Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации

Положение светового пятна на экране зависит от пары напряжений, приложенных к горизонтально – 6 ( Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru ) и вертикально – 7 ( Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru ) отклоняющим пластинам. Если на Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru – пластины подать переменное, например, синусоидальное напряжение, то электронный луч начнет колебаться в вертикальном направлении. При достаточно большой частоте колебаний (20-50 Гц) электронный луч оставит на экране трубки светящуюся вертикальную линию (рис. 3а). Аналогично, напряжение, поданное на горизонтально отклоняющие пластины – Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru , даст горизонтальную линию.

Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru

а) б)

Рис. 3. Принцип образования осциллограммы

При одновременном воздействии переменных напряжений на обе пары пластин можно получить различные осциллограммы. Например, подавая на пластины Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru и Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru два синусоидальных сигнала с определенными соотношениями частот, амплитуд и фаз, можно наблюдать кривые, изображенные на рис. 3б, рис. 4 – фигуры Лиссажу. По получаемым кривым можно определить соотношение частот и фаз двух сигналов.

Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru

Рис. 4. Фигуры Лиссажу для двух синусоидальных
сигналов с различными соотношениями частот и фаз

Если мы хотим наблюдать какой-либо периодический сигнал в зависимости от времени, то для получения его действительной формы Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru напряжение Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru должно быть пропорционально времени. В универсальных осциллографах для того, чтобы получить неподвижную картину, а не бегающую точку, необходимо, чтобы однократная осциллограмма не менее 10¸50 раз в секунду повторялась (это связано с временем послесвечения люминофора и временем релаксации глаза) – и каждый раз приходилась бы на одни и те же точки экрана. Для этого надо:

1 – чтобы линейно возрастающее напряжение периодически повторялось – такое напряжение называется пилообразным (рис. 5). Оно вырабатывается специальным генератором, который имеется в осциллографе. В зависимости от поставленной задачи можно пользоваться или этим генератором, или подавать на вход Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru любое необходимое вам напряжение (генератор пилообразного напряжения и блок синхронизации при этом отключается, что соответствует положению Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru переключателя режимов развертки);

Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru

Рис. 5. Пилообразное напряжение

2 – чтобы частоты пилообразного напряжения и исследуемого сигнала были равны или кратны друг другу. Добиться этого ручной регулировкой частоты практически невозможно из-за неизбежной нестабильности, как периода развертки, так и периода сигнала. Кроме того, при ручной регулировке периода нарушается временной масштаб и становится невозможным измерение интервалов времени методом калиброванной развертки. Поэтому в осциллографе имеется блок синхронизации, выполняющий автоматическую подстройку периода развертки под исследуемый сигнал. Этот процесс – изменение частоты повторения пилообразного напряжения до значения, равного или кратного частоте сигнала Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru – называется синхронизацией. В зависимости от того, как сигнал попадает в блок синхронизации, различают три вида синхронизации: внутреннюю, внешнюю и от сети.

При внутренней синхронизацииисследуемый сигнал поступает на вход Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru и уже внутри осциллографа разделяется и идёт как на вертикально отклоняющие пластины, так и в блок синхронизации. Таким образом, исследуемый сигнал сам управляет развёрткой осциллографа.

При внешней синхронизации сигнал с входа Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru идёт только на пластины вертикального отклонения, а в блок синхронизации сигнал от внешнего устройства подается с входа Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru . Использовать внешнюю синхронизацию целесообразно в случае, если исследуемый сигнал недостаточен по амплитуде или непригоден по форме для синхронизации (например, содержит шумы). Например, при работе с сигналами, изменяющимися по форме, сложно получить неподвижное изображение при внутренней синхронизации. Тогда на вход Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru подаётся сигнал внешней синхронизации (например, запускающие импульсы исследуемого сигнала) для согласования частоты повторения развертки с частотой исследуемого сигнала. Так как его частота точно равна частоте наблюдаемого сигнала, то картина должна стать неподвижной.

Синхронизация от сети обычно используется для проверки узлов приборов, связанных с преобразованием питающего напряжения от силовой сети (трансформаторов, выпрямителей, стабилизаторов и т.д.). В этом режиме в блок синхронизации подается сигнал с частотой промышленной сети 50 Гц от понижающего трансформатора внутри осциллографа.

Для определения частоты неизвестного гармонического колебания часто используется метод фигур Лиссажу, который заключается в следующем. Исследуемое колебание складывается с взаимно перпендикулярным ему колебанием известной частоты. В общем случае в результате сложения получаются кривые сложной формы, называемые фигурами Лиссажу, по общему виду которых можно определить как отношение частот, так и разность фаз складываемых колебаний.

