I. Организационный момент. Логопед раздает учащимся по одной картинке (см

Логопед раздает учащимся по одной картинке (см. оборудование) и предлагает составить по картинке предложение.

II. Работа с рассказом.
Логопед читает рассказ. Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на ветке выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать! Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! «Не уйти ли лучше?» — подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекача.

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал.

1) Словарная работа. Логопед выясняет, понятен ли учащимся смысл слов хрустнула, угодила, насторожил, выпугнул, помчал, дал стрекача и предложения Пошли лоси по лесу кусты ломать. Затем предлагает учащимся подобрать к указанным словам близкие по смыслу слова (синонимы).

2) Расстановка картинок в последовательности рассказа. Логопед предлагает учащимся расставить картинки в последовательности рассказа. При затруднении он помогает детям.3) Выяснение причинно-следственных связей.
Вопросы: Почему медведь убежал из леса?

Почему испугались лоси? Почему испугалась сорока? Почему испугался заяц? Почему испугалась белка?

4) Выяснение логических связей.
Вопросы: Получился бы рассказ, если бы не было медведя?

Почему рассказ не получился бы? Получился бы рассказ, если бы не было белочки? шишки у белки? и т. д. Логопед делает вывод. Ни одно звено нельзя выпустить из рассказа, рассказ не получается.

5) Выяснение последовательности действий в рассказе.
Логопед обращает внимание учащихся на последовательность происходящих в рассказе действий. Он ставит вопросы и указывает на соответствующую картинку, например: Что сделал? (указывает на медведя) — Вошел. Что сделала? (указывает на веточку) — Хрустнула. Что сделала? (указывает на белку) — Испугалась. И т. д. Затем предлагает учащимся вспомнить и назвать по порядку слова-действия, опираясь на картинки (вошел, хрустнула, испугалась, выронила, упала, угодила, вскочил, помчался, наскочил, выпугнул, подняла крик, услышали, пошли кусты ломать, рявкнул, убежал).

Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов. Логопед называет действие, учащиеся — предложение с этим словом.

Пересказ текста по предметным картинкам, расположенным в последовательности рассказа.

Пересказ без опоры на картинки. Логопед кладет картинки обратной стороной и предлагает учащимся вспомнить, что было изображено на каждой картинке, и пересказать сказку.

III. Задание на дом.

Л о го п е д. Нарисуйте картинки к рассказу, перескажите рассказ маме.

IV. Итог занятия.
Л о г о п е д. Чему вы сегодня научились?

Задание 3. Прослушайте рассказ «Гадюка», назовите последовательность дей-ииий в рассказе, перескажите его. (Логопед читает рассказ, затем выясняется смысл рассказа.)

Раз я пошел в лес. Со мной побежал Пушок. Вдруг в траве послышалось шуршание. Это была гадюка. Гадюка — ядовитая змея. Пушок кинулся на гадюку и прогнал ее.

Работа над рассказом строится аналогично работе над рассказом «Как мед-псдь сам себя напугал».

Задание 4.Прослушайте рассказы. Назовите последовательность происходящих ! действий в рассказах. Перескажите рассказы, используя слова, данные после каждо-А го рассказа.

Скворец.

В комнату вбежал кот. В зубах у кота был скворец. Коля отнял у него птичку, подлечил раненое крылышко. Потом мальчик выпустил скворца на волю.

Слова-д е й с т в и я: вбежал, отнял, подлечил, выпустил.

Кот Васька.

Кот Васька заметил на дереве гнездо. Он быстро полез к гнезду. Старый дрозд увидел злодея и клюнул Ваську в лоб. Испугался кот и спрыгнул.с дерева.

Слов а-д е й с т в и я: заметил, полез, увидел, клюнул, испугался, спрыгнул.

Гроза.

Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Мелкий песок слепил глаза. Надвинулась тяжелая туча. Сверкнула молния. Грянул гром. Хлынул дождь. Птицы скрылись в гнездах. Ребята побежали к шалашу.

Слова-действия: пошли, налетел, слепил, надвинулась, сверкнула, грянул, хлынул, скрылись, побежали.

После грозы.

Черная туча скрылась за лесом. Небо прояснилось. Солнечные лучи заблестели в каплях дождя. Теплый ветерок веет в лицо. Трещат кузнечики. Поют птицы. Весело бегут ребята по мокрой траве.

Слова-д е й с т в и я: скрылась, прояснилось, заблестели, веет, трещат, поют, бегут.

Примечание. Если учащиеся затрудняются в выделении глаголов, которые определяют последовательность действий, происходящих в рассказе, логопед может прочитать рассказ по предложениям, требуя от учащихся назвать слово-действие, или сам называет слова-действия, предлагая учащимся восстановить текст. Следует учесть, что основная задача логопеда на данном этапе работы — научить детей самостоятельно определять последовательность действий в рассказе.

Задание 5. Прослушайте слова-действия. Составьте рассказы.

(Логопед называет все слова-действия, относящиеся к данному рассказу, давая возможность учащимся осмыслить сюжет рассказа, затем предлагает составить рассказ. При затруднении логопед называет один-два глагола, учащиеся составляют предложение, потом из предложений — рассказ и затем пересказывают рассказ целиком.)

А)

увидела

побежала

споткнулась

упала

заплакала

подошел

успокоил

б)

подарили

была рада

ухаживала

кормила

поила

подрос

выпустила

В)

зазвенел

проснулся

встал

убрал

умылся

одел

поел

пошел

Г)

вскопала

посадила

поливала

полола

выросли

зацвели

красовались

гордилась

Рассказы-описания

Задание 1.Рассмотрите картинки. Расскажите о внешнем виде собаки. (Логопед выставляет на доску картинки, изображающие собаку и отдельные части собаки: хвост, уши, глаза и т. п. Учащиеся, пользуясь изображением частей собаки, дают ее описание. Например: собака черная, уши белые, хвост белый, глаза большие, карие и т. д.

Аналогично учащиеся описывают внешний вид кошки, лошади, петуха. После составленных рассказов можно предложить учащимся нарисовать то или иное животное и по своим картинкам рассказать маме о животном.)

Задание 2.Рассмотрите картинку. Расскажите, какая береза. (На доску выставляются картинки, изображающие части березы (ствол, ветки, листья), и картинка, изображающая березу целиком.

Беседа строится так же, как в задании 1. Работа строится аналогично.)

Задание 3.Нарисуйте клен. Расскажите, какой клен.

Задание 4. Расскажите, как выглядят бабочка, стрекоза, жук. Нарисуйте их. (Рассказы-описания дополняются другими учениками. Лучшие рассказы логопед записывает в специальную тетрадь, прилагает к ним рисунки учащихся.) Игра «Четыре дорожки».

Цель игры: тренировать учащихся в связном описании времен года.

Оборудование. Четыре сюжетные картинки, изображающие зиму, весну, лето, осень; предметные картинки, соответствующие временам года; четыре цветные полоски — белая, голубая, зеленая, желтая, соответствующие фону сюжетных картинок.

Первый вариант игры.

Ход игры.

Логопед читает рассказ и предлагает ученикам выбрать себе любую «дорожку» (цветную полоску) и «отправиться в путешествие».

Логопед. Догадайтесь, в какое время года приедет вас дорожка.

Учащимся дается задание: пойти по своей «дорожке», быть очень внимательным, все замечать и запоминать.

Учащиеся отбирают картинки, подходящие к их времени года, расставляют их в последовательности рассказа и, следуя по своей «дорожке» и опираясь на ряд предметных картинок, дают описание определенного времени года. Дети, не получившие «дорожек», в процессе работы дополняют и исправляют ответы товарищей.

Перечень картинок к первому рассказу: небо, солнце, ветер, снег, ручейки, почки, грачи, скворцы, жаворонки.

Весна.

Весной небо голубое, чистое. Солнышко светит ярко. Дует теплый ласковый ветерок. Журчат веселые ручейки. На деревьях набухают почки. Возвращаются из теплых стран грачи, скворцы и жаворонки.
Перечень картинок ко второму рассказу: небо, солнце, луг, деревья, розы, гладиолусы, маргаритки, лес, земляника, черника.
Лето.

Летом небо ясное, высокое. Солнышко поднимается высоко. Луга покрыты цветным ковром. Деревья одеты зеленой листвой. Цветут розы, гладиолусы, маргаритки. В лесу созрели земляника и черника. Перечень картинок к третьему рассказу: небо, солнце, тучи, ветер, дождь, трава, деревья, кусты, астры, ноготки, георгины, грибы, клюква.

Осень.

Осенью небо хмурое, серое, облачное. Солнышко редко показывается. Дуют ветры. Часто идут дожди. Вянет и желтеет трава. Деревья и кусты теряют листву. Отцветают астры, ноготки, георгины. В лесу много грибов. На болоте созрела клюква.

Перечень картинок к четвертому рассказу: небо, солнце, ветер, снег, сугробы, медведь, белка, заяц, волк.

Зима.

Зимой небо низкое, хмурое. Солнце показывается редко. Дует холодный ветер. Идет снег. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Сладко спит в берлоге медведь и проспит всю зиму. Белка и зайчик сменили свои шубки. Голодно волку. Он рыщет по лесу в поисках добычи.

Второй вариант игры.

Логопед читает рассказы «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Ученик по содержанию рассказа определяет, какой из них подходит к его «дорожке». Затем дети подбирают к рассказу картинки и пересказывают свой рассказ. Логопед проверяет правильность выбранных картинок и последовательность их расположения.

Задание 5.Прослушайте рассказы. Перескажите их по картинкам.

(К каждому рассказу логопед подбирает предметные картинки и располагает их в последовательности рассказа.)

Осенняя погода.

Наступила осень. Небо стало серым. Чаще стали выпадать дожди. Ветер гнет деревья, срывая листья. Желтеет трава. Радуют глаз последние осенние цветы: настурции, астры, георгины.

Картинки: небо, дождь, ветер, деревья, листья, трава, настурции, астры, георгины.

Осень в огороде.

В огороде созрели овощи. Идет уборка капусты, картофеля, моркови. Дозревают последние помидоры. Освобождаются грядки от овощей и перекапываются под зиму.

Картинки: капуста, картофель, помидоры, грядки.

Осень всаду. В саду созрели сливы. Идет сбор яблок. Осторожно снимают спелые душистые яблоки, стараясь не поломать веток. На будущий год на каждой веточке созреют новые плоды. Картинки: сливы, яблоки.

Осень влесу.

Не узнать осеннего леса. Лес поредел/Последние желтые листья трепещут на ветру. Разноцветные листья устлали землю. Из-под листьев опасливо выглядывают коричневые шляпки белых грибов, красуются красноголовые подосиновики. А под березкой ищи подберезовики. Шляпки у них коричневые на тонкой длинной ножке.

Картинки: лес, листья, белые грибы, подосиновики, подберезовики.

Животные и птицы в осеннемлесу.

Умолк птичий гомон в осеннем лесу. Перелетные птицы собираются в стаи. Над лесом слышится курлыканье пролетающих журавлей. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц поменяли окраску. Белка делает запасы на зиму: собирает орехи и грибы. Медведь выбирает удобное и надежное место для берлоги.

Картинки: птицы, журавли, белка, заяц, медведь.

Задание 6.Составьте рассказ «Осень» по плану.

План.

(Логопед использует предыдущие рассказы.)

1.Осенняя погода.

2.Осень в огороде.

3.Осень в лесу.

4. Животные и птицы в осеннем лесу.

Задание 7.Рассмотрите картинки. Составьте рассказ (Картинки подбирает логопед.)

Задание 8.Рассмотрите картинки. Составьте рассказ по этим картинкам, придумайте название.

Перечень картинок, подбираемых логопедом: девочка, троллейбус, электричка, дорога в лесу, бабушка, пирожки.

Задание 9. Рассмотрите картинки, назовите их. Составьте рассказ по этим картинкам, придумайте название.

Перечень картинок, подбираемых л о г о п едом: девочка, корзинка с бутылкой молока, хлебом, огурцами, помидорами, тропинка, комбайн, комбайнер,

(Логопед просит назвать сельскохозяйственную машину и человека, который на ней работает. Затем учащиеся составляют рассказ.)

Конспект занятия

Тема: Работа с рассказом «Альма».

Цель. Учить детей составлять план рассказа, использовать составленный план при пересказе.

Оборудование. Предметные картинки, изображающие собаку, щенят, конуру. (Контурные и раскрашенные изображения.)

X од з а н я т и я.

I. Организационный момент.
Логопед читает загадку:

Хвостик крючком, Ушки торчком. Возле дома лежит. Дом сторожит.

II. Работа с рассказом «Альма».

Логопед читает первый вариант рассказа «Альма».

Это собака Альма. У Альмы щенята. Альма и щенята живут в конуре.

Затем логопед спрашивает: Про кого рассказ?

Как зовут собаку? Кто у Альмы?

Где живут Альма и щенята? Почему рассказ назван «Альма»?

1) Пересказ рассказа по контурным картинкам.

(Картинки выставляются на наборном полотне в последовательности рассказа.)

Логопед читает второй вариант рассказа.

Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.

У Альмы щенята. Альма и щенята живут в конуре.

Логопед. Что нового вы узнали из рассказа? Расскажите, какая была Альма. (На наборное полотно выставляется картинка, где контуры собаки Альмы раскрашены.)

Логопед читает третий вариант рассказа.

Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Аль но зато зубы острые.

У Альмы щенята. Один щенок, рыжий с белыми пятнами, похож на Альму, а другой весь рыжий. У пестренького щенка хвостик беленький, а у рыженького — рыжий.

Альма и щенята живут в конуре.

Логопед. Что нового вы узнали из рассказа? (Какие были щенята.) Расскажите, какие были щенята. (Выставляется картинка, где контуры щенят раскрашены.)

Логопед читает четвертый вариант рассказа.

Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие идобрые, но зато зубы острые.

У Альмы щенята. Один щенок, рыжий с белыми пятнами, похож на Альму, а другой весь рыжий. У пестренького щенка хвостик беленький, а у рыженького — рыжий.

Альма и щенята живут в конуре. Конура у них большая, теплая. Всем удобно.

Логопед. Что нового вы узнали из рассказа? (Какая была конура.) Расскажите, какая была конура. (Выставляется картинка с изображением раскрашенной конуры.)

Вопросы: О ком вы сначала узнали из рассказа? (О собаке Альме.)

Что вы узнали об Альме? (Какая она была.) О ком вы потом узнали? (О щенятах.) Что вы узнали о щенятах? (Какие были щенята.) Что вы узнали о конуре? (Какая у них была конура.) Сколько картинок мы выставляли? (Три картинки.) Логопед. Вспомните и назовите картинки по порядку. (Собака, щенята, конура.)

Вопросы: Сколько частей в рассказе?

О ком говорится в первой части рассказа?
О ком говорится во второй части рассказа? *

О чем говорится в третьей части рассказа? Логопед предлагает учащимся дать название каждой части рассказа. («Альма», «Щенята», «Конура».) Логопед. У нас получился план рассказа.

2) Пересказ рассказа «Альма» целиком по плану.
Учащиеся называют первую часть рассказа, потом вторую и третью. Первый раз рассказ пересказывается цепочкой. В пересказе участвуют три ученика, затем весь рассказ пересказывает один ученик.

3) Сравнение первого и последнего вариантов рассказа. Лого пед выясняет, какой из рассказов учащимся больше понравился и почему.

III. Итог занятия.

Логопед. Чему вы сегодня научились? Что помогло вам пересказать этот рассказ?

Задание 10. Прослушайте рассказ «Мурка». Составьте план к рассказу. Придумайте и назовите подходящие к плану картинки. Перескажите рассказ по плану и воображаемым картинкам.

У нас есть кошка. Ее зовут Мурка. Мурка черная, только лапки и хвостик у нее беленькие. Шерстка мягкая, пушистая. Хвост [ длинный и тоже пушистый. Глаза у Мурки желтые, как огоньки.

У Мурки пять котят. Три котенка совсем черные, а два — пестрые: черные с белыми пятнами. Лапки у всех котят беленькие, а глазки голубые. Котята пушистые, как комочки.

Мурка и котята спят в корзинке. Корзинка очень большая. Всем котятам удобно и тепло.

Ночью Мурка ловит мышей, а котята сладко спят.

Задание 11.Самостоятельно придумайте рассказ из трех частей про курицу-хохлатку.

Конспект занятия

Тема. Рассказ «Ласточки».

Цель. Тренировать учеников в составлении плана рассказа и рассказывании по плану.

Оборудование. Картинка с изображением ласточки.

Ход занятия.

Наши рекомендации