Вопрос 10. Методика определения правого и левого радиуса поперечника сердца.
Поперечник сердца - это сумма перпендикуляров, опущенных на переднюю срединную линию тела из максимально удаленных по правому и. левому контурам сердца. В норме у мужчин расстояние от наиболее удаленной точки правой границы относительной тупости сердца до середины грудины (mediana right) составляет 3-4 см, а расстояние от левой границы относительной тупости сердца до середины грудины (mediana left) - 8 -9см. Сумма их (поперечник сердца) составляет 11-13 см. У женщин на 0,5 - 1,0 см -меньше.
4.5. УИРС (задание для обязательного письменного ответа в тетради, как итог самостоятельной работы студента.
1. Основные правила перкуссии (перечислить).
2. Зарисовать проекцию органов грудной клетки на ее переднюю поверхность.
3. Нормальные ориентиры правой, левой и верхней границ ОТС и АТС.
4.6. Тестовые вопросы для самоконтроля подготовки к занятию
1. Кто ввел перкуссию в практику обследования при заболеваниях внутренних органов.
1) Л.Ауенбругер;
2) Авицена;
3) С.П. Боткин;
4) Р. Лаенек.
2. При определении границ ОТС используется перкуссия:
1)средней силы;
2) тихая;
3) громкая;
4) тишайшая.
3. При определении границ АТС используется перкуссия:
1)средней силы;
2) тихая;
3) громкая;
4) тишайшая.
4. Правая граница ОТС определяется размером:
1) левого предсердия;
2) правого предсердия;
3) левого желудочка;
4) аорты.
5. Левая граница ОТС определяется размером:
1) левого предсердия;
2) правого предсердия;
3) левого желудочка;
4) аорты.
6. Верхняя граница ОТС определяется размером:
1) левого предсердия;
2) правого предсердия;
3) левого желудочка;
4) правого желудочка.
7. В норме границы АТС образованы:
1) левым предсердием;
2) правым желудочком;
3) левым желудочком;
4) правым предсердием.
8. В норме правая граница ОТС находится::
1) в 4 м/р на 1-1,5см кнаруже от грулины;
2) в 4 м/р на 2-2,5см кнаруже от грулины ;
3) в 3 м/р на 1-1,5см кнаруже от грулины;
4) в 4 м/р по левому краю грулины.
9. В норме левая граница ОТС находится:
1) в 5 м/р на 1-1,5 см кнутри от срединно-ключичной линии ;
2) в 5 м/р по левой передней подмышечной линии;
3) в 5 м/р по срединно-ключичной линии ;.
4) в 5 м/р по левой парастернальной линии.;
10. В норме верхняя граница ОТС находится:
1) во 2 м/р по левой парастернальной линии;
2) на нижнем крае 3 ребра по левой парастернальной области;
3) на верхнем крае 3 ребра по левой парастернальной области ;
Ответы.
1)1.;2)2;3)4;4)2;5)3;6)1;7)2;8)1;9)1;10)2.
4.7. Рекомендованная литература: обязательная, дополнительная, блок информации разработанной на кафедре
Основная литература:
1.Лекционный материал.
2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.
Дополнительная литература:
1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.
2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.
3. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.
4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.
5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) “Лечебное дело”. В 2-х частях. Москва. 2006.
6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.
7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.
5 Работа на занятии:
5.1. План занятий
-Организационные вопросы – 2 мин.
-Проверка исходного уровня знаний – 10 мин.
- Коррекция исходного уровня знаний – 3 мин.
- Опрос студентов с использованием контрольных вопросов – 15 мин.
- Преподаватель осматривает область сердца и прилежащих к нему области на студенте или больном без патологии со стороны сердечно-сосудистой системы - 5 мин.
- Преподаватель демонстрирует больного с заболеванием сердечно-сосудистой системы - 10 мин.
- Самостоятельная работа студентов в учебной комнате и в палате - 30 мин.
- Итоговый контроль – тестирование – 10 мин.
5.2. Место проведения занятия
Учебная комната и палата
5.3.Оснащение и время проведения занятий
Таблицы, схема истории болезни, тесты.
5.4. Форма отчетности (заключение, доклад студента, тестирование)
- устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем
- результаты тестирования
- результат решения ситуационных задач
- результаты исследования сердечно-сосудистой системы пациента
Методическая разработка для студентов 3 курса лечебного факультета (семестр 5) составлена доцентом кафедры пропедевтики внутренних болезней (В.Е. Владимирским)
Схема методической разработки для студентов
(3 курса лечебного факультета)
1. Тема занятия. Методика определения границ сердечно-сосудистого контура. Понятие о «талии» и конфигурации сердца. Изменение данных перкуссии сердца в патологии.
2. Изучение данной темы дает понимание об конфигурации и «талии» сердца, помогает осмысленно оценивать изменение перкуторных границ при патологии. Знания, полученные в процессе данного практического занятия, будут необходимы для изучения последующих темы, а также востребованы в будущей практической деятельности.
3. Цель занятия - обучить студента навыку определения «талии» и конфигурации сердца, осмысленной интерпретации изменения перкуторных границ в патологии.
В результате изучения данной темы студент должен знать:
- понятие о «талии» сердца;
- варианты расположения талии сердца в норме и патологии;
- понятие о конфигурации сердца;
-конфигурацию сердца в норме и патологии;
-изменение перкуторных границ сердца в патологии.
После освоения темы студент должен уметь:
- определить «талию» сердца;
-определить конфигурацию сердца;
-интерпретировать изменения перкуторных границ сердца.
Студент должен владетьнавыками определения границ сердца и крупных сосудов. Перечисленные результаты освоения образовательной программы являются основой для формирования следующих о Общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых нор-:, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
Профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональные:
способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);
способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);
способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК-6);
в диагностической деятельности:
способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);
способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);
способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17);
способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно- половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилатической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы (ПК-18);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
4. Самоподготовка к занятию:
4.1. В результате самоподготовки студент должен знать:
-топографическую анатомию органов грудной клетки;
- методику определения ОТС, АТС, ширины сосудистого пучка, поперечника сердца, а также нормативы этих границ и размеров,
а также уметь определять границы ОТС, АТС, ширину сосудистого пучка, поперечника сердца.
4.2. Работа с методической разработкой кафедры по теме занятия включает знакомство с контрольными вопросами и краткими ответами на них, решение тестовых заданий.
4.3. Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:
-топографическая анатомия органов грудной клетке;
- патофизеологиические понятия о гипертрофии и дилатации сердца.
Разделы для повторения, полученные ранее по дисциплине пропедевтика внутренних болезней:
-осмотр и пальпация сердца и крупных сосудов;
-определение границ ОТС, АТС, поперечника сердца, ширины сосудистого пучка .
4.4. Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию.
Вопрос 1. Методика определения границ сердечно-сосудистого контура.
Если провести перкуссию по второму, третьему и четвертому межреберьям справа и по второму, третьему, четвертому, пятому межреберьям слева, смещаясь в строну грудины от громкого легочного звука к притуплённому, поставить в межреберьях точки по наружному краю пальца-плессиметра, соединить эти точки дермографом, то получатся границы (правая и левая) сердечно-сосудистого контура. Весъ же силуэт полученной фигуры является конфигурацией сердца.
В норме правая граница сердечно-сосудистого контра проходит во втором межреберье по краю грудины или на 0,5 см кнаружи, в третьем межреберье - на 1,0 - 1,5 см от края грудины (рис. 1). Левая граница сердечно-сосудистого контора во втором межреберье проходит по левому краю грyдины, но не далее 0,5 см от него, в третьем межреберье - по левой стороне парастернальной линии, в четвертом межреберье - на середине расстояния между левой парастернальной и срединно-ключичной линиями, в пятом межреберье - на 1,0 - 15 см кнутри от левой срединно-ключичной линии.