Рассмотрим два взаимоперпендикулярных колебания X и Y с частотами Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru = 10 и Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru , и разностью фаз Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru :

Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru ;

Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru .

Исключив из этих уравнений время, получим уравнение траектории движения луча. Вид уравнения будет определяться значениями величины Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru , Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru ,
Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru , Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru . Если Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru , т.е. Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru , то уравнение траектории имеет вид:

Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru ,

которое является уравнением эллипса. Вид эллипса зависит от величины Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru и амплитуд Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru , Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru . Если Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru , то эллипс вырождается в прямую. Если Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru , то получается эллипс, оси которого совпадают с осями координат. При Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru эллипс переходит в окружность. При произвольных значениях Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru складываемых колебаний траектория будет сложной. Существует простой метод, позволяющий по фигурам определять отношение частот складываемых колебаний. Отношение числа пересечений неподвижной фигуры Лиссажу с координатными осями равно соотношению частот, т.е.:

Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru ,

где Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru – число пересечений линий фигуры с осью Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru ; Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru – число пересечений линий фигуры с осью Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru ; Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru , Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru – частоты напряжений, подаваемые на пластины Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru и Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru соответственно.

В случае, когда ось координат проходит через точку пересечения линий фигур Лиссажу, при подсчете Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru и Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru её считают дважды.

Например:

Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru

а) б) в)

Рис. 6. К подсчёту пересечений фигур с осями

В настоящей работе сравнение частот производится с помощью электронного осциллографа, на вертикально отклоняющие пластины Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru которого подается исследуемое напряжение от источника колебаний звуковой частоты, а на горизонтально отклоняющие пластины Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru напряжение от сети переменного тока с частотой Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru ( Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru =50 Гц).

Порядок выполнения работы

Задание 1. Ознакомление с работой осциллографа

1. Ознакомьтесь с панелью управления осциллографа.

2. Подготовьте осциллограф к работе. Переключите тумблер «Диапазон частоты» блока развёртки в положение «Выкл».

3. Включите осциллограф в сеть переменного тока и включите тумблер «Сеть». После прогрева прибора (~ 4 мин), вращая ручку «Ось Х» и «Ось Y» вправо-влево добейтесь появления светящейся точки на экране и установите её в центр координатной сетки осциллографа. С помощью ручек «Фокус» и «Яркость» добейтесь чёткости и приятной яркости светящегося пятна.

4. На вертикальный вход осциллографа (клеммы «Вход Y», «Земля») подайте напряжение от звукового генератора. Включите звуковой генератор в сеть и установите произвольную частоту напряжения на выходе генератора.

5. Включив внутреннюю синхронизацию тумблером «Внутр» и вращая ручки «Диапазон частот» и «Частота плавно», добейтесь чёткого неподвижного изображения синусоиды на экране осциллографа, зарисовав её и записав подаваемую частоту.

Задание 2. Определение частот сигналов с помощью фигур Лиссажу

1. Соберите схему в соответствии с рис. 7.

2. Включите осциллограф.

3. Включите в сеть звуковой генератор. Включите источник тока ВС-24, подав на вход Х напряжение 5 В.

4. Меняя частоту звукового генератора, получите на экране неподвижную фигуру Лиссажу (по рис. 4).

Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru

Рис. 7. Схема эксперимента

5. Зарисуйте фигуру, наблюдаемую на экране осциллографа, и проверьте для неё соотношение Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru , где Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru и Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru – максимальное число точек пересечения фигуры с осями Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru и Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru соответственно.

6. По лимбу звукового генератора зафиксируйте значение частоты
Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru . Частота Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru =50 Гц для цепи переменного тока.

7. Получите ещё три фигуры Лиссажу для других пар частот генераторов и проверьте для них соотношение Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru . Зарисуйте фигуры.

8. Результаты эксперимента запишите в таблицу.

№ п/п Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru , Гц Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru , Гц Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru Отклоняющая система трубки. Блок развёртки и синхронизации - student2.ru
         
         
         
         

Контрольные вопросы

1. Где применяется электронный осциллограф? Каковы достоинства осциллографа по сравнению с другими электронно-измерительными приборами?

2. Каковы устройство и принцип работы электронно-лучевой трубки?

3. Каким образом можно изменить яркость пятна на экране осциллографа?

4. Как производится фокусировка электронного луча?

5. Для чего служит генератор развёртки?

6. Как получить неподвижное изображение на экране осциллографа?

7. Что такое фигура Лиссажу? Как получить её на экране осциллографа?

________________________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________

________________________________________________

Лабораторная работа № 11

Наши рекомендации