-otmetil-80.html Союз писателей Казахстана отметил свое 80-летие. 2014
24.https://kaznmu.kz/press/2012/05/24/%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE/
25. http://group-global.org/ru/publication/15032-razvitie-medicinskogo-obrazovaniya-v-respublike-kazahstan
Аңдатпа
Бұл реферат бұқаралық ақпарат құралдар және қоғамдық ұйымдардың құрылымын, олардың жұмысының тәсілдерін, олардың өзара қатынастарын және озара ықпалын талдайды.
Ешқандай ұйым халықтың жақтыруы және қатысуысыз өз ісінде жетістіктерге жете алмайды. Осындай ұжымдардың өмір сүруге бейімділігін халық қамтамасыз етеді, себебі олар ұйымдарға әлеуметтік көмек және өмір сүруге қажетті қаражатпен қамтамасыз етеді.
Сондықтан, мұндай жұмыстың нәтижелігінің басты шарты қоғам жағынан жағымды резонанс болып саналады.
Бірақ бұған қалай қол жеткізуге болады? Әлеуметтік жауап тек ұйым, оның мақсаттары, жоспарлары және ниеттері туралы неғұрлым адам білсе ғана мүмкін болып келеді.
Ал бұл ақпаратты қалай көпшілікке жеткізуге болады? Заманауи әлемде бұның ең тиімді тәсіл – бұқаралық ақпарат құралдарын пайдалану.
Ақпараттық қоғам дәуірінде ақпаратқа деген үлкен мұқтаждық пайда болады. Және де осы БАҚ арқылы көпшілік әлемде болып жатқан оқиғалар туралы біліп жатады. Ерекше көңіл аударатын жәйт: дәл осы БАҚ біздің қандай мәлімет алуымыз керек екенін анықтайды. Дәл осы жағдайда оның идеологиялық функциясы көрінеді. БАҚ ойларды жеткізеді, насихаттау саясатын жүргізеді. Осындай жоғарғы маңыздық деңгейі үшін бұқаралық ақпарат құралдарды «төртінші билік» деп атайды. Сондықтан қоғамдық ұйымдар осыны өзін-өзі жарнамалау үшін қолданады.
Қоғам туралы ақпараттың көбісін біз БАҚ арқылы қабылдаймыз. Олар ұйымдар мен көпшілік ортасындағы көпір болып саналады. Және де сол көпір арқылы қандай мәлімет өтеді, қандай мәлімет халыққа жететіні осы механизмнің жұмысына байланысты, ал бұған халықтың дамуы немесе кері кетеуі тәуелді болады.
Осылайша, БАҚ әлеуметтік ұйымдар мен көпшілік арасында делдал рөлін атқарады.
Авторлар ұйымдар мен БАҚ арасындағы осы қарым-қатынастарды талқылады.
Бұл мәнжазбаның мақсаты – әлеуметтік ұйымдар өзін және өз идеяларын БАҚ арқылы көпшілікке қалай тарататынын айқындау.
Авторлар БАҚ және қоғамдық ұйымдардың жұмысын талдады. Жұмыс кезінде тікелей осы ұғымдар, олардың құрылысы және жіктелуі қарастырылды. Сонымен бірге бұқаралық ақпарат құралдарына әсер етудің басты тәсілдері жайлы баяндалған. Бұдан кейін әлеуметтік ұйымдар мен бұқаралық ақпарат құралдарының өзара бірлесіп жұмыс атқаруының негізгі формалары және ұйымдастырылатын мерекелерінің пресс-релиз, пресс-конференция және дөнгелек үстел сынды түрлері көрсетілген. Бұқаралық ақпарат құралдар осы ұйымдардың жұмысын қалай жариялайтының жолдары қарастырылды. Олардың өзара әрекеттестіру тәсілдері көрсетілген. Және де бұл әрекеттестірудің қоғамға қалай әсер етеніні туралы қорытынды шығарылды.Сонымен қатар бұл мерекелерді анонстаудың ережелері және негізгі қолданылатын жәйттары, осымен бірге оларды дайындау кезіндегі негізгі, ең маңызды қателер туралы баяндалған. Бұдан басқа көпшіліктің бұқаралық ақпарат құралдарының таратын мәліметінің шындыңы, дұрыстығы, дәлелденгендігі, сапасы және қолжетімділігіне деген көзқарасы, ақпараттың ең маңызды таралу және қабылдану жолдары сипатталған. Және де жалпы осы бар ақпараттың қоғамдық өмірдегі маңыздығы айқындалған.
Казақстан республикасынын денсаулық сақтау жуйесіндегі уздіксіз кәсібі білім берудегі киындықтар мен сүрақтар каралады. Дәрігерлерді кайта дайындау мен білімін жетілдіру ушін, Казақстан республикасындағы денсаулық сақтауды дайынтудық мемлекеттін бағдармаларының маныздылығы ескеріледі.
Аnnotation
In this work has described connection between mass media and social organizations, their cooperative work and influence on each other.
This research shows that no one public organization can not effectively and successfully work without social approval and involvement. People determine the viability of these associations because they give for organizations social help and support.
Therefore, the main condition for effective work of organizations it is a positive response of society.
It is very important to find the more useful roads for social activity. The response of the society will be if people have knowledge about the public organization purposes, plans and intentions.
Now in the world have many different processes, which described for people all importance of public organizations. From the variety of options the best way for giving information is use the mass media.
In the modern world, there is a great need for information. Now mass media can give new information about events in the world. In addition, today mass media control every data and can determine that we should to know. It is the main idea of the modern press and media. Mass media transmit information, they conduct propaganda and agitation. Because of this influence on society, mass media called “Fourth Estate”. Moreover, public organizations use it for showboating.
All information about everything we can learn from press and information media. We can compare mass media with the bridge, which connected public organizations with society and leaves part of yourself in a people minds. The work of this mechanism determines the information, which runs through the bridge. In addition, it determine which data get society and will be people developing or degrading.
In this way, mass media is mediator between public organizations and people. This connection between media and organizations we want describe in this work.
The purpose of this research is ascertainment of the public organizations popularization with the help of mass media.
Authors analyzed the mass media and public organizations and described their mechanism and concept. In addition, the work considered the position of these points in Kazakhstan. In work considered the ways of collaboration public organizations with mass media. Also, there are described the ways of the reflection on society.
Authors made analysis of the mass media and public organizations activity. Also, in this work have a consideration of the mass media and public organization notion, elements, classification, characteristics, properties etc. The next part of the work was determination of the basic forms of interaction for media and social organizations. Moreover, in the paper considered types of the interactions and events. For example, it is press release, press conference, Round table, etc. The work shows the rules of the announcing of this interactions and events. Also, there are described the mistakes of this types of the mass media and public organizations meetings.
Moreover, this work characterizes the people opinion about reliability, quality, and credibility of the information in mass media.
The article reviews the questions and issues of continuing professional education in the health care system of Kazakhstan. Emphasizes the importance of state programs of public health in Republic of Kazakhstan for training and retraining of doctors.