Место дисциплины в структуре основного образовательного процесса (ООП)
О.А. Болбачан, Р.С.Розыева, А.Г.Кошмуратов,
А.К.Артыкбаева, Г.И.Ишенова
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Учебное пособие
Бишкек 2013
Допущено Министерством образования и науки Кыргызской Республики в качестве учебного пособия для студентов
медицинских высших учебных заведений.
Рецензенты:
Сельпиев Т.Т., доктор медицинских наук, профессор
Абилов Б.А., доктор медицинских наук, профессор
Бокчубаев Э.Т., доктор медицинских наук, профессор
Рекомендовано к печати решением
Учёного совета и РИСО КРСУ
О.А. Болбачан, Р.С.Розыева, А.Г.Кошмуратов, А.К.Артыкбаева, Г.И.Ишенова
Б 79 История медицины и фармации: Учебное пособие / Бишкек: Изд-во КРСУ, 2013. – 156 с.
В учебном пособии рассматриваются вопросы развития врачевания и медицины со времен первобытнообщинного строя до настоящего времени, в том числе и в Кыргызстане. Уделяется большое внимание процессу формирования мировоззрения у студентов. Отмечается вклад выдающихся врачей в процесс формирования медицины как науки и даются их краткие биографические данные.
В учебном пособии большое внимание уделяется развитию здравоохранения в Кыргызстане, а также вклад выдающихся врачей.
Предназначено для студентов медицинских ВУЗов.
©КРСУ, 2013
Содержание
Стр. | ||
Предисловие……………………………………………………………………. | ||
Тематический план лекционного курса………………………………………. | ||
Тематический план семинарских занятий……………………………………. | ||
Тема 1. | «Введение в историю медицины»………………….......................................... | |
Тема 2. | «Врачевание в первобытном обществе»……………………………………… | |
Тема 3. | «Врачевание в странах Древнего Востока (в Шумере, Вавилоне, Ассирии и Древнем Египте)»................................................................................................ | |
Тема 4. | «Врачевание в странах Древнего Востока (Индии, Иудее, Китае, Тибете)………………………………………………………………………….. | |
Тема 5. | «Врачевание и медицина в странах древнего средиземноморья (в Античном мире - Древней Греции, Александрии)…………………………… | |
Тема 6. | «Врачевание и медицина в странах древнего средиземноморья (в Античном мире – Древнем Риме)…………………………………………….. | |
Тема 7. | «Медицина периодов раннего и развитого Средневековья (Византии, арабских халифатах)»………………………………………………………….. | |
Тема 8. | «Медицина периодов раннего и развитого Средневековья (Киевской Руси, Армении и Грузии)»…………………………………………………………… | |
Тема 9. | «Медицина периода позднего Средневековья (развитие анатомии, физиологии и хирургии)»……………………………………………………… | |
Тема 10. | «Медицина периода позднего Средневековья (история возникновения эпидемий и медицина Московского Государства)»………………………….. | |
Тема 11. | «Медицина Нового времени: медико-биологические дисциплины (становление биологии, генетики и гистологии)»……………………………. | |
Тема 12. | «Медицина Нового времени: медико-биологические дисциплины (становление микробиологии и физиологии)»……………………………….. | |
Тема 13. | «Медицина нового времени: клинические дисциплины»……………………………………………………………………. | |
Тема 14. | «Медицина нового времени: гигиена и общественная медицина»……………………………………………………………………….. | |
Тема 15. | «Медицина Новейшего времени истории (Организация государственной системы здравоохранения)»…………………………………………………….. | |
Тема 16. | «Медицина Новейшего времени истории (Выдающиеся достижения медицины и международные организации)»……………………..................... | |
Тема 17. | «История медицины и здравоохранения Кыргызстана»…………………………………………………………………… | |
Тема 18. | «История медицины и здравоохранения Кыргызстана. Вклад выдающихся деятелей медицины в развитие медицины»………………….......................... | |
Вопросы к модулю……………………………………………………………... | ||
Видные деятели медицины, и их заслуги…………………………………….. |
Предисловие
Медицина, как всякая наука, представляет собой результат длительного и сложного продолжающегося развития. Процесс развития медицины и как практической деятельности, и как науки – объективно существующий процесс. Движение развития медицины идет по определенному пути и законам развития, поэтому изучать медицину необходимо в ее историческом развитии.
История медицины изучает развитие медицинской деятельности в неразрывной связи с общественно-экономической фармацией и показывает, как на основе эмпирических знаний сложилась научная медицина.
Медицинская наука развивалась не только в тесной связи с экономическим и политическим развитием общества, но и в борьбе передового научного материалистического мировоззрения с мировоззрением идеалистическим.
Ознакомление с вопросами развития медицины с первобытно-общинного строя до настоящего времени имеет большое значение для студентов-медиков по воспитанию у них материалистического мировоззрения и любви к выбранной профессии.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются – научить студентов четко определять приоритеты выдающихся научных открытий, вклад деятелей медицины. Подходы для объективной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицинской науки и практики здравоохранения.
Задачи – ознакомить будущих врачей с общими закономерностями всемирно-исторического процесса становления, развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности.
Место дисциплины в структуре основного образовательного процесса (ООП)
Предмет «История медицины» относится в структуре ООП в подготовке врача – лечебника, педиатра и стоматолога к гуманитарному, социальному циклу.
Предмет «История медицины» тесно связан с изучением данного блока с такими предметами как, философия, история отечества.
В начале изучения истории медицины «Входным знанием» является то, что студенты должны знать основные этапы исторического процесса, формы и методы научного познания мира, а также становление медицины, место и роль России и Кыргызстана в современном мире.