Общая характеристика маршрута
Воньга — река на севере Карелии, протяженность 135 км. Исток — озеро Энгозеро. Впадает в Белое Море. Общее падение – 71,4 метра, расход воды около 10 м3/сек. На маршруте практически нет населенных пунктов, но туристов достаточно много. Маршрут красивый и популярный. Вначале маршрута много красивейших озер, в конце – достаточно мощные пороги.
На всем маршруте прекрасная рыбалка, кроме начала-середины июня – рыба спит. Больше всего, наверное, окуня и щуки. В низовье – сёмга. Везде очень много грибов, ягоды. Морошка начинается в конце июня, до этого ничего нет. Много красивых стоянок на озерах вплоть до оз. Собачьего. Почти все препятствия имеют широко натоптанные тропы обноса.
Воду из озер и Воньги можно пить на всем маршруте, она очень вкусная и приятная, не пить за порогами – там она мутная и с примесями.
Схема № 1 ст. Энгозеро – оз. Мурамозеро
- место и номер планируемых стоянок
- место фактических стоянок
Схема № 2 оз. Мурамозеро – ст. Кузема
- место и номер планируемых стоянок
- место фактических стоянок
Техническое описание маршрута
Первый день
В 12:59 поезд подошел на станцию Энгозеро. За 2 минуты мы быстро выгрузились и стали искать кто бы нам помог добраться к воде. Через 10 минут к нам подошли и предложили доехать к озеру. Машина везла еще двух человек из Москвы, они шли вдвоем на надувной байдарке. Далее на маршруте мы с ними иногда пересекались.
В 13.40 мы начали собирать байдарки на берегу озера возле кладбища. Через час пошел небольшой дождь, мы укрыли еще не запакованные в гермомешки вещи и укрылись сами под тентом.
Собирая байдарку «Вьюн» был сломан кильсон. Тут же наложили так сказать две шины, очень крепко примотали проволокой и скотчем. В дальнейшем во время всего поход никаких проблем с этой поломкой не было.
Перекусив, собрав байдарки и упаковав все вещи в гермомешки, группа сообщила в поисково-спасательную службу о выходе на маршрут. Нам сообщили номер нашей группы (307) и что ожидается усиление ветра. В этом районе мы были 81 группой.
В 18.00 мы вышли на воду и к 20.00 подошли к первой запланированной стоянке на острове Елмагский. Стоянка оказалась совсем не оборудованной, но это нам нисколько не мешало. В ста метрах обнаружили более оборудованную стоянку на высоком берегу, но уже не стали переносить вещи. Периодически шел небольшой дождик. Противоположный берег долго освещало солнце, и вид долго украшала радуга. Для кого-то это была первая ночевка в прекрасных карельских местах. Легли в 23:30.
Фото 1 – Стапель | Фото 2 – Непогода |
Фото 3 – Перед выходом на воду | Фото 4 – о. Елмагский |
Второй день
Ночью было прохладно, шел дождь. Утро пасмурное, к обеду переменная облачность.
Дежурные встали в 7.30, в 10.00 мы завтракали.
Вышли в 12.30. Поднялся обещанный МЧС ветер. Старались идти недалеко от берега. Поднялись большие боковые волны. Во время перекуса пересадили людей в байдарках, чтобы не сильно страшно было идти дальше.
В 15.45 вышли, волны стали слабее, мы пошли в узком месте (южнее), прячась от ветра. По пути поймали трех окуней из которых вечером сделали «хе». Насобирали много ягод, а вот грибов не было. Связи уже не было.
Сегодня дождь нас больше не мучил. Опять чуть было не остановились, не дойдя до отличной стоянки, т.к. на карте за обозначением стоянки не было видно мыса, который нужно обойти, а все устали и просились на берег. Спасибо приложению на смартфон maps.me за своевременную подсказку.
В 19.20 остановились на прекрасной стоянке с песчаным пляжем. Поужинав, поиграли в «крокодила» и легли опять в 23:30.
Фото 5 – Менялись во время больших волн | Фото 6 – Стоянка с песчаным пляжем |
Третий день
Подъем был в 8:30. Светило солнце.
Ночью было холодно. В течение всего дня было ясно.
В 12:30 вышли. Был небольшой встречный ветер. Пробовали ставить парус, но пока с ним возились, ветер сменился на встречный. К 15.00 подошли к разрушенной плотине, которая разделяет Энгозеро и Пайозеро. Мы прошли по узкому, но вполне проходимому сливу с осмотром. Это было наше первое так называемое препятствие. Не стали устраивать здесь перекус, т.к. были полны сил, и хотелось пройти больше. Метров через 500 навстречу нам прошла байдарочная группа. Не очень понятно, куда они шли против течения.
В 17.00 после перекуса попали в Чогозеро и направились к отмеченной стоянке. Впереди на моторе еле ползли 2 катамарана, и мы боялись, что они займут хорошую стоянку. Но они ушли дальше, в Воньгу. Мы же остановились в 18.30 в конце Чогозера, до второго порожка, который отсюда слышен вдалеке. Пока все занимались своими мирскими делами и ужином, Серега ушел на рыбалку, и вернулся около десяти вечера (солнце еще светило над лесом). Улов пополнился еще двумя щуками и парой-тройкой окуней (позже выпущенных).
Пейзаж стоянки радовал своей красотой. На небе снова надолго повисла радуга, хотя на дождь не было и намека, вдалеке негромко шумел порог. Но вечером немного похолодало. Сегодня спать легли чуть раньше обычного, около 23:00.
Фото – 7 Исток р. Воньга | Фото – 8 Проход плотины |
Фото 9 – Небольшой улов | Фото 10 – На стоянке |
Четвертый день
Встали в 9:00.
Утром завтрак был богатым: одну щуку пожарили, а из второй сделали «хе», окуней выпустили. Вышли около 13:00. Сразу пошли в порожек без осмотра. После было много камней, иногда на них садились, но быстро слезали. Следующий порог проходили с осмотром. Перед ним заметили дырку на одной «Таймене». Причиной оказалась неправильная сборка байдарки: винт торчал в сторону шкуры, где и встретился с камнем. Значит, дождь, поливавший нас на стапеле, все-таки внёс свою лепту, ребята упустили этот момент. Проблему ликвидировали и прошли порожек, который больше походил на перекат, между озерами.
В Пильдозеро решили идти (а выбор был) более коротким путем. Лоция обещала «очень низкий мост, под которым в высокую воду трудно протолкнуть байдарку». Вода вроде была очень невысокой, но байдарку все равно не протолкнуть, т.к. мост нынче наполовину лежит в воде. Здесь мы сделали обнос и устроили пикник на обочине: по мосту проходит грунтовая дорога. На другой «Таймене» камнями сорвало старую заплатку под капитаном, пришлось заняться ремонтом.
Перед и после моста всё заросло камышом, через который пришлось продираться какое-то время. Дальше пришлось идти еще несколько километров без течения и против ветра. В 19:00 встали на стоянку перед порогом Горбатый. Ее снова чуть не заняла группа катамаранщиков-моторщиков. Видимо, она им не приглянулась своим малым размером, и они пошли дальше в порог. А мы понаблюдали прохождение начала порога. Первые 2 ката-6 все время садились на камни, а третий проскочил без остановки.
Еще утром обнаружилось, что в одном из продуктовых гермиков была большая дыра, и вся еда промокла еще вчера. Вечером пришлось ее переложить и просушить.
Серега снова ушел на рыбалку, где долго пропадал, и вернулся около 23:00 с двумя щуками.
На нашей стоянке каким-то чудом обнаружилась сотовая связь, которой нет уже много километров, и еще много километров не предвидится. Правда, очень плохо, но ловит: удалось отправить пару СМСок в МЧС и родственникам домой.
Фото – 11 Начало переката | Фото – 12 Середина и конец переката |
Фото 13 – Полуразрушенный мост | Фото 14 – За мостом |
Пятый день
Встали в 8:00.
Погода ясная, солнечная. Утро немного ветреное, к полудню заметно усилился восточный ветер.
Вышли в 12:00. Воньга начинается порожистым участком длиной около 40 м, в котором много камней. Заход под правым берегом с последующим смещением к центру. Ниже в русле встречаются отдельные валуны.
Второй порог длиной около 80 м. Заход под левым берегом, смещение к центру и снова поворот влево через фильтрующую гряду камней. Затем следует перекат протяженностью около 30 м, который проходим по основной струе под левым берегом.
Далее попали в Синдамозеро. В спину дул ветер, мы снова решили попробовать поставить парус. В этот раз дело пошло лучше, и бОльшую часть озера мы прошли без весел. Скорость была около 7 км/ч. Поэтому обед сделали чуть дальше, чем планировали. На выходе с озера поймали большую щуку, которую хватило на две литровые банки «хе».
К 15:00 подошли к острову, у нас был выбор: идти длинным путем, либо сделать обнос по косе мимо «ритуального дерева», срезав около 8 км. Во время обноса сделали обед. Рядом аналогично обносилась и обедала группа катамаранщиков с моторами, которую мы уже встречали. На «ритуальном дереве» было много всяких вещей и табличек, среди которых «Калининград/Koenigsberg» не редкость. Висела там и потрепанная пятью годами футболка велопробега с выцветшей надписью маркером «Калининград 2011», ненароком оставленная туристами нашей турсекции.
После обеда мы оказались в Мурамозере, где нужно было найти хорошую стоянку для дневки. На востоке озера нашли то, что надо: с песчаным пляжем, очагом, баней, «мебелью» и даже не нужной нам коптилкой. Флаг ОКБ «Факел» поднялся над каменным мысом.
Фото – 15 «Ритуальное дерево» | Фото – 16 Мы и «ритуальное дерево» |
Фото 17 – Стоянка для дневки | Фото 18 – Флаг ОКБ «Факел» |
Шестой день
Проснулись в 12-12:30. Чувство времени потеряно. Вчера вечером Серега то ли забыл, то ли поленился рыбачить, поэтому сделал это сегодня до завтрака. У него был всего час, но щуку он поймать успел. Позавтракали и принялись за работу: баня сама себя не натопит. Как позже признался руководитель, на этой днёвке он устал больше, чем за все ходовые дни. Мужчинам пришлось напилить, нарубить почти целый ствол дерева, который предварительно нужно было еще и притащить из леса. Зато вечером была шикарная баня.
Весь день солнце то пряталось, то появлялось, а к вечеру начал накрапывать дождь. Ночью он даже хорошенько полил наши палатки.
Серега и Паша днем наловили живца и поставили на ночь ловушки для щук. Утром одна была на крючке.
Фото – 19 На дневке | Фото – 20 Походная баня |
Седьмой день
Сегодня встали пораньше и вышли в 10:50. Рекорд. Пороги стали чуть сложнее. Сложность, правда, составляли не струи и бочки, а обилие камней. Часто наваливало на камни, и капитанам приходилось выходить из байдарки.
Подошли к порогу Поганьдом. Осмотр с правого берега. Первыми проходили Серега и Лена. Заход с левого берега, потом к центру, далее по основной струе. В конце справа есть место где зачалиться. Затем Саша (матросом) и Паша, Оля и Саша (матрос), Саша (кэп) и ящик (Володя)???. Даша и Вадик в порог не пошли, а зря.
Фото – 21 Начало порога. Серега и Лена | Фото – 22 Конец порога. Серега и Лена |
Фото 23 – Саша (матросом) и Паша | Фото 24 – Оля и Саша (матросом) |
Фото – 25 Саша и «Володя» | Фото – 26 Саша и «Володя» |
Лоция пугала нас медведями, но, видимо, медведи были испуганы сильнее, мы их не нашли. Потом было несколько перекатов, которые сильно надоели кучей камней.
Порог Кошка практически полностью провели, бредя по колено-пояс в воде.
Порог Гагаринский тоже был похож на длинную сложную каменистую шиверу. Здесь мы нацепляли много камней, точнее они нас. Вышли в озеро Гагарино. Лоция обещала там обилие комаров, но нас преследовали только банды слепней и оводов.
Пообедали мы только во второй части озера Гагарино. А впереди нас ждало еще одно озеро, Кодагуба, и 2 порога: Прямой и Кривой. Их мы осмотрели с воды и проходили с переменным успехом: снова куча камней, где-то струи помощнее, выразительных перепадов нет.
Вышли в озеро Столбовое и в его конце встали на стоянку в 18:30. Сегодня все заметно устали.
Восьмой день
Сегодня встали в 8:00. Погода хорошая. Вышли в 11:45. Примерно через 4-5 км должен был появиться порог Горбатый (опять!). Но через пару километров нам встретился большой перекат, который мы прошли сходу. И дальше до самого Чекозера никакого Горбатого порога мы так и не нашли. Путем нехитрых рассуждений поняли, что тот перекат и был порогом (3 категории сложности, между тем).
Затем был порог Чек, который всем понравился, потому что на нем ни у кого не возникло трудностей. Перед началом порога осмотрели его с воды и пошли друг за другом, соблюдая дистанцию. Очень интересный порог, относительно небольшой и с превосходным слаломом, мощными струями.
В 15:45 обедали под дождем на выходе из озера Медвежье. К концу обеда дождь прекратился, и вышло солнце. В озере Собачье лишились хорошего воблера, который кормил нас щуками.
К 18:30 вышли к порогу Собачий. Центральная часть порога непроходима, поэтому осмотр и обнос обязательны. Для разведки зачалились к левому берегу, где находится стоянка. Вначале осмотрели верхнюю часть препятствия до водопада. Решили дойти до непроходимого участка сплавляясь. В 30 м перед водопадом два достаточно мелких участка, где без труда можно остановиться.
Сплав верхнего участка (2 к.с.) осуществляли друг за другом при взаимной страховке с воды. Вход в порог под левым берегом, где скальные выходы образовали небольшой слив, затем уход к правому берегу. Перед плитами уход к левому берегу, где чалиться в суводь.
Так как здесь у нас будет обнос, решили лишний раз не разгружаться и встали на ночлег. Рассмотрели непроходимую в такую воду часть порога. В лесу нашли пару грибов. Обноситься придется довольно далеко.
Вечером порог приходила смотреть большая группа катамаранщиков с ватагой детей. Они использовали альтернативный путь обноса с другой стороны озера, срезав 3-4 километра. Суша там, конечно, не такая узкая, как возле «ритуального дерева», но возможно здесь обнос был бы даже короче, чем пришлось обносить нам вдоль берега.
Фото – 27 Верхняя часть пор. Собачий | Фото – 28 Перед непроходимой частью |
Фото – 29, 30 Непроходимая часть пор. Собачий |
Девятый день
Встали в 7:00. С 10:00 начали обносить непроходимую часть порога Собачий (обнос примерно 300 м). Для старта байдарки приходилось выводить от берега – ближе к струе. Ниже препятствие представляло собой шиверу, в конце которой на левом повороте следует уйти под левый берег, чтобы обойти каменистую отмель.
Фото – 31, 32 Обнос непроходимой части порога Собачий |
В 11:45 пошли дальше. Прошли Уманьгозеро и озеро Половинное (Вяккер). К 13:00 подошли к порогу Вяккер. Начало порога прошли частями и с осмотрами. Дальше до середины проводили левым берегом, затем перед основным сливом перебрались на правый берег. Здесь некоторые продолжили проводку, а некоторые совершили обнос. Проводка там долгая и нудная, но обнос вышел еще дольше. Зато заметили несколько мелких дыр на тайменях.
Фото – 33 Основной слив пор. Вяккер | Фото – 34 Проводка ниже основного слива |
В конце порога (было уже около 15:00) устроились на ремонт и обед на высоком берегу. На противоположном берегу расположились рыбаки. Вяккер занял у нас много времени, и с обеда мы ушли только ближе к пяти вечера. В русле появляется много сетей поперек всего русла.
Дальше были перекат и порог Ассу, который прошли, снова посидев на камнях. На одной гряде камней в конце порога встретились две байды: Сергея и Оли. Серега снял свою байду с камня, выгнал матроса в воду - стоять держать лодку, пока помогает скинуть с камней Олю с Вадимом. Остальные не спеша, применив все свои навыки и умения, прошли порог, местами задевая камни, которых в такую воду было очень много. В конце порога над рекой проходит железная дорога, мимо нас проехал поезд. Некоторые группы заканчивают здесь маршрут.
Далее был перекатик и деревня Воньга с обилием рыболовных сетей и лодок вдоль берега. В глубине деревни слышно звук мотора то ли пилы, то ли газонокосилки. Лоция указывала, что дальше будут перекат, порог (без названия и категории), а затем еще перекат. Но препятствий, хоть и несложных, было явно больше трёх, поэтому мы не поняли, где порог, а где перекат. Зато один из них был довольно приятным: хороший, хоть и невысокий, слив, отдаленно напоминающий настоящий порог.
Вечерело, холодало. До порога Морской было сравнительно далеко, километров 10 по плёсу реки. Берега пошли болотистые, с обрывистыми подходами. Стоянок здесь нет, словом. А ведь мы уже разбалованы хорошими стоянками, и без «мебели» нам грустно. Уставшие, замерзшие, не дойдя до порога около 2-х км, в 20:30 заметили на левом берегу пригодную для выхода на берег и ночевки поляну, судя по всему, тут периодически ночуют рыбаки. А еще здесь очень много комаров и очень мало дров. Пока мы готовили ужин, мимо прошли еще 4 катамарана.
Десятый день
Встали в 8:00. Вышли с комариной стоянки почти в 12:00. Сразу начались шиверы порога Морской. В промежутке между парой из них мы набрали 12 баклаг пресной воды. Порог простой: опять уворачивались от камней. Возможно, потому что был прилив, было проще. Слева на высоких берегах видно несколько стоянок, некоторые заняты туристами. Вышли в Белое море и пошли поперек одного из проливов на мыс. Но тут был сильный ветер и чем дальше земля, тем выше волны. Народ запаниковал, пришлось причаливать к правому берегу.
Прошли еще пару километров и встали на обед на высокой каменистой стоянке с тотемом у берега. На часах было около 14:00, шел отлив, байдарки оказались на суше. Лена набрала в водорослях мидий и добавила их в меню. Во время обеда небо покрылось тяжелыми тучами, и не успели мы расслабиться на послеобеденный сон и нормально натянуть тент, как налетел сильный ветер, полил горизонтальный дождь, вокруг засверкало и загромыхало. Костер оказался залит лужей. Все стояли и держали тент, кто-то его пытался привязывать к деревьям, гнущимся от ветра, где-то совсем рядом разрядилась одна молния (промежутка между вспышкой и громом не было). Немного нервно в такой обстановке стоять на высоком берегу, задрав руки и весла вверх. И всё равно ведь промокли, хоть и не так сильно. Так мы провели минут 20-30. Затем дождь перешел в обычный и в какой-то момент на несколько минут перестал лить, а на небе можно было увидеть полное коромысло радуги.
Фото – 35 Отлив, обед | Фото – 36 После шторма |
Мы развели новый костер ближе к тенту, чтобы стоять греться и пить чай – собрали с тента полный котел дождевой воды. В такую погоду с ветром выходить на воду мы не торопились, решили пройти подольше вечером, когда ветер стихнет. Многие так и ходят по морю вечерами и ночами, когда белые ночи это позволяют – в это время обычно штиль. К вечеру погода улучшилась, т.к. Саня принес пожертвования в виде баранок прибрежному тотему. Начался прилив, байдарки начали погружаться в воду.
В 20:00 ветер стал намного тише, и мы отправились в путь. В таких условиях темп заметно улучшился, и мы прошли примерно половину всей морской дистанции за пару часов. Встали на каменистую стоянку рядом с сырым лесом не без обилия мошки. Палатку здесь можно было поставить либо на камнях, либо на мокрых после дождей болотистых низинах. Конечно же, выбрали камни, растянув оттяжки палками и булыжниками.
Фото – 37 Стоянка на каменных плитах | Фото – 38 Штиль, белое море |
С дровами тут оказалась напряженка. Поэтому ужин готовился очень долго, и состоялся только в 00:30. Вадик уснул, так и не дождавшись супа, которого он так хотел отведать. Ночью в свете красивой Луны мимо проходили байдарки и катамараны.
Одиннадцатый день
Проснулись в 8:00. Утро выдалось солнечным и жарким. Палатки стояли на открытом пространстве, поэтому солнце выкурило жарой некоторых с самого раннего утра досыпать на свежем воздухе с голодными мошками. За завтраком без объявления войны внезапно пошел несильный дождь, при этом солнце продолжало нагло светить с востока. Быстренько натянули тент над столом (там был каркас бани, просто на него положили). И начали прятать вещи от дождя.
На воду вышли в 12:00. Были небольшие волны. Поначалу мы держались правого берега, а потом перешли залив поперек, мимо островков, оказавшись практически на финише, возле Куземы. Примерно в километре от впадения в море рек Березовка и Кузема пообщались с другими туристами-катамаранщиками, окончившими здесь свой маршрут. Они сказали, что видели, как выше по течению народ разбирал суда. Тогда мы попробовали подняться чуть вверх по Куземе, ближе к ж/д мосту и дороге. Надеялись сразу на месте отмыть каркасы от губительной соли. Но то ли из-за отлива, то ли в принципе там такая обстановка: речка встретила нас препятствием в виде камней и шкуродера со встречным течением и грязной водой. Рядом с этим безобразием на берегу виднелся вход на сильно замусоренную стоянку. Поэтому мы вернулись обратно и расположились недалеко от мыска, у которого общались с катамаранцами.
В итоге около 15-16:00 мы завершили водную часть маршрута. Получалось что-то вроде полудневки. После разгрузки отправили в местный магазин за вкусностями и вредностями первых разведчиков: Саню и Серегу. Вернулись они через час, как раз к обедоужину. До магазина около трех километров. В ту сторону им повезло: удалось доехать на попутке, а на обратном пути их чуть не съели в лесу комары. В магазине тут хлеб можно купить только ранним утром (но об этом мы узнаем только завтра днем), а молока просто нет. Зато были чай и сахар, которые почти закончились.
Также ребята провели разведку транспорта на послезавтра, чтоб добраться до станции, и взяли пару телефонов. Стоянка была сильно замусорена, много ржавых банок и битых стекол. Вадима, замеченного ранее в бесполезном копании ям веслом, попросили сделать это теперь с пользой. Он выкопал большую яму, в которую мы собрали весь мусор и позже закопали. Стоянка сразу стала выглядеть намного уютней. Жаль, не надолго это всё.
Вечером после красивого заката небо как-то резко нахмурилось, и поднялся ветер. Опасаясь повторения вчерашнего шторма, натянули тент и укрепили палатки оттяжками. И ветер успокоился.
Двенадцатый день
Вставали тяжело и лениво. После завтрака и стремительных двухчасовых сборов группа из 3-х человек (Паши, Даши и Оли) отправилась пытать счастье в магазины Куземы. Один из них, самый крупный, вчера был закрыт, поэтому на него было много надежд. Хлеба там снова не оказалось, так как местные разобрали его еще ранним утром.
Пока ребята ходили, остальные начали заниматься разборкой, мойкой и упаковкой байдарок.
Фото – 39 Руководитель и «Володя» | Фото – 40 Антистапель |
Погода нам в этом не помогала: прохладно, сыро, туман. Весь день был похож на пасмурное утро. В итоге шкуры и карематы были просушены плохо, однако дело было сделано, и 4 больших тюка сложены в кучу. Утром во время сбора черники в лесу Сане встретилась подозрительная старушка на велосипеде. Она спросила его в лоб: «Вам нужна машина для доставки?».
Рекламировала она своего деда, которому надо «заработать на бензин». В итоге договорились с ним за 1200 на доставку всех людей и рюкзаковещей аж на целых 3 километра. Проблема в сборах возникла с пленкой от бани. Толком высушить ее не удалось с такой погодой. Тащить эту мокрую тяжесть дальше никто не захотел.
Вечером поужинали и попили чай с тортом, отмечая завершение похода.
Тринадцатый день
Встали в 9, позавтракали и начали собирать вещи. Мокрую грязную пленку от бани было решено оставить в Куземе перевозчику. Попрощались с «Володей», хорошо вписавшимся в местный интерьер.
В 13:30 перетащили вещи на площадку, к которой подъезжают машины. Дедушка Виктор оказался пунктуальным, и на 15 минут раньше срока из леса показалась чудо-зверь-машина советских времен. Вещи и люди разместились внутри кузова. Машина тронулась и поехала по кривым лесным дорогам, покачиваясь и постоянно цепляясь кузовом за ветви деревьев. За 10 минут мы переместились к ж/д вокзалу.
До поезда оставалось еще 6 часов. Вещи мы разместили возле входа в зал ожидания, в котором не работает даже касса.
Расспросив дежурную станции, где примерно остановится наш третий вагон, ведь поезд стоит всего 2 минуты, нам удалось встать почти возле двери. Проблем со временем не возникло, загрузились быстро.
На этом наше путешествие по прекрасной карельской реке Воньга завершилось